Любовь Ларькина
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе (6–7 лет) «Собираясь в путь»
▼ Скачать + Заказать документы
Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Виды деятельности детей: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная
Цель:обобщить знания детей о предметах, которые необходимы для путешественнику
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе (6–7 лет) „Собираясь в путь“» размещена в разделах
Программное содержание: Обобщить знания детей о транспорте, предметах личной гигиены, предметах быта, мебели, посуде, электроприборах и пр., формировать умение анализировать ситуацию, выбирать наиболее оптимальное решение и умение соблюдать правила безопасности в незнакомой обстановке, воспитывать чувство коллективизма и сопереживания.
Материалы и оборудование: рабочие тетради, карандаши, иллюстрации, игрушки.
Предварительная работа: беседы о путешествиях и путешественниках, рассматривание иллюстраций, карт.
Планируемые результаты: Имеют разнообразные впечатления о предметах окружающего мира. Выбирают и группируют предметы в соответствии с познавательной задачей, умеют анализировать ситуацию, выбирать наиболее оптимальное решение и умение соблюдать правила безопасности в незнакомой обстановке. умеют рассуждать. Осознанно выполняют нравственные нормы и регулирование эмоциональных реакций. Умеют сотрудничать, договариваться, отстаивать свою точку зрения, рассуждать в диалоге с другими детьми и взрослыми.
Структура занятия
I Вводная часть 1. Дидактическая игра: «Лото «Собери рюкзак» 2 мин
II Основная часть 25 мин
1 Открытие нового.
2 Физминутка «Скорая помощь»
3 Работа в тетрадях
III Заключительная часть 3 мин
Длительность 30 минут
Ход занятия
I.Вводная часть. Включение мотивации
1. Дидактическая игра: «Лото «Собери рюкзак» (Дети разбиваются на две команды и собирают свои рюкзаки). Воспитатель: Давайте проверим, сможете ли вы стать настоящими путешественниками, для этого нам нужно разделиться на две команды.
— А теперь придумайте названия своим командам.
Игровое задание: отобрать из общего количества предметов только 5 нужных предметов в путешествие. Что нужно настоящему путешественнику взять с собой в дорогу?
Каждой команде предлагается собрать рюкзак в дорогу, но в рюкзак можно положить только пять вещей из предложенного набора. (Веревка, спички, мыло, фотоаппарат, бутылка с водой, блокнот, ручка, лейкопластырь и. т. п.)
Дети складывают вещи в рюкзак.
Воспитатель предлагает каждой команде рассказать, какие они взяли вещи, и почему. Почему не взяли другие. Вместе с детьми рассматривают предметы, которые команды не положили в рюкзаки, обсуждают почему. Выясняют, что нужно брать с собой вещи первой необходимости.
Организация затруднения. Дети не могут выбрать из нужных самые необходимые предметы для путешествия. Детям предлагается самостоятельно своей командой решить эту задачу. ( Обязательно взять: фляжку, рюкзак, компас,фотоаппарат, аптечку, палатка)
I. Основная часть.
Воспитатель предлагает порассуждать о том, без каких предметов в путешествии не обойтись, а что может быть лишним.
Предлагаются объекты: шезлонг, фотоаппарат,книга, часы, маска, плавательный круг, ласты. (Дети делают предположения. Их комментарии)
Воспитатель: Ну вот теперь мы с вами готовы стать настоящими путешественниками и пожжем смело отправляться путешествовать по разным странам.
Предлагается вспомнить про путешественника Афанасия Никитина и почему его считали первым путешественником России. (Ответы детей)
Воспитатель предлагает подумать и вспомнить, почему путешествовать всё- таки не безопасно и для чего нужна «Аптечка». (ответы детей)
Важно, чтобы воспитатель не вмешивался в решение этой проблемы. Дети должны обсудить её командой и принять решение. (Далее на основе предлагаемого ниже материала воспитатель проводит беседу с детьми.)
Первыми выполнила у нас задание команда под номером один (два). Теперь проверим, насколько вы все правильно собрали вещи. Я заметила, что у вас была проблема, как выбрать только 6 необходимых вещей, ведь их намного больше. Давайте подумаем, какие вещи нужны путешественнику?
Как это определить? (Сколько нужно вещей, мы не знаем.)
