Анастасия Лобанова
Конспект НОД по социально-эмоциональному развитию с элементами артпедагогики для детей 5–6 лет «Жила-была Баба-яга»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по социально-эмоциональному развитию для детей
5-6 лет с элементами артпедагогики
Жила-была Баба-Яга
Лобанова Анастасия Андреевна
воспитатель ГБДОУ № 112 комбинированного вида
Адмиралтейского района Санкт – Петербурга
Цель: Дать обобщенное представление о героине русского народного фольклора Бабе– Яге.
Задачи по линиям развития :
*Познавательное развитие : Познакомить с новым термином «Импровизация». Воспитывать интерес к русскому народному фольклору.
Публикация «Конспект НОД по социально-эмоциональному развитию с элементами артпедагогики для детей 5–6 лет „Жила-была Баба-яга“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
*Речевое развитие : Совершенствовать артикуляцию, интонационную выразительность и четкость речи. Продолжать учить детей отвечать на поставленный вопрос полным предложением. Ввести в разговорный словарь детей новое слово «импровизация».
*Художественно - эстетическое развитие : Формировать умение выражать характер сказочного образа в продуктивной деятельности: через двигательную импровизацию, изобразительную деятельность. Упражнять в умении передавать в коллективной творческой работе состояние и отношение к персонажам русского народного фольклора. Способствовать самовыражению детей, через творчество.
*Социально – моральное развитие : Воспитывать умение активно общаться со сверстниками. Формировать рассудительность. Воспитывать доброжелательность, добрые чувства к людям пожилого возраста. Способствовать повышению самооценки у детей, уверенности в своих силах; Учить детей доверию друг к другу. Развивать чувство коллективизма, коммуникативные навыки.
*Эмоционально – ценностное развитие : Учить детей преодолевать страхи; способствовать «перекодированию образа страха» в иной, не пугающий образ, путём рассматривания положительных сторон героини. Вызвать эмоциональное отношение к результату своей деятельности. Обучать эмоциональному и радостному общению со сверстниками посредством игровых упражнений.
*Физическое развитие : Продолжать учить детей выполнять имитационные игровые движения. Продолжать учить выполнять простые танцевальные движения.
*Креативное развитие : Развивать музыкально – двигательное творчество. Формировать способность к творческим перевоплощениям в игровой образ. Развивать креативное отношение к окружающей действительности, через изобразительную, театральную, речевую и музыкальную деятельность.
Материал и оборудование: мультимедийное оборудование для презентации; презентация «Здравствуйте, я Баба- Яга»); флеш- карта с аудиокомпозициями : «Пластилиновая ворона», П. И. Чайковский «Полёт Бабы-Яги», Т. Морозова «Бабка -Ёжка, выгляни в окошко», А. Градкий «Добрая Баба- Яга», О. Чуралёва «Песенка Бабы Яги», З. Ларченко «Бабка- Ежка»; подушечки по количеству детей; стул для воспитателя; два стола; маленький столик; 6 стульчиков детских; 7 метел; 7 шляпок ведьмочек; платочная кукла «Баба-Яга», кукла Бабка -Ежка; 2 портрета Бабы- Яги; 2 заготовки, для составления коллажа; материал на коллаж (вырезки, бумага цветная, паетки, бантики, лоскуточки, клей- карандаш (6 штук, ножницы (6 штук, влажные салфетки, клеенка на стол, сундучок- чемоданчик, мусорная корзина, разноцветные карточки.
Методика проведения:
I. Вводная часть
Дети входят под аудиозапись «Пластилиновая ворона»
В: Привет друзья мои! Какие вы все нарядные и веселые! Как ваши дела? (Ответы детей)
*Ритуал сплочения
В: Поздороваемся друг с другом и познакомимся.
Дети стоят в кругу. Вытягивая правую руку, соединяют их в центре, называя свое имя, образуя «солнечные лучи», затем громко кричат: «Всем-всем, добрый день!» и убирают руки.
В: Какие девчонки симпатичные и мальчишки тоже! Одной из моих любимых героинь вы бы очень понравились. Вы, наверное, не знаете, о ком я говорю? (Дети отвечают)
В: А мне кажется, что сказки про нее любят все дети и даже взрослые, и оторваться от этих сказок просто невозможно. Кстати, как только ее не называют, нашу сегодняшнюю героиню, в разных странах: «Банши»» (шотл., «Ведьма» (нем., «Ямауба» (япон., «Лугару» (США) или просто «Бабица». Догадались, о ком идет речь? ( Д: Да, о Бабе- Яге).
В: Совершенно верно!
В:Когда я была маленькой девочкой и ходила в детский сад, как вы, я любила сказки… сказки про Бабу – Ягу.
В: А вам нравятся такие сказки? (ответы детей)
В: Так Кто же такая эта Баба – Яга? И что мы знаем про нее? На все эти вопросы мы попытаемся найти ответы.
