Айман Дусимова
Конспект занятия по познавательному развитию «В поисках весны» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 122»
ТЕМА: «В ПОИСКАХ ВЕСНЫ»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Занятие на тему : «В поисках весны» относится к образовательной области «Познавательное развитие» и проводится в форме игры - путешествия и актуально тем, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме. Занятие способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятия – дать детям ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен. Занятие ориентировано на детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „В поисках весны“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Выбранная тема занятия призвана систематизировать и проверить знания детей: совершенствовании навыков порядкового счета; ориентировании в пространстве; закреплении знаний времена года; развитии смекалки, зрительной памяти, воображения; развивать мелкую моторику рук с помощью различных материалов; формировать у детей навык самоконтроля, самооценки; воспитывать взаимопомощь, дружеские отношения, умения работать в команде, согласовывать свои действия, что являются ведущими задачами в целепологании и целевыми ориентирами дошкольного образования ФГОС ДО. Через содержание данного занятия, дети учатся анализу и синтезу, конструктивному мышлению, умению понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно; путём интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями детей развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка и др.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Организационная информация Примечание
1. Ф. И. О. педагога
2. Доминирующая образовательная область Познавательное развитие
3. Вид деятельности детей - игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Методическая информация
1. Тема образовательной деятельности «В поисках весны»
2. Методы и приемы реализации содержания занятия -
постановка целей и мотивации деятельности детей (предлагается через игру, проблемную ситуацию проверить математические знания детей);
активизация деятельности в процессе занятия (математические задания, создание проблемной ситуации, обследование, анализ, выводы);
организация практической деятельности детей (беседа; порядковый обратный счет; наблюдение, решение задач, составление картины из разрезных карточек); поддержание интереса у детей (ситуация выбора, планирование, физкультурная пауза); оценка и самооценка (поощрение, взаимопомощь детей).
3. Интеграция образовательных областей
- Социально-коммуникативное развитие ( социализация: работа детей в команде, безопасность: правила безопасного поведения в лесу)
- Развитие речи : беседы, рассказывание)
- Познавательное развитие ( ФЭМП: порядковый и обратный счёт, решение задач.
– Художественно - эстетическое развитие (рисование ватными палочками).
- Физическое развитие (физ. минутка «Буратино», пальчиковая гимнастика «Наши алые цветочки).
4. Возрастная группа :
группа общеразвивающей направленности для детей 5 - 6 лет
5. Цель: обобщение и закрепление знаний умений и навыков, полученных детьми в течение года.
6. Задачи:
6.1 Образовательные
- закрепить у детей знания о характерных признаках весны, названий весенних месяцев.
- упражнять детей в умении составлять вопросы и давать ответы полным предложением.
6.2 Развивающие
- развитие диалогической речи.
- развитие словесно – логического мышления, слуховой и зрительной памяти.
- стимулировать развитие мыслительных способностей.
6.3 Воспитательные
- воспитывать у детей любознательность, наблюдательность.
- воспитывать взаимовыручку, самостоятельность.
7. Планируемые результаты:
- знают порядковый счет,
-знают о характерных признаках весны, названий весенних месяцев.
- умеют составлять вопросы и давать ответы полным предложением.
- умеют решать задачу, отвечают на вопрос задачи;
- составляют из разрезных карточек картину
- умеют договариваться, обмениваться предметами, распределяют действия при сотрудничестве;
- решают интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту;
- сформировано эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе;
- речь, наблюдательность, мыслительная активность;
- владеют художественно – творческими способностями:
- умеют действовать самостоятельно;
- сформировано умение аргументировать свои предположения и предлагать способы их проверки;
- принимают активное, заинтересованное участие в образовательном процессе;
- развито логическое мышление, память, внимание, воображение;
- развита мелкая моторика рук;
- сформировано чувство товарищества, активность, аккуратность;
- умеют слушать воспитателя и товарищей;
- сформировано доброжелательное отношение к окружающему миру;
- умеют самостоятельно понимать учебную задачу и решать её;
- сформированы нравственные качества: взаимопомощь, умение общаться, бережное отношение к результатам своего труда;
- активно и доброжелательно взаимодействуют с воспитателем, сверстниками в решении игровых, познавательных задач.
8. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)
- телефон, колонка USB
- конверты с заданиями
- разрезные картинки «Времена года»
- карточки с признаками временами года
- тарелки с разведенной гуашью
- салфетки
9. Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты
-беседа
-рассматривали иллюстрации времена года
-рисовали времена года и весенние цветы
-играли в познавательные игры
I. Вводная часть
1.1
Введение в тему (создание проблемной ситуации) Дети обутые в чешки, заходят в группу.
Воспитатель: Какое чудесное сегодня утро, я предлагаю вам поздороваться друг с другом. Но сделаем мы это по-особенному: прикосновением ладошками. Прикоснитесь ладошками друг с другом.
Воспитатель: Ребята, тёплые у нас ладошки?
Дети: Да.
Воспитатель: Тёплые, потому что вы очень добрые и готовы сегодня поделиться своим теплом, добротой друг с другом. Присаживайтесь на палас.
Воспитатель: Ребята, мне сегодня пришло одно очень интересное голосовое сообщение! Я думаю, оно вам тоже понравится! Хотите послушать?
Дети: Да 1 мин
1.2 Мотивация деятельности детей Включаю телефон
Здравствуйте, ребята! Я – Буратино! Знаю, вы меня любите! Вот я и решил с вами поиграть! Я нашел у вас в группе картинки с временами года. Три картинки оставил на столе, а четвертое время года разделил на части и спрятал! Предлагаю вам поискать. Чтобы найти картинку с этим временем года, вам нужно выполнить задания! После каждого выполненного задания вы будете получать части картинки, из которых потом соберете целую картинку. Вам помогут мои подсказки! Первая подсказка: «Окно и доска». Удачи ребята! 1 мин
1.3 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)
Воспитатель: Что сказал Буратино ребята?
