Колосанова Наталья Дмитриевна
Конспект НОД по познавательному развитию «День и ночь» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «День и ночь».
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Цель: расширение познавательных интересов детей, ФЦКМ, знакомство с зависимость наступления дня и ночи от положения Земли по отношению к Солнцу.
Задачи:
- показать зависимость наступления дня, вечера, ночи и утра от положения Земли по отношению к Солнцу;
- закрепить представления детей о строении Солнечной системы;
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „День и ночь“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Сутки. Знакомим детей с частями суток: утро, день, вечер, ночь
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
- закрепить понятия об одушевлённых и неодушевлённых предметах (Кто? Что);
- развивать внимание, наблюдательность, память, логическое мышление;
- развивать связную речь, умение высказывать свое мнение;
- способствовать воспитанию уважения и доброжелательности друг к другу;
- воспитывать любознательность и интерес к занятию.
Предварительная работа: беседы с детьми о занятиях людей в разное время суток, рассматривание иллюстраций, энциклопедий, знакомство с планетами солнечной системы.
Материал: карта солнечной системы, глобус, на который прикрепляется бумажный флажок, настольная лампа, панно «Сутки».
Ход занятия:
1. Организационный момент. Познавательная беседа.
Доброе утро, улыбчивым лицам!
Доброе утро, звери и птицы!
И каждый становится добрым, доверчивым –
Пусть доброе утро длится до вечера.
Закрепление временных изменений.
- Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, о чем мы будем сегодня говорить на занятии:
День и ночь бегут минутки,
День плюс ночь - мы знаем. (сутки)
- Предлагаю вам совершить путешествие по суткам, а поможет нам в этом наше панно.
Посмотрите и скажите, пожалуйста, какие части суток вы знаете? (Утро, день, вечер и ночь.)
- Какое сейчас время суток? Правильно, сейчас утро. А как вы догадались, что сейчас утро? (Небо светлее, становится голубым, солнце восходит.)
-Отгадайте загадку:
Петушок зарю встречает,
Мама деток умывает,
Иней на траве, как пудра.
Что за время суток? (утро)
- Правильно утро. Стрелочка на панно помещается на картинку «Утро».
С наступлением рассвета, когда солнышко поднимается над горизонтом и освещает все вокруг, начинается утро. Просыпаются растения, просыпаются животные и птицы, просыпаются люди.
Скажите, кто вас сегодня разбудил и как?
А кто ещё может разбудить вас? (Сестра, бабушка, кошка, собака.)
А что нас может разбудить утром? (Будильник, радио, телефон, стук в дверь, шум дождя и т. д.)
Расскажите, что мы делаем утром? (ответы детей: просыпаемся, делаем зарядку, завтракаем, идем в детский сад) Молодцы!
Вот вам следующая загадка:
Солнце в небе высоко,
И до ночи далеко,
Коротка деревьев тень.
Что за время суток? (день) Стрелочка на панно перемещается на картинку «День».
На смену утру приходит день.
Какие изменения происходят с приходом дня? (Солнце светит ярко, заливает вокруг всё своим светом.) Что вы делаете днём? (Играем, занимаемся, обедаем, спим, гуляем). Днем люди бодрствуют: дети играют, занимаются в детском саду, школьники учатся, взрослые работают.
И еще одна загадка:
День прошел. Садится солнце.
Сумрак медленно крадется.
Зажигайте лампы, свечи —
Наступает темный. (вечер). Стрелочка на панно перемещается на картинку «Вечер».
Но, вот ушло наше солнце и вместе с ним день. Как ещё говорят про солнце, когда оно уходит? (Садится, скрылось, уснуло.) Вечером мы можем наблюдать закат. Солнышко опускается все ниже и ниже и садится за горизонт.
Что же наступает вместе с закатом? (Вечер, небо темнеет, становится серым.) Вечером все дети идут из садика домой, взрослые возвращаются с работы. Расскажите, чем вы занимаетесь и что любите делать вечером? (ответы детей, рассказы).
И последняя загадка:
Солнце село. Свет погас.
Спать пора всем. Поздний час.
Улетел уж вечер прочь,
А за ним крадется. (ночь)
Стрелка на панно перемещается на картинку «Ночь».
Ночью темно, что мы делаем ночью? (спим)
- Ночью все люди спят? (Ответы детей. – Некоторые люди и ночью работают. Рассказы детей из личного опыта.)
- Большинство людей ночью спят, отдыхают от трудового дня. Так заканчиваются сутки.
2. Физкультурная минутка «Сутки».
Дети выполняют движения со словами.
Утром солнышко встает, (руки поднять через стороны вверх)
Детей завтракать зовет. (махи ладонями к себе)
Днем ребята занимаются, (имитация письма на левой ладони, пальцами правой руки)
И обедать собираются. (ладонью погладить живот)
Вечером играют, (хлопки в ладоши)
Ужин ожидают. (ходьба на месте)
Ну, а ночью детвора
Спит до самого утра. (присесть, сложенные ладони приставить к наклоненной голове)
3. Игра с мячом «Закончи предложение».
Дети встают в круг.
Воспитатель бросает мяч и задает вопросы.
Завтракаем мы утром, а ужинаем… (вечером)
Спим мы ночью, а делаем зарядку… (утром)
Днем мы обедаем, а завтракаем… (утром)
Солнце светит днем, а луна… (ночью)
Ужинаем мы вечером, а обедаем… (днем)
- Утро, день, вечер, ночь – сутки.
Давайте вспомним и повторим пословицу: «День и ночь – сутки прочь».
4. Опыт с настольной лампой.
Цель: показать наглядно зависимость наступления утра, дня, вечера, ночи от положения Земли по отношению к Солнцу.
- Ребята, мы с вами уже говорили о строении Солнечной системы, многое знаем о расположении планет и Солнца. Напомните, пожалуйста, что такое Солнце? (Солнце – это огромная раскаленная звезда).
- А куда же исчезает Солнце ночью? И почему оно снова появляется каждое утро? Почему на Земле день сменяет ночь. Посмотрите, на макет Солнца и Земли. Мы знаем, что Солнце не движется, оно не гаснет, и никуда не исчезает, всегда греет и светит. Но наша Земля не стоит на месте, она всегда вращается, по очереди подставляет Солнцу то один бок, то другой. При этом Солнце может освещать и греть только одну сторону Земли, именно там светло – день, а на другой стороне – ночь, потому что туда не попадают лучи солнышка.
Давайте отметим флажком на глобусе где мы живем. (помещают флажок)
Воспитатель включает лампу, медленно вращает глобус. Дети наблюдают за тем, как перемещается флажок, как меняется его освещенность.
- Ребята, время, за которое Земля сделала полный поворот, называется сутками. Воспитатель еще раз напоминает детям поговорку: «День и ночь — сутки прочь».
Подвижная игра «Солнце и Земля».
Дети стоят в кругу, по считалке выбирается «солнышко» (на ребенка надевают маску с изображением солнышка). Дети кружатся вокруг себя перед солнышком.
Вот и наша планета Земля все время кружится перед Солнцем, как вы: то на одной ее стороне день, то на другой.
5. Итог занятия.
- Ребята, давайте ещё раз повторим, о чём мы сегодня с вами говорили.
Что нового узнали на занятии, что больше всего понравилось и запомнилось? Я предлагаю, вечером, чтобы еще лучше запомнить, чем мы занимаемся в течение суток раскрасить картинки с частями суток и сделать коллаж «День и ночь - сутки прочь».