Елена Гутарова
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Мы — юные пожарные!»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
закрепить знания о профессии пожарного, понятии безопасность, причинах возникновения пожара и правилах поведения при пожаре;
активизировать употребление в речи названия предметов, необходимых пожарным;
формировать навык образования однокоренных слов;
развивать общие речевые навыки;
координировать речь с движением;
способствовать развитию любознательности у детей;
воспитывать у детей желание соблюдать правила безопасности;
воспитывать культуру взаимоотношений.
Оборудование:
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе „Мы — юные пожарные!“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Пожарный. Знакомство с профессией
- Старшая группа
- Темочки
предметные картинки с изображением предметов, необходимых пожарным в работе;
удостоверения юных пожарных;
книжки-малышки «Пожарная безопасность»;
мнемотаблицы;
«шапочки» для подвижной игры «Пожарные и искорки»;
фломастеры.
Предварительная работа:
беседы на тему: «Правила пожарной безопасности», «Профессия пожарный»;
рассматривание иллюстраций на пожарную тематику;
просмотр мультфильмов «Уроки тетушки Совы. Уроки безопасности. Огонь. Фейерверки. Ожоги.»
Методические приемы:
В: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся!
Д: Здравствуйте!
В: А теперь, представьте, что ваши пальчики, стали человечками. Давайте с ними поиграем.
Доброе утро, здравствуй, Иван.
Доброе утро, здравствуй, Степан.
Доброе утро, здравствуй, Ирина.
Доброе утро, здравствуй, Арина.
Здравствуй и маленькая Алина.
(Попарные пальцы обеих рук, начиная с больших, сначала соединяются, а потом перекрещиваются справа налево).
В: Молодцы ребята, присаживайтесь на свои места!
В: Удивителен мир звуков, окружающий нас: вот мяукает кот и тонко позванивает хрусталь, таинственно шуршат под ногами листья и радостно смеются дети, визжит тормозами машина.
В: А сейчас, давайте послушаем звуки улицы.
Прослушивание звукового фона шум улицы:
В: А как вы думаете, без звуков жизнь была бы интересной или скучной?
Д: Без звуков жизнь была бы скучной и неинтересной.
Д: Жизнь была бы страшно скучной,
Если б жизнь была беззвучной.
Как прекрасно слышать звук:
Шум дождя и сердца стук!
Д: Мы кричим, смеемся, дышим,
Мы слова и мысли слышим,
Слышим даже тишину
Как гуляет кот на крыше,
Как шуршат за стенкой мыши,
Волки воют на луну.
Д: Мир без звуков был бы грустный,
Серый, скучный и «невкусный»!
В: Молодцы ребята, а теперь давайте послушаем еще один звук.
Прослушивание звукового фона сирены пожарной машины.
В: О чем напоминает этот звук?
Д: Этот звук напоминает о приближении пожарных машин.
Д: С дымом мешается облако пыли.
Мчатся пожарные автомобили,
Щелкают звонко, тревожно свистят,
Медные каски рядами блестят.
Миг – и рассыпались медные каски.
Лестницы выросли быстро, как в сказке.
Люди в брезенте – один за другим –
Лезут по лестницам в пламя и дым…
В: Итак, ребята, этот звук напоминает нам о приближении пожарных машин.
В: Дети, а в каких ситуациях нужны пожарные автомобили?
Д: Пожарные машины нужны, всегда, когда случается пожар.
В: Дети, как вы думаете о чем мы с вами сегодня поговорим?
Д: Мы будем говорить о пожаре.
Д: Дом пылает за углом,
Сто зевак стоят кругом.
Ставит лестницы команда,
От огня спасает дом.
Весь чердак уже в огне,
Бьются голуби в окне.
На дворе в толпе ребят
Дяде Степе говорят:
«Неужели вместе с домом
Наши голуби сгорят?».
В: Правильно, ребята, мы будем говорить о пожаре.
В: Дети, как вы думаете, в каких ситуациях случается пожар?
Д: Что за тесный, тесный дом?
Сто сестричек жмутся в нем.
И любая из сестричек
Может вспыхнуть, как костер.
Не шути с сестричками,
Тоненькими спичками.
В: Правильно, пожар случается, когда дети берут спички.
В: А когда еще случается пожар?
Д: Если ты включил утюг,
Убегать не надо вдруг.
Закрывая в доме дверь,
Все ли выключил, проверь.
В: Совершенно верно, пожар случается из-за неправильного обращения с электрическими приборами.
В: А еще, когда бывает пожар?
Д: Где с огнем беспечны люди,
Там взовьется в небо шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой, безжалостный пожар.
В: Итак, пожар случается из-за нарушения правил пожарной безопасности.
В: Потрудились мы друзья,
Поиграть пришла пора!
В: А сейчас мы с вами поиграем в иргу: «Доскажи словечко».
Д: Упал на пол уголек
Деревянный пол зажег
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его… (водой).
Д: Что бывает, если птички
Зажигают дома… (спички).
Д: Если младшие сестрички
Зажигают дома спички
Что должны вы предпринять?
Сразу спички… (отобрать).
Д: Дым столбом поднялся вдруг
Кто не выключил… (утюг).
Д: Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил белье над… (газом?
Д: Пламя прыгнуло в траву.
Кто у дома жег… (листву?
Д: Если вдруг пожар возник,
Ты обязан в тот же миг,
В часть пожарным позвонить,
О пожаре… (сообщить!
Д: Помни каждый гражданин
Этот номер… (01!
Д: Победит огонь коварный
Тот, кого зовут… (пожарный!