Дети: Нужно найти четвертое время года.
Воспитатель: С чего вы начнёте?
Дети: с подсказки «Окно и доска».
Воспитатель: Правильно, ребята! 1 мин
II. Основная часть:
2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний Для выполнения задания вам нужно разделиться на три команды. У каждой команды будет своё задание. (расчёт детей на один, два, три)
Задание № 1
На столах лежат разрезные картинки. Нужно сложить картинки.
Воспитатель: Что же у вас получилось!
Дети: Времена года.
Воспитатель: Какое время года получилось у вас?
Дети: Осень, зима, лето.
Воспитатель: Из каких геометрических фигур состоят наши собранные картинки?
Дети: Из треугольников, квадратов, прямоугольников.
Воспитатель: Задание выполнено. Ребята, вы собрали все картинки! Какого времени года не хватает?
Дети: Не хватает весны.
Воспитатель: Что мы будем искать?
Дети: Картинку с изображением весны.
Воспитатель: Первую часть нашей картинки вы заслужили.
Воспитатель: Ребята, а у вас остались лишние картинки на столе?
Дети: Одна лишняя картинка.
Воспитатель: Как вы думаете, что бы она значила?
Дети: Следующая подсказка.
Воспитатель: Молодцы, вторая подсказка: «Машины».
Воспитатель: Кто догадался, где искать задание?
Дети: У мальчиков в уголке.
Воспитатель: Тогда вперед на поиски!
Задание № 2
Назовите весенние месяцы?
Дети: Март, апрель, май.
Воспитатель: Сколько их?
Дети: Три весенних месяца.
Воспитатель: Буратино предлагает вам провести физминутку «Буратино».
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы ответили на вопросы и замечательно сделали физминутку. Вы заслужили следующую часть картинки.
Воспитатель: Ребята ещё подсказка «Столы».
Задание № 3
Вам нужно выбрать, только те картинки, на которых изображена весна и рассказать по какой примете узнали, что это весна.
Дети: Дождь, лужи, птицы и т. д.
Воспитатель: Вы прекрасно справились с заданием! Получайте часть картинки.
Воспитатель: Следующая подсказка: «Карандаши»!
Воспитатель: Куда вам нужно идти за заданием?
Дети: К уголку ИЗО
Задание № 4
Воспитатель: Ох, какой Буратино, такие задачки выдумал!
«Игра на сообразительность»
Воспитатель: Сколько ушей у 2 мышей?
Дети: Четыре
Воспитатель: Сколько хвостиков у 3 котиков?
Дети: Три
Воспитатель: Какой день недели после вторника?
Дети: Среда
Воспитатель: Сколько выходных дней в неделе?
Дети: Два
Воспитатель: Какой день недели перед пятницей?
Дети: четверг
Воспитатель: Спим мы ночью, а делаем зарядку?
Дети: Утром
Воспитатель: Солнце светит днем, а луна?
Дети: ночью
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Воспитатель: Ребята, Буратино нам оставил карточки с цифрами, давайте поиграем в игру «Прямой и обратный счет»
Воспитатель: Молодцы, ребята, получайте следующую часть картинки.
Воспитатель: Урааа, мы собрали с вами картинку «Весна». Мы справились со всеми заданиями.
Воспитатель: Ребята, назовите первый звук в этом слове? («в»)
Воспитатель: Назовите слова, в которых есть звук «в» (воробей, кровать, сова) 8 мин
2.2 Добывание (сообщение и приятие) нового знания Воспитатель: А сейчас я приглашаю вас за столы, предлагаю нарисовать тюльпаны, используя ватные палочки, чтобы цветущая весна всегда была с нами, чтобы на душе у нас всегда было тепло. Для рисования вам понадобится: лист бумаги, гуашь (зеленый, красный, салфетки, ватные палочки.
Сначала нужно окунуть ватную палочку в красный цвет и переносим на лист бумаги, затем обмакиваем в зелёный цвет и рисуем стебель цветка. 3 мин
2. 3 Актуализация ранее приобретенных знаний Воспитатель: Буратино предлагает вам провести пальчиковую гимнастику
«Наши алые цветочки».
Наши алые цветки распускают лепесточки.
(Ладони соединены в виде тюльпана, пальцы медленно раскрываются)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
(Затем производятся плавные покачивания кистями рук)
Наши алые цветки закрывают лепесточки,
(Медленно закрываются, приобретая форму цветка)
Тихо засыпают, головой качают.
(Производятся покачивания «головкой цветка»)
Самостоятельная деятельность
Во время рисования воспитатель контролирует и оказывает помощь детям, следит за осанкой. После напоминает детям, вытереть руки салфеткой.
9 мин
III Заключительная часть
3. 1 Анализ и самоанализ деятельности детей Воспитатель: А какие испытания вам пришлось пройти, что вы делали?
Вам сегодня было интересно? А что нового вы узнали?
Воспитатель: Спасибо, ребята, всего вам хорошего. Вы проявили не только смекалку и ум, но доброту и отзывчивость. 2 мин.
IV. Дальнейшая разработка темы (развивающая среда)
4.1 Дидактическая игра Разрезные картинки «Времена года»;
Назови «Времена года»;
Занимательные задачки;
Список литературы:
1. Интернет-ресурсы.
2. «Ознакомление с природой в детском саду» Соломенникова О. А.
3. «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н. Е., Васильевой М. А.