Елена Шевченко
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «Одежда наших предков»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи: Расширять представление детей о женском и мужском русском народном костюме, особенностями их изготовления и применения. Развивать мелкую моторику рук, художественный вкус и творческое воображение.
Словарная работа: Народный костюм, сарафан, передник, рубаха-косоворотка, опояска, опоясываться, кушак, оберег, вышивка «крестом», нитки - мулине.
Темочки:
- Быт и народные традиции, предметы старины
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народный быт. Конспекты
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Материал: русские народные костюмы (женская рубаха, сарафан, передник, рубаха – косоворотка,образцы работ вышивки крестом, лента для плетения пояса, образцы льняной ткани (разными способами окрашивания).
Предварительная работа: рассматривание картин из серии «Русский народный костюм», рассматривание различных видов тканей, декорирование шаблона : рубахи, сарафана, кокошника. Чтение пословиц, загадок, поговорок, сказок, рассказов. Разучивание русских народных хороводных песен.
Ход занятия:
Дети, воспитатель под музыкальное сопровождение входят в зал (хороводная музыка). Дети стали в полукруг. Дети в русских народных костюмах, воспитатель в русской народной одежде.
Воспитатель: Ребята, какие вы сегодня нарядные, на вас необычная одежда.
- Девочки, во что вы одеты?
- А вы, мальчики?
Дети: В русский народный костюм.
Воспитатель: Да, вы одеты в русский народный костюм. В костюмы которые носили давным-давно наши прабабушки и прадедушки.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим о русском народном костюме - женском и мужском. Одежда русских людей была довольно простой, удобной и красивой.
Воспитатель: Кто может сказать: из какой ткани шили одежду?
Загадка: |
Из земли вырастало, весь мир одевало. |
Дети: из льняной.
Воспитатель: Правильно, из льняной. Её ткали из льняных нитей. Именно из льняной ткани сшит этот сарафан (достать из короба надетый на «плечики» женский народный костюм. Рубаха сверху – сарафан).
Воспитатель: подумайте, чем льняная ткань хороша, в чём её недостаток?
Дети: Хороша, потому что эта ткань экологически чистая, нити, из которых её ткут, спрядены из растения, изо льна.
Воспитатель: В одежде из этой ткани зимой не холодно, а летом не жарко, тело в ней «дышит»
Воспитатель: А Недостаток?
Дети: Недостаток в том, что ткань быстро мнётся и с трудом разглаживается.
Воспитатель: В наше время льняная одежда снова стала пользоваться популярностью. А чтобы она не так мялась, учёные придумали добавлять к льняным нитям тонкие искусственные нити. Вспомните, какой цвет имеет неокрашенная льняная ткань?
Дети: Серый.
Воспитатель: Правильно серый цвет (показ неокрашенной льняной ткани)
Воспитатель: Ткань этого сарафана окрашена. (Дети рассматривают льняную окрашенную ткань разных цветов). Как вы думаете что означает красный цвет ткани?
Дети: Тепло, праздник, радостное настроение, красоту.
Воспитатель: Да, молодцы и сарафан красного цвета одевали на праздник.
Воспитатель: Чаще всего сарафаны были красного, жёлтого, голубого и коричневого цветов.
- Жёлтый цвет олицетворял Солнце, богатство, сарафан жёлтого цвета носили богатые люди.
- Голубой цвет – символ неба, молодости, сарафаны голубого цвета носили молодые девушки.
Воспитатель: А что означал коричневый цвет ткани
Дети: Правильно, землю-кормилицу.
Воспитатель: Да, ребята и коричневый сарафан одевали когда шли работать в поле.
Воспитатель: Ребята, а что одевали женщины под сарафан? (снять с плечиков сарафан и демонстрировать рубаху)
Дети: рубаху
Воспитатель: Да, рубаху. Под сарафан женщины надевали белые рубахи.
Загадка: |
Дуйся не дуйся через голову суйся, попляши день – деньской и пойдёшь на покой. |
Воспитатель: А сверху повязывали передник (Достать из короба передник и одеть его на себя).
Воспитатель: Ещё раз внимательно рассмотрите народный костюм.
- Почему он кажется нам необычным и красивым?
Дети: Правильно, на костюме есть вышивка.
Воспитатель: Да, и на переднике и на сарафане и на рубахе есть вышивка. Это вышивка «крестом»
По народному поверью вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом защитой от злых сил.
Вышивка-обереги располагались в определённых местах; на рукавах рубахи, у выреза, на подоле сарафана.
Узор на рукавах оберегали руки, сохраняли их силу и ловкость.
Узор на сарафане оберегали лёгкие и сердце, и не давали злой силе подойти с низу.
Физминутка «Нитки» (Дети взявшись за руки идут друг за другом под русскую народную песню имитируют движения как нити завязываются в клубок, а затем развязываются)
Воспитатель: Все эти красивые узоры вышиваем разноцветными нитками.
Сейчас для вышивания используют нитки, которые называются «мулине» (Достаём из короба мулине, разных цветов и раздаём детям)
Воспитатель: Посмотрите, как необычно они смотаны, потрогайте их, они мягкие, шелковистые.
- Что можно вышивать такими нитками?
Провести ребят и показать:
Дети: скатерти, салфетки, полотенца, наволочки. (Рассматривают их.)
Женщины в старину вышивали не только сарафаны, скатерти, передники, полотенца, но и мужскую одежду (достаём из короба рубаху косоворотку).
Воспитатель: Рассмотрим эту рубаху. Она очень длинная, рукава тоже длинные и широкие. Не закатав такие рукава, работать было невозможно. Именно с тех давних времён берёт своё начало выражение «работать спустя рукава» значит работать кое-как, плохо.
-Чем старинная рубаха отличается от рубашек, в которые одеты наши мальчики.
Дети: Она сшита из другой ткани.
Воспитатель: Правильно, она сшита из другой ткани
- Вспомните, как называется эта ткань?
Дети: льняная
Воспитатель: Да, льняная.
- У старинной рубахи по-другому скроен воротник: он расположен сбоку, как бы косо. Поэтому рубаху называют косовороткой.
-Ещё одна особенность рубахи – вышивка на вороте, рукавах и по низу.
Воспитатель: Как называется такая вышивка?
Дети: «Крестом»
Воспитатель: Для чего она была нужна?
Дети: Защищала от злой силы.
Воспитатель: Ребята, а что ещё находится поверх рубахи?
Дети: Пояс.
Воспитатель: Правильно, пояс. В старину их называли опоясками, кушаками.
Загадать загадку: |
Надену – ободом сведёт сниму – змеёй упадёт тепла не даёт, а без него холодно. |
Кушаки плели из тесьмы, делали из ткани и кожи.
Пояс был не только частью костюма но и познавательным знаком. Что такое опознавательный знак?
Дети: В старину были люди богатые и победней, посмотришь на пояс и поймёшь богат человек или беден, у богатого пояс широкий, украшен широким узором из бисера, а у бедного узкий и узор на нём попроще.
Воспитатель: Давайте сплетём пояски в подарок братьям, папам или дедушкам. (Дети подходят к своей тесьме и продолжают плести начатый узор) играет спокойная музыка. Плетение пояса.
Воспитатель: Молодцы ребята, все очень хорошо постарались, у всех красивые пояса получились.
А сейчас, ребята скажите, что новое вы узнали на занятии, что понравилось.
Воспитатель: Ребята, русский народ умел не только работать но и отдыхать
-Русский народ любил водить хороводы, петь песни, и мы с вами поводим хоровод.
Хоровод.