светлана десятникова
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Семья, семейные традиции»
Конспект по познавательному развитию в старшей группе «Семья – семейные традиции»
I. Содержательно-целевой компонент:
Программное содержание:
Тип занятия : Познавательное и речевое развитие (ознакомление с окружающим).
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе „Семья, семейные традиции“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Старшая группа
- Темочки
Цель: формировать представление о значении семьи в жизни ребёнка и о семейных традициях способствовать развитию доброжелательности, терпимости, внимания, взаимопомощи.
Задачи:
Обучающие: Дать понятие «семейные традиции». Дать детям представление о старинных семейных традициях. Обогащать словарный запас детей прилагательными: музыкальная, спортивная, заботливая, многодетная, дружная Совершенствовать диалогическую форму речи, способности связно излагать события из личного опыта.
Развивающие : Развивать внимание, память, мышление. Расширять и углублять представление детей о семейных обычаях. Пробуждать уважение и интерес к традициям русского народа
Воспитывающие: Воспитывать у детей уважение к семейным традициям, желание делиться и продолжать традиции своей семьи
Предварительная работа: беседы с детьми на тему «Моя Семья», «Моя мама», «Семейные праздники», рассматривание семейных фотографий, сюжетно- ролевые игры «Семья», «Идем в гости», чтение художественной литературы о семье. Совместная работа с родителями и детьми.
Интеграция в целостный образовательный процесс: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное и речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие
II. Организационно - деятельностный компонент
Материал и оборудование:
Демонстрационный: семейные фотографии, предметные картинки и предметы по теме занятия, стенгазеты о семейных традициях,
Оборудование:, телевизор, уголёк, зерно, монеты (индивидуально для каждого ребенка, ёмкость для воды, ноутбук, аудиозаписи.
Подготовка к НОД: размещение атрибутов к занятию в групповом помещении, настройка аппаратуры (подключение ноутбука к телевизору)
Формы организации НОД: индивидуальная, фронтальная.
Методы и приемы обучения:
наглядные: показ, демонстрация;
словесные: беседа с детьми, рассказ воспитателя, пояснения, объяснения, познавательные вопросы, словесные отчеты детей, поощрение «Молодец»; практические: предметно-практические и умственные действия, сравнение, классификация, обобщение;
игровые: подвижная игра. сюрпризный момент.
III. Эмоционально - мотивационный компонент: способы мотивации учебно-познавательной деятельности (заинтересовывающий момент)
IV. Результативно-оценочный компонент: Вопросы по обобщению пройденного материала, оценка участия и достижений детей в НОД.
Этапы реализации содержания НОД
Структурный компонент Действия воспитателя Действия детей
I. Эмоционально - мотивационный компонент
Вводная часть: мотивация, установка на предстоящую деятельность.
3минуты Воспитатель сообщает детям о начале занятия, создает положительный эмоциональный настрой, развивает мыслительную и речевую деятельность.
Вводная часть Воспитатель обращается к детям: Дети, посмотрите к нам сегодня пришли гости! Давайте поздороваемся! Воспитатель спрашивает у детей: А вам нравится, когда приходят гости? Дети, присаживайтесь
Я предлагаю вам послушать песню, она вам подскажет о чём мы сегодня будем говорить. Согласны? Формирование установки мотивационноцелевой базы.
Здравствуйте гости! Дети здороваются
«Да»
Дети выполняют действия
«Да». Дети слушают песню «Моя семья»
II. Организационно - деятельностный компонент
Основная часть 20минут Воспитатель: Ребята, вы догадались, о чем мы будем сегодня говорить? А как вы догадались? О ком поётся в песне?
Воспитатель: Скажите мне дети, а что такое семья? Как вы понимаете значение этого слова?
(Дети рассказывают стихотворение по строчке)
-Семья – это счастье, любовь и удача,
-Семья – это летом поездки на дачу,
-Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты,
-Семья – это труд, друг о друге забота,
-Семья – это много домашней работы.
-Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Воспитатель:Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья;
Какая хорошая Ваша семья!
Воспитатель: Как вы думаете какой должна быть семья?
Посмотрите на эти фотографии внимательно и скажите, что на них изображено? Значит это у нас какие фотографии (семейные)
Воспитатель: А кто знает чем отличаются люди из разных семей?
Воспитатель: Я хочу сегодня вас познакомить с пословицей : «Хорошая семья – традициями крепка» Как вы думаете, что такое традиции. (если дети затрудняются ответить, воспитатель объясняет) Традиции – это принятые в семье правила, которые соблюдают и взрослые и дети: например как проводить семейный праздник, отдых. В каждой семье есть свои правила – традиции.
Вы с родителями дома делали стенгазеты о традициях и мечтах вашей семьи. Хотите отправиться в гости к друг другу?
Тогда занимаем места в автобусе и отправляемся в путь. (звучит песня «Мы в автобусе сидим»)
Вот мы и приехали.
Первая остановка. Но чтобы узнать к кому приехали в гости, нужно ответить на вопросы. Готовы?
Вопрос - ответ
1) Если в семье все заботятся друг о друге.
То какая это семья?
2) - В семье все дружат друг с другом.
Какая семья?
3)-В семье все играют на музыкальных инструментах, слушают музыку.
Какая семья?
4) - В семье все занимаются спортом.
Какая семья
5) - В семье много детей.
Какая семья?
Заходим в гости. Рассаживайтесь на свои места. Чья это семья? Расскажи нам о своей семье.
А теперь я вам предлагаю немного поиграть. Хотите?
Психогимнастика «Семья»
- Покажите,какое выражение лица у папы и мамы когда они радуются? Ребята, а когда ваши родители бывают такие радостные?
- Покажите, какое выражение лица у папы и у мамы, когда они удивляются?
Интересно, когда это мама и папа удивляются?
- Покажите, какое выражение лица у родителей, когда они сердятся? Когда они могут сердиться?
- Какое выражение лица, когда мама с папой испугаются? Что их может напугать? (Молодцы)
Воспитатель: Посмотрите на свои пальчики, они похожи на вашу семью?
Пальчиковая гимнастика: «Моя семья»
1,2,3,4 кто живёт у нас в квартире?
1,2,3,4,5 всех могу пересчитать
Папа, мама, брат, сестрёнка
Кошка Мурка,два котёнка,
Мой щенок, сверчок и Я
Вместе дружная семья.
А теперь давайте отправимся дальше, занимаем места в автобусе. (звучит песня «МЫ едем, едем») Остановка. Мы в гостях у семьи….
Что ты нам расскажешь о своей семье? Эта семья приготовила для нас игру с мячом. Поиграем?
Игра «Кто ты мне?»
(Воспитатель в центре, бросает мяч детям)
- Я мама, а ты мне кто
- Я бабушка, а ты мне кто?
- Я папа, а ты мне кто?
- Я сестра, а ты мне кто?
- Я тетя, а ты мне кто?
Физкультминутка:
У меня есть семья
Очень дружная она.
С мамой мы печем блины.
Небывалой вкусноты.
(имитация движений)
С дедом грядки мы копаем.
(имитация движений)
С бабушкой цветы сажаем.
(имитация движений)
С папой мы в футбол играем.
(имитация движений)
Очень сильно я люблю
Свою милую семью
(обхватить себя руками).
Молодцы! А сейчас я предлагаю вам отправится в прошлое нашей страны и узнать какие раньше были традиции. Вы не против? Тогда закрываем глаза, повернулись вокруг себя. 3 раза Открываем глаза. Детей встречает воспитатель в народном костюме с караваем в руках.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Раньше гостей встречали хлебом- солью, кланялись в пояс, показывая своё уважение. Гость отламывал небольшой кусочек хлеба, макал в соль и ел.
Хлеб-пожелание благополучия и богатства. Соль- защита от врагов. В России до сих пор сохранился этот обычай- встречать гостей хлебом, солью.
Воспитатель: Приглашает к столу с предметными картинками. Я хочу вам рассказать ещё о некоторых традициях,
показывает картинку с кошкой -А какая была на Руси традиция, связанная с кошкой, кто-нибудь догадался?
- Да, есть такая старинная традиция : при переезде в новый дом или квартиру первой в жилище пускать кошку. Люди верили, что кошка оберегала и защищала дом.
Показывает картинку с изображением младенца.
- А какая могла быть традиция на Руси, связанная с ребёнком.
- Это очень интересно: когда ребёнка купали в первый раз, в таз с водой опускали уголёк, зернышко, монетку. Зачем? Попробуйте догадаться?
Воспитатель:
Опуская предметы в воду приговаривали.
- Уголёк - Пусть всегда в доме будет тепло.
- Зерно - Будь всегда сыт.
- Монета - Будь всегда богат.
Воспитатель предлагает детям опустить в тазик предметы.
Ну а теперь вам пора возвращаться в детский сад. Я надеюсь вы ко мне ещё придёте в гости. Закрывайте глаза.
И вот вы снова в детском саду.
Да, о семье
Ответы детей
Семья – это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, жалеют, сочувствуют, уважают друг друга, ласково говорят друг с другом.
Дети вместе с воспитателем рассказывают стихотворение.
Большой, крепкой, дружной, трудолюбивой.
Семейные
Фамилией, именами, внешностью, традициями.
Да
Дети выполняют движения за воспитателем.
Заботливая
Дружная
Музыкальная
Спортивная
Многодетная
Рассказ ребёнка о своей семье и семейных традициях.
«ДА»
Дети показывают мимикой эмоции.
Ответы детей
Делают пальчиковую гимнастику
Повторяют за воспитателем движения.
Рассказ ребёнка о своей семье
Игра с мячом.
(дочь, сын)
(внук, внучка)
(сын, дочь)
брат, сестра)
(племянник, племянница)
Выполняют задание
(ответы детей)
(ответы детей)
Опускают предметы в таз и проговаривают слова.
III. Результативно-оценочный компонент
Заключительная часть
2минуты Воспитатель: Ребята, о чём мы с вами сегодня говорили? Что нового узнали? Какая традиция больше всех вам запомнилась? Почему? Что понравилось больше всего?
Ребята, вы самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, дружно живут, заботятся друг о друге. Спасибо, что рассказали о традициях вашей семьи. И помните, ребята, и дома скажите «Хороша семья – традициями крепка». Ответы детей