Дети садятся на подушечки на ковер.
II. Основная часть
*Театрализация «Здравствуйте, я Бабуся- Ягуся»
В: Мне хочется рассказать, вам, сказку про зловредную, а может не зловредную, не обаятельную, а может обаятельная,. а зовут ее … Баба - Яга! (пока говорю слова, надеваю на себя платочную куклу Бабу- Ягу)
Б. Я. : Здравствуйте, детишки! Девчонки и мальчишки!
Догадались, кто к вам в гости пришел? (Ответы)
Б. Я. : Верно-верно - это я - Ягусечка –Яга. Не боитесь, вы, меня?
(Запускается презентация)
Б. Я. : Вы тихонько посидите, про меня сказку посмотрите,
Мне помогайте, где надо слова нужные вставляйте.
1 слайд.
Метла, ступка, нос крючком, торчат волосы клочком,
Всем известно- это я - Бабусечка ( Д: Яга)
2 слайд.
Проживаю на законных правах в лесных, болотистых местах.
Мой дом, моя «избёшка» стоит на курьих….( Д: Ножках)
Есть и верные друзья, мне без них никак нельзя.
Самые лучшие из друзей: Змей ( Д: Горыныч и Кощей)
3 слайд.
Помощники есть у меня это:
Кот, Ворон и Сова. (Дети их называют по мере показа)
Кот- всё чувствует, всё знает.
Ворон- видеть помогает.
Сова- о гостях и предупреждает.
Волшебством и хитростью я владею,
Зелье волшебное варить в чем умею? ( Д: В котле)
4 слайд.
Живу я на болоте, не проедешь ко мне на вездеходе.
Мой надежный транспорт,
доберусь хоть куда это ( Д: Ступа и метла)
5 слайд Конец.
Б. Я. : Вот и сказочки моей конец, а кто слушал, детки, кто он….( Д: Молодец)
Б. Я. : Понравилась, Вам, сказочка про меня? ( Д: Да)
Ну, что ж, прощайте. Ждите в гости. Про меня не забывайте! Снимаю куклу
В. : Интересное у вас произошло знакомство. Кто побывал у нас в гостях? ( Д: У нас в гостях побывала Баба-Яга)
В: И что же вы узнали о Бабусе – Ягусе? ( Д: Бабушка-Яга живет на болоте, в избушке на курьих ножках, у нее есть помощники : кот, ворон и сова. Есть друзья: Змей Горыныч и Кощей. Она умеет колдовать и варит колдовское зелье. Летает по небу в ступе, с метлой.)
В: А с помощь чего я перевоплотилась в Б. Я.? ( Д: Вы перевоплотились в Бабу –Ягу с помощью куклы.) Предлагаю детям её рассмотреть поближе.
В: А ещё каким способ, можно превратиться в эту героиню? ( Д: Можно переодеться в костюм, можно представить себя в этом образе.)
*Импровизация под музыку
В: Это сейчас для нас полёт на самолёте обычное дело. А раньше самыми необычными возможностями для человека были перемещения по воздуху. Поэтому, в сказках, любая могущественная волшебница наделялась этим великим даром - летать, но, самым удивительным способом летал кто? ( Д: Баба Яга)
В: Верно. С помощью чего и как она это делала? Кто хочет показать? Выходит ребёнок и показывает движения, если никто не желает, то предлагаю детям совместно сделать это.
В: Сейчас. показала нам действия, которым ее никто не обучал. Она сама их создала, придумала. Такие действия или движения называются импровизацией. Для закрепления этого слова повторяем его все вместе.
В: Я предлагаю вам перевоплотиться ненадолго в Бабу Ягу и показать ее полёт под музыку. Попробуем? (Д. : Да)
В: Представим, что мы летим в облаках в ступе, а помогут нам волшебные мётлы. Наша Баба Яга современная, поэтому и шляпки мы наденем соответствующие.
Под музыку композитора П. И. Чайковского «Полёт Б. Я» изображаем ее в движении.
Дети берут атрибуты (метелочка и колпачок).Танцуем по всему пространству зала.
В: Вы настоящие актёры! Какие замечательные движения у вас получались. Я видела, что вы прочувствовали музыку и вжились в свою роль. Кто запомнил, как называются движения и действия, которые вы придумывали и показывали сейчас, одним словом ( Д: Действия и движения называются импровизацией)
(Дети снимают атрибуты и садятся на подушечки.)
*Беседа о страхах
В: Послушайте, ребята, а вы боитесь Бабу Ягу? Почему? (Ответы детей)
В. : Ну, конечно же, не стоит ее бояться. Это сказочный персонаж, который существует только в сказках. А вот в старину, маленьких детей пугали Бабой Ягой. «Вот не будешь слушаться или спать, придет Баба-Яга и заберет тебя» говорили взрослые. Но, всё равно, к любой пожилой старушке, даже с такой страшной внешностью и такой сердитой, относились с уважением и любовью, как и сейчас.