В: Молодцы, ребята, теперь каждый из вас знает, от чего случается пожар!
В: Дети, а вы хотите стать пожарными?
Д: Да!
В: Давайте поиграем в игру «Пожарные и искорки».
Мальчики надевают шлемы пожарных, девочки – искорки. Девочки становятся в круг. Мальчики ходят вокруг девочек, произносят слова. После слов девочки пытаются выскочить из круга, мальчики опускают руки, не выпуская их.
Д: Пожарное дело для крепких парней,
Пожарное дело – спасение людей,
Пожарное дело отвага и сила,
Пожарное дело – огонь потушило.
Раз, два, три – искорки лови.
Девочки и мальчики меняются «шапочками».
Д: Пожарное дело для смелых девчат,
Пожарное дело – спасение ребят,
Пожарное дело отвага и сила,
Пожарное дело – огонь потушило.
Раз, два, три – огоньки лови.
В: Одна игра кончается,
Другая – начинается!
В: А теперь, давайте поиграем в игру: «Что нужно пожарным, чтобы потушить пожар!» Перед вами карточки, на которых изображены разные предметы. Вам необходимо выбрать те предметы, которые помогают в работе пожарным.
Дети под веселую музыку выбирают карточки с изображением предметов, необходимых пожарным. Объясняют, какие предметы они выбрали.
В: Ну вот ребята, мы выяснили что необходимо пожарным, чтобы потушить пожар.
В: Дети, а какой бывает огонь?
Д: Вот на спичке, как на ветке,
Голубой дрожит листок.
Вот, ломая прутья клетки,
Хищный делает бросок.
Д: Да, огонь бывает разный:
Бледно – желтый, ярко – красный,
Синий или золотой,
Очень добрый, очень злой.
Д: Злой огонь – огонь пожара,
Злой огонь – огонь войны!
Жители земного шара,
Граждане любой страны,
Злой огонь гасить должны!
В: Ребята, чтобы погасить злой огонь, давайте придумаем для него однокоренные слова и тогда он сразу подобреет.
Д: огонек, огонечек, огненный, огни, огоньки, огонечки, огнетушитель, огнеопасный, огнестойкий, огнедышащий, огнестрельный, огниво, огнемет, огневой, огнистый, огненно – красный, огница (лихорадка, огневка (бабочка, огнивка (птица).
В: А теперь придумаем однокоренные слова для слова пожар.
Д: Пожарный, пожарник, пожаротушение, жар, жарить, жарко, жаркое, пожароопасный, жара, жареный, жарища, жаровня, поджарка, зажарить, жар – птица.
В: Молодцы, ребята, вот как много однокоренных слов вы смогли придумать.
В: Дети, а какие огнеопасные предметы вы знаете?
Д: Вся бумага огнеопасна.
Поджигать ее опасно!
Огнестойкий – весь металл.
Он в печи с огнем играл.
Огнедышащий вулкан
Лаву извергает,
Пеплом засыпает все
И людей пугает.
В: Ребята, назовите мне предметы, которые легко воспламеняются.
Д: Легко воспламеняются: бумага, сухая листва и ветки, тополиный пух, ткани, деревянные изделия.
В: Правильно ребята, все эти предметы легко воспламеняются.
В: А что же делать, если в доме случился пожар?
Д: Если загорелся дом,
Валит грязный дым столбом,
01 скорей звони,
О пожаре сообщи.
В: Ребята, давайте убедимся на опытах, что же нам поможет в борьбе с огнем.
Эксперимент:
На металлическом подносе стоят три свечи, емкости с водой и песком, стеклянная колба. Нам надо убедиться в том, что огонь боится воды, песка и не может существовать без воздуха.
В: Если огонь становится опасным, как человек может с ним справится?
Д: Погасить с помощью воды.
В: Давайте в этом убедимся.
В: Огонь погас, потому что боится воды.
Д: Огонь ее боится,
А зовут ее водица.
В: А как еще можно погасить огонь?
Д: Погасить с помощью песка.
В: Давайте проверим это.
Д: Огонь погас, потому что боится песка.
Д: Чтоб огонь не убежал,
Чтоб он место свое знал,
Ты ему создай преграду:
Из камней, земли ограду.
Уходя, засыпь землей
Или все залей водой!
В: Дети, а без чего огонь не может существовать?
Д: Огонь не может существовать без воздуха.
Д: Даша накрыла свечу колбой, и огонь постепенно погас, потому что в колбе закончился воздух.
Д: Возьмем мы одеяло,
Накроем пламя в раз,
Доступ воздуха закроем –
И огонь умрет тот час!
В: Дети, мы с вами убедились в том, что огонь боится воды, песка и не может существовать без воздуха.
В: Ребята, а теперь давайте все правила пожарной безопасности, которые вы сегодня узнали, закрепим в книжках-малышках.
В: Ну вот и прекрасно,
Я рада от души.
О наших советах другим расскажи:
Что шалость опасна, ребята с огнем –
Огонь может сжечь и квартиру, и дом.
Но если заметил вдруг пламя и дым,
Не прыгай как зайка, с ведерком пустым.
Спокойно старайся огонь потушить,
Пожарную часть об огне известить.
Запомнить нужно твердо вам,
Пожар не возникает сам,
Ребята! Всюду и во всем
Будьте вы осторожны с огнем!
В: Ребята, сегодня вы потрудились на славу, узнали много нового, и я с уверенность хочу вручить каждому из вас удостоверение юного пожарного.
В: Давайте скажем нашим гостям до свидания.
Д: До свидания!