Тогда подумайте, что обязательно должен делать человек в путешествии?
Есть и пить он должен? (Да, конечно. Тогда нам точно нужна фляжка для воды.)
А почему не бутылка? (Она может разбиться, и её неудобно носить, а фляжку пристегнул, и всё.)
Молодцы. Значит, вы и другую сторону путешествия разгадали - в путешествии вещи носит сам путешественник. Поэтому мы возьмём. (Рюкзак - его на спину надевают, а чемодан в руках носят.)
Правильно. Что ещё может ожидать путешественника?
Как ему узнать, правильно ли он идёт или уже заблудился? (Ему нужен ком-пас - он показывает дорогу.)
Совершенно верно.
А когда наступает ночь и путешественник должен отдохнуть после дальнего пути, что ему поможет (Палатка!)
Вот видите, четыре предмета мы уже положили.
-Кто меньше всех сделал ошибок? Вот у нас наметился победитель. Самое сложное - решить, без какого ещё предмета в путешествии не обойтись.
Давайте для начала уберём то, что точно лишнее. (Шезлонг - большой, а посидеть можно и на пеньке. Плавательный круг - какой это путешественник, если он плавать не умеет)
У нас остались пять предметов: часы, книга, ласты, маска и фотоаппарат. И время надо знать, и река может встретиться по дороге, и почитать надо, и сфотографировать. Для того чтобы решить эту задачу, давайте вспомним про путешественника Афанасия Никитина. Почему его считали самым первым путешественником России? (Он написал о том, что видел, в книге.)
Правильно, значит, путешественник обязан с собой иметь то, чем можно записать или заснять то, что он увидел. Вдруг его ждёт в путешествии великое открытие! А это значит. (что мы берём с собой фотоаппарат.)
Конечно, другие вещи тоже необходимы, но без фотоаппарата или камеры современного путешественника нельзя представить. Посмотрим, есть ли кто-то, справившийся с заданием без ошибок. (Если есть, надо «наградить» команду-победителя; если нет, то нужно сказать, что в следующий раз они обязательно победят.) Скажите, а что ещё может случиться в путешествии? Вспомните, почему путешествовать очень опасно. (Можно пораниться, упасть, может напасть дикий зверь.)
Это точно, тогда нам понадобится «Аптечка», в которую кладут самые необходимые лекарства, бинты, вату и пр. Даже у нас в группе есть такая «Аптечка» на всякий случай.
Физкультминутка «Скорая помощь»
Дети строятся в колонну и идут друг за другом, огибая воображаемые «препятствия». Достаточно одного круга вокруг группы.
Представьте, что в путешествии поранился ваш товарищ. Возьмите по мягкой игрушке. Это ваш раненый друг. Вы его несёте на руках, а я буду говорить, что встречается вам на пути. Вы должны преодолеть все препятствия и не уронить больного. Приготовились. Начали! Лужа, камень, низкая ветка дерева, ручеёк, канава и пр. Молодцы! Все раненые спасены.
Работа в пособии «Здравствуй мир» на применение полученных знаний
Задание 2. Посмотрите на картинки и скажите, какие предметы самые полезные. Подумайте, здесь есть предмет, который, можно использовать где угодно - он везде пригодится. (Верёвка - и раненого перевязать, и куда-нибудь забраться, и собрать что-нибудь в узел, и даже узелки на ней завязывать, чтобы дни считать в путешествии.)
Задание 3. Рассмотрите картинки. Обведите красным тех, кто находится в пути, а зелёным - тех, кто остаётся на месте. Кого можно назвать путешественником, а кого - нет?
III.Заключительная часть
Ребята, можете ли вы теперь назвать все предметы, необходимые в путешествии? (Дети называют.) Молодцы, вы справились со всеми заданиями. Скажите, пожалуйста, а чем путешественник отличается от обычного отдыхающего?
Ответы детей: Он открывает что-то новое, рассказывает об этом всем другим людям, специально едет в опасные места или туда, где ещё ни один человек не бывал, чтобы узнать, что там.
Ну что ж. Молодцы ребята! Подготовлены вы к путешествию хорошо. В следующий раз отправляемся в путь. А сейчас за то, что вы были внимательными, смелыми хочу вам вручить вот такие медали.