Юлия Герасименко
Познавательная сказка «Жила-была бумага» для детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Уточнение и закрепление представлений детей о бумаге, ее свойствах и видах.
Задачи:
1. Формировать познавательный интерес к свойствам бумаги, на способе сравнения.
2. Научить детей устанавливать причинно-следственные связи при работе с бумагой (рвать, мокнет, сгибать, складывать).
3. Побуждать интерес к окружающему миру, проявлять фантазию, мышление, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, уметь ставить и отвечать на вопрос.
Формы организации: групповая.
Публикация «Познавательная сказка „Жила-была бумага“ для детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет» размещена в разделах
Оборудование: Бумага (три вида) - салфетка, картон и белая бумага (А4, вода, емкость.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, мои друзья! Сегодня я расскажу вам удивительную сказку. Но эта сказка не простая, а познавательная. Вы готовы ее слушать? Тогда сядем по удобнее на нашей волшебной полянке и отправимся в сказочную историю. Дети усаживаются.
Воспитатель: Далеко в бумажной стране жили – были Картоныч (лист картона, Листочек (лист бумаги) и Феточка (бумажная салфетка). И случился у них спор: «Кто нужнее и важнее из них». Долго они думали, и тогда решили выяснить все в путешествии. И вот на их нем пути встретилась гусеница. Она хотела перейти через лужу, но не знала как. Лужа была очень большая, а гусеница маленькая. Друзья предложили свою помощь гусенице.
Воспитатель: Подскажите ребята: «Как можно помочь гусенице? ( Ребята отвечают: нужно сделать кораблик)
Опыт: Ребята пробуют сделать кораблик из трех видов бумаги.
Вывод: Кораблик из бумаги самый хороший. Картон – плотный и его тяжело складывать. Салфетка – очень мягкая, быстро рвется и нет формы.
Села гусеница в кораблик и переплыла через лужу. Зазнался Листочек, что он помог гусенице.
Отправились друзья дальше в путь, и повстречалась им лисичка. Хочет она попить из ручейка, но не знает, во что налить воду.
Воспитатель: Подскажите ребята: «Как можно помочь лисичке? ( Дети отвечают: сделать кулек).
Опыт: Предложить ребятам свернуть три вида бумаги в кулечки. Налить в них воду.
Вывод: Кулек из картона - самый удобный, толстый, быстро не пропускает воду. Кульки из салфетки и бумаги – не подходят, быстро мокнут, пропускают воду.
Утолила жажду лисичка, сказала спасибо и убежала в лес. Зазнался Картоныч!
Отправились друзья дальше в путь. Видят, сидит на пеньке бабочка и громко плачет, а крылышки у нее испачканы грязью. И от этого она не может взлететь, а дома ее уже заждались.
Воспитатель: Подскажите ребята: «Как можно помочь бабочке? (протереть крылышки).
Опыт: Предложить ребятам вытереть пятна на столе бумагой, картоном и салфеткой.
Вывод: Салфетка – мягкая, легко мнется и лучше вытирает и впитывает. Картон – грубый, тяжело мнется. Бумага – менее грубая, но ею так же неудобно вытирать поверхность стола.
Помогла Феточка бабочке привести свои крылышки в порядок. Поблагодарила ее бабочка и полетела домой. А Феточка загордилась, она самая важная.
Ходили, ходили друзья по горам, по лесам, но выяснить так и не получилось у них: «Кто из них самый нужный и важный». Шли, они шли, и пришли в детский сад. Пригласила я их к нам в гости. Давайте дети расскажем им, почему все они очень нам нужны и важны.
Дети отвечают на наводящие вопросы (что узнали из опытов).
Воспитатель: Какой вывод мы можем с вами сделать? Конечно, они все нужны, важны и без них нам, не обойтись.
Молодцы! Сегодня у нас получилось очень познавательное путешествие. Вот какая интересная эта бумага. Так будем бережней относиться ко всему, что нас окружает.
Тема: «Ах, эта бумага!»
Цель: Формировать и закреплять представление детей о бумаге, ее свойствах и видах. Развивать аналитическое мышление, воображение, сообразительность. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи в процессе работы с бумагой (рвется, мнется). Формировать бережное отношение к природным ресурсам.
Задачи: Формировать познавательный интерес к свойствам бумаги («познавательное развитие»); развивать правильную связную, диалогическую речь, уметь делать вывод («речевое развитие»); умение под музыку делать физические упражнения («физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие»); умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками («социально – коммуникативное развитие»);
развивать самостоятельную творческую деятельность («художественно-эстетическое развитие»).
Виды деятельности: игровая, познавательно - исследовательская, двигательная, коммуникативная, продуктивная.
Формы организации: групповая.
Оборудование: музыкальная колонка (для музыкального сопровождения,
образцы разных видов бумаги (салфетка, цветная бумага, ватман, калька, картон и др.); предметы из бумаги (альбом, газета, коробка и др.); емкости с водой, бумага разной фактуры (для эксперимента).
Предварительная работа: организуется выставка разных видов бумаги и изделия из нее, рассматривание энциклопедий, иллюстраций по теме, коллекция различных видов бумаги.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята давайте поздороваемся друг другом «Доброе утро!», а теперь улыбнитесь друг другу – подари свою улыбку другу.
Входит «Картоныч» и в руках держит большую бумажную коробку.
Картоныч: - Доброе утро, дети! Мне очень, нужна ваша помощь. У бабушке на чердаке я нашел много интересных вещей. Расскажите, пожалуйста – из чего сделаны эти вещи и для чего они нужны? (достает из коробки предметы сделанные из бумаги : стакан, конверт, тетрадь, тарелку, блокнот, журналы,)
Воспитатель: - Ребята, поможем Картонычу?
- Посмотрите внимательно, из чего сделаны эти предметы? (ответы детей)
- Какие виды бумаги мы с вами знаем? (в помощь детям - коллекция различных видов бумаги, собранная ранее в папку: печатная, газетная, цветная, обойная, туалетная, картон, оберточная, копировальная, денежная, наждачная и т. д.)
- В чем различие разных видов бумаги? (ответы детей)
- Молодцы! А теперь давайте поиграем и узнаем, где и для чего используют ту или иную бумагу.
Я листочки положила в большую коробку.
Ну-ка (имя ребенка) вынь листок и назови.
(Дети достают из коробки листы бумаги, называют его (например, картон, калька) и рассказывают для чего ее используют).
- Молодцы, все верно назвали.
А как вы думаете: может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги? Почему из бумаги не делают утварь, мебель, не шьют одежду, обувь? (ответы детей)
- Давайте поиграем в игру «Бывает - не бывает». Если я назову предмет, который может быть сделан из бумаги - вы хлопаете в ладоши. Если нет -топаете. Будьте внимательны! (машина, журнал, груша, альбом, диван, книга.)
- Молодцы!
- Ребята, посмотрите на предметы, которые принес Картоныч. Про какие из них можно сказать :
- Бумажный, бумажная, бумажные (ответы детей).
- А теперь ребята чуть отдохнем.
Физкультминутка «Бумажные фантики» (звучит тихая музыка)
Мы фантики бумажные,
Конфетки в нас сидели.
А детки-сладкоежки
Конфеты дружно съели.
(Дети сидят на корточках в кругу и раскачиваются из стороны в сторону)
Ветер вдруг набежал,
И все фантики поднял.
(Встают и, кружась, машут руками, затем бегают врассыпную)
Закружились, полетели,
И на землю тихо сели.
(Садятся на корточки)
- Как и все другие материалы, бумага тоже имеет определенные свойства. Хотите узнать - какие? Для этого мы с вами отправимся в волшебную мастерскую. Закрывайте глаза и скажем все вместе: Раз, два, три, в мастерскую заходи. Посмотрите как здесь интересно, сейчас мы проведем несколько опытов, занимайте места за столами.
На столах приготовлены подносы на каждого ребенка. На подносах: листочки бумаги разной плотности, разного цвета, вода в пластиковых емкостях.
Опыт 1.
- Давайте попробуем узнать - можно ли смять бумагу? Попробуйте, у всех ли бумага сомнется? (дети пробуют). А почему одну бумагу было легче смять, а другую - труднее? (ответы детей). Какой можно сделать вывод? Бумага мнется. Чем толще и плотнее бумага, тем труднее ее смять.
Опыт 2.
Давайте проверим - можно ли разорвать бумагу? Вся ли бумага порвалась? Какую бумагу легче разорвать - плотную или тонкую? (ответы детей). Сделаем вывод. Бумага рвётся. Плотная бумага рвется с трудом.
Опыт 3.
Теперь возьмите цветную бумагу, сложите листок пополам, четко выделите линию сгиба. Затем разверните листок и попробуйте эту линию удалить. Получилось это у вас? (ответы детей). Какой можно сделать вывод? Бумага гнется.
Опыт 4.
- А для следующего опыта нам понадобится вода. Опустите листочки бумаги в воду. Что случилось? Все листочки намокли? Какие намокли быстрее? Попробуйте достать из воды тонкую бумагу. Что с ней происходит? (ответы детей). Толстая бумага намокает? Конечно, только для этого нужно больше времени. А листочки остались на поверхности воды, или нет? Какой сделаем вывод? Бумага намокает и не тонет.
- Какие мы молодцы и так сегодня потрудились. Понравилась ли вам наша сегодняшняя работа? Что интересного вы узнали о бумаге? Как мы используем бумагу? (рисуем, режем, пишем, делаем аппликацию, подделку и т. д.). (ответы детей)
- А нужно ли бумагу беречь? Почему? (отчеты детей)
- Молодцы! Давайте спросим у Картоныча: помогли ли мы ему разобраться с неизвестными предметами?
Картоныч: Огромное вам спасибо друзья! Я так всего многого узнал.
Воспитатель:
- А на прощание у меня есть для вас сюрприз! Любите сюрпризы? Я принесла вам вот такой альбом. Мы его рассмотрим после занятия. В нем собраны иллюстрации необычных вещей сделанных из бумаги - это называется бумажная пластика.
- Картоныч, приходи еще в гости к нам. До свидания!