Наталья Вишневская Колотушкина
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Как делали рубашку»
▼ Скачать + Заказать документы
По мотивам сказки К. Ушинского «Как рубашка в поле выросла»
Программное содержание:
Образовательные задачи
Расширение и уточнение представлений детей о человеке в истории и культуре (продолжение знакомства с историей возникновения одежды, орудиями труда, которые применяются в изготовлении нитей изо льна).
Воспитательные задачи
Воспитание любви к народным традициям, русскому народному костюму, формирование навыков коллективного выполнения действий.
Словарная работа
Веретено, мялка, трепало, кудель, порты, прялица, оберег.
Оборудование:
Темочки:
Предметные картинки растений, веретено, лен, трепало, гребень, прялка, вата, сундук, русские костюмы, нитки.
Предварительная работа
Рассматривание картинок с изображением животных и птиц, растений, уточнение их названий. Чтение произведений: К. Ушинский «Как делали рубашку», «Как рубашка в поле выросла», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Ш. Перро «Спящая красавица». Беседа о музеях города.
Ход занятия
Сегодня я приглашаю вас в музей. Какие музеи есть в нашем городе? Как называется профессия человека, который проводит экскурсии по музею? (экскурсовод). Как называются предметы, которые находятся в музее? (экспонаты).
Сегодня я буду вашим экскурсоводом. Приглашаю Вас на экскурсию, на которой расскажу, как в старину делали рубашку.
Что использовали люди в давние времена для изготовления своей одежды? (шкуры, шерсть животных, растения). Люди наблюдали, как птицы и некоторые животные плели свои гнезда из травинок и веточек, и этот опыт им пригодился в изготовлении полотен ткани и плетении различных предметов.
Какая самая главная одежда была у мужчин? (рубаха). А как назывались штаны? (порты). От слова порты и пошло название профессии портной. А кто такой портной? (человек, который шьет одежду). Чтобы сшить рубаху, надо было вырастить замечательное растение – лен. (рассматривание льна). Какой стебель? Каким цветом цвел лен? На что похожи поля льна? (голубые острова, море, небо). В обработке льна людям помогали различные предметы мялка, трепало, гребень. (показ предметов).
Физминутка. Давайте сейчас покажем, как сеяли и обрабатывали лен.
Сеяли, сеяли лен. Расти лен выше, нитка будет длиннее. (сеем руками)
Дергаем из земли. (наклоны вниз)
Опускаем в