Елена Минаева
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе (5–6 л) «В царстве Снежной королевы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «В царстве Снежной королевы».
Образовательная область: познавательное развитие. Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
Тип: экспериментирование.
Возраст: старшая группа.
Формы непосредственно образовательной деятельности: дидактические игры, наблюдение, рассматривание, экспериментирование, обсуждение результатов экспериментирования, слушание музыкальных произведений.
Форма организации: подгрупповая.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе (5–6 л) „В царстве Снежной королевы“» размещена в разделах
- Андерсен Ханс Кристиан
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- «Снежная королева», Андерсен Х.К.
- Темочки
Цель: проведение экспериментов детьми дошкольного возраста в непосредственно образовательной деятельности.
Задачи:
1. Образовательная: познакомить детей со свойствами льда, расширить представления детей об окружающем мире через экспериментирование и практическую деятельность.
2. Развивающая : развивать воображение, мышление, мыслительную деятельность, логические рассуждения через взаимодействие друг с другом в ходе эксперимента.
3. Воспитательная: воспитывать чувство коллективизма, доброжелательность, готовность прийти на помощь в трудную минуту.
Предварительная работа: чтение сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева», беседа по –прочитанному.
Оборудование и материалы: клубочек, письмо от Ворона, силуэты деревьев, картина «Замок Снежной королевы», емкость с льдинками разной формы, емкости для раскладывания льдинок на каждого ребенка, тазик с теплой водой, стеклышки на каждого ребенка, сюжетные картинки на тему «Зима», фрагмент мультфильма «Снежная королева», фонограмма.
(Дети заходят в группу)
Воспитатель: Дети, поздоровайтесь с гостями и станьте в круг.
Воспитатель: (показывает клубочек) Посмотрите, что это?
Дети: Клубочек.
Воспитатель: Как вы думаете, какой он?
Дети: Сказочный, чудесный, волшебный.
Воспитатель: Да ребята, это чудесный клубочек, сила волшебства, которого увеличивается от ласковых слов. Мы будем передавать его по кругу, и говорить друг другу комплименты (выполняется д/у «Волшебный клубочек» дети передают клубочек друг другу) Вот и опять клубочек дошел до меня. Каким он стал большим от добрых слов! Я думаю, волшебный клубочек нам очень пригодится сегодня.
Сюрпризный момент.
(раздается стук в дверь)
Воспитатель: Кто-то в нашу дверь стучится. Нужно посмотреть (открывает дверь и заносит письмо). Посмотрите, ребята нам прислал письмо Ворон из сказки «Снежная королева». Давайте откроем и прочтем его.
(читает письмо) : Произошло большое несчастье! Снежная Королева заколдовала мальчика Кая. Она превратила его в человека с ледяным сердцем и забрала в своё снежное царство. А маленькая Герда совсем одна отправилась на поиски своего названного брата. Прошу вас, ребята, помогите маленькой Герде найти Кая и расколдовать его! Но помните, на пути вас ждут трудные испытания!
Воспитатель: Ребята, поможем Герде найти Кая и расколдовать его?
Дети: Да! Поможем!
Воспитатель: Если вы не боитесь трудностей, тогда в путь! Но чтобы попасть в сказку, обуем волшебные сапоги - скороходы (дети имитируют надевание). Постучим каблучками и скажем дружно: «В сказку всем попасть нам нужно!». (Дети под музыку имитируют движения) Руки расставьте в стороны как птицы. Летим! Теплый ветер нас обдувает, смотрим на землю с высоты (рука над глазами). Залетаем на облака, они мягкие, пушистые, прохладные. Давайте немного на них покачаемся (пружинка). Облака как ватные, нам приятно, легко. Приземляемся, снимите сапоги - скороходы, а то они нас унесут далеко от сказки. А чтоб в лесу не заблудиться без тропинок и дорог, нам поможет золотистый, круглый, сказочный клубок (бросает клубок).
Воспитатель: Посмотрите, ребята, мы попали на сказочную поляну. Здесь растут необычные деревья. Их кроны покрыты снегом и поэтому похожи на разные предметы. И это первое испытание Снежной королевы. Нам нужно определить, на что они похожи?
Д/И «На что похоже?»(дети рассматривают крону каждого дерева и называют, на что они похожи)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Первое испытание мы прошли. Пойдемте дальше за нашим волшебным клубком! (звучит спокойная мелодия, дети идут за воспитателем)
Воспитатель читает стихотворение: Снег ложится белою пеной,
И сквозь занавесь метели
Виден замок до небес,
Ажурный замок до небес
Обитель Снежной Королевы!
(На проекторе появляются картинки замка) Ну вот мы и на месте. Спасибо тебе, волшебный клубок.
Воспитатель: Как вы думаете, почему Снежная королева свое царство построила именно в холодной стране? (ответы детей) Чем богато ее царство?
Дети: Льдинами
Воспитатель: (подводит ребят к столу, на котором расположен материал для поведения экспериментов) Ребята, посмотрите, сколько маленьких льдинок! Давайте рассмотрим их и назовем свойства льда.
Дети: (рассматривают льдинки и называют свойства) : Холодные, гладкие, скользкие и т. д.
Воспитатель: Снежная королева заколдовала Кая. Она превратила его маленькое сердце в льдинку! И теперь посылает нам испытания. Чтобы сердце Кая оттаяло, мы должны определить все свойства льда.
Первое испытание: Имеет ли форму лед? Давайте проведем опыт и узнаем это!
Опыт №1
Воспитатель: У каждого из вас разные кусочки льда и по форме и по размеру. Давайте разложим их в разные емкости.
(Дети раскладывают кусочки льда в емкости)
Воспитатель: Меняет ли форму лед?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему?
Дети: Лед твердый.
Воспитатель:Как вы его раскладывали?
Дети: Брали рукой.
Воспитатель делает вывод: Лед не меняет своей формы, куда бы его ни положили, причем лед можно брать рукой и переносить с места на место. Как вы думаете, лед может поменять свою форму?
(Ответы детей)
Второе испытание: Меняет ли лед форму?
Опыт № 2:
Воспитатель:Давайте проверим, что будет со льдом, если поместить его в емкость с теплой водой?
(Дети по очереди берут кусочки льда и помещают их в емкость)
Воспитатель: Что вы замечаете?
Дети:Лед тает в теплой воде и превращается в воду.
Воспитатель:Ребята, одна из экологических проблем на земле - это потепление климата, постоянная плюсовая температура, там, где должна быть вечная зима. Как вы, думаете к чему, может привести?
Дети:Лед может превратиться в огромные тонны воды. Вода может затопить некоторые города и страны.
Воспитатель: Значит можно сделать какой вывод? Что такое лед?
Вывод:Лед - это вода, только в твердом виде.
Воспитатель: Как вы думаете, лед прозрачен или нет? А что можно ли увидеть через лед? С чем можно сравнить лед? Почему лед сравнивают со стеклом? По своей прозрачности лед можно сравнить со стеклом? Давайте в этом убедимся.
Третье испытание: Сравнение стекла со льдом
Опыт № 3:
Воспитатель: Я предлагаю вам разделиться на две научные лаборатории
• В лаборатории №1 научные сотрудники работают со льдом
• В лаборатории №2 сотрудники работают со стеклом
(дети делятся на две группы, им предлагается рассмотреть одинаковые сюжетные картинки через стекло и лед).
Дети высказывают свои суждения, выводы: По своей прозрачности лед и стекло не одинаковы.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Сегодня мы справились со всеми испытаниями Снежной королевы. Что мы с вами узнали о льде?
Дети делают общий вывод: Лед холодный, гладкий, скользкий, твердый, не меняет форму на холоде и может превратиться в воду в тепле, по своей прозрачности лед и стекло не одинаковы.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы с вами изучили свойства льда. Растопили весь лед и вместе с ним растаяла и льдинка в сердце Кая. Посмотрите! Он встретился с Гердой и они отправились домой (включается фрагмент мультфильма "Снежная королева" встреча Герды и Кая).
Воспитатель: А теперь и нам с вами тоже необходимо возвращаться в детский сад. Давайте оденем свои сапоги скороходы и отправимся в путь. (Дети имитируют движения и под музыку и «возвращаются в детский сад»).