*Рассматривание изображений «злой» и «доброй» Бабы-Яги.
В: Я вам предлагаю посетить выставку одного современного художника. А кому эта выставка посвящена мы сейчас увидим. (Начинает звучать музыкальная композиция «Бабка - Ежка, костяная ножка») Пойдем мы с музыкой, и немножко потанцуем.
Слова Движения
На неведомых дорожках, где растет дремучий лес.
Избушка там на курьих ножках,
Да сосны вьются до небес.
Кто в избушечке живет?
Песню громкую поёт?
Там бабушка Яга, да костяная нога.
Бабка- Ежка выгляни в окошко (2 раза)
Не боимся мы тебя тра- ля -ля тра -ля ля
Выходи скорей гулять будем петь и танцевать! Идут по кругу.
Изображают избушку, поднимая ноги, согнутые в коленях.
Руки вверх, полукругом,наклоны влево- вправо.
Пожимание плечами.
Ногу вперед на пятку, постучать об пол.
Руки согнуты в локтях, показ высунутой головы в «окне»
Движения соответствующие словам.
Подвожу к 2 портретам – доброй и злой Бабы –Яги.
В: Посмотрите, кто это? Как вы догадались? Посмотрите внимательно и скажите, они одинаковые или разные? По каким внешним признакам можно сказать, что эта Баба – Яга злая, а эта –добрая? (Дети отвечают на вопросы)
(1 картина- эта Баба – Яга – старушка, характер у нее вредный. Одета она в старую дырявую жилетку и рваную юбку. Волосы седые лохматые, торчат вовсе стороны, нос крючком, на носу бородавка, глазки злющие презлющие, а зубов совсем нет, от вредности все выпали. Любит она летать на метле. Вот какая злая Баба – Яга)
(2 картина- Посмотрите, а эта Баба – Яга, вовсе не старушка, да и характер у неё совсем не злой, а…. Правильно, добрый. Одета она в мини юбочку и туфельки на каблуках. Волосы у неё в кудряшках с бантиком на боку, носик остренький, глаза добрые и ласковые. Зло она причиняет лишь тому, кто ей его делает. Но на метле летать она очень любит. Вот какая добрая Баба – Яга!)
В: Какой вывод, мы можем сделать, рассмотрев эти картины? ( Д: Баба - Яга в сказках бывает не только злая и вредная, но и добрая.)
В: Раз она и добрая бывает, а что для этого она может сделать в сказке? ( Д: Указать дорогу, дарить различные вещи, которые оберегают героя, наказать злых, хорошо одеваться, не портить праздники, может навести порядок в избушке).
В: Ребята, а как бы вы называли Бабу-Ягу, раз она и добрая бывает? ( Д: Бабулечка-Ягулечка, Бабусечка-Ягусечка, Бабуля-Ягуля).
III Творческая часть
В: Вам не кажется, что сегодня просто удивительный день, столько интересных событий произошло с нами. Но как мне подсказывает моя интуиция, это еще не окончание нашего приключения. Пока мы разбирались кто же такая Баба – Яга, у нас появилась волшебная изо - студия. Посмотрим, что же там.
В: Главной героиней сегодня была… ( Д: Баба – Яга). Как вы думаете, какая по возрасту (характеру) Баба – Яга? Какие волосы, глаза, руки, спина, одежда? (Ответы детей)
В: А теперь давайте создадим свою Бабу – Ягу. А какая она будет добрая или злая зависит от нас.
Составление коллажа: «Баба-Яга». /Под музыку/.
Вывод, после проделанной работы:
В: -Как вы думаете, какая Баба-Яга у нас получилась?
-Вы боитесь эту Бабу – Ягу?
-А почему вы её не боитесь?
В: Правильно, не надо бояться Бабы-Яги! Ведь она вымышленный персонаж, сказочный герой.
IV Рефлексия «Багаж знаний».
(После изготовления коллажа, дети присаживаются на подушечки)
Перед детьми стоят сундучок- чемоданчик и мусорная коробочка, задаются вопросы:
- Понравилось вам сегодняшнее знакомство с Бабой-Ягой?
- Какие чувства вы испытываете после знакомства с Бабой - Ягой?
- Узнали что-то новое или нет? Что узнали?
- Понравились задания или нет? Какие?
- Чему научила вас наша встреча?
Детям раздаются карточки разного цвета, если ответы детей положительные, то карточки кладутся в чемодан. Если отрицательные – то в мусорную коробочку.
- У вас в руках карточки, подумайте, познавательно и интересно было вам сегодня или нет. Если ответ «да»- тогда свою карточку положите в сундучок, если «нет» в коробочку.
V. Ритуал выхода. Завершение.
Дети стоят в кругу. Вытянув правые руки, соединяют их в центре, образуя «солнечные лучи», затем громко кричат: «Всем-всем, до свиданья!» и убирают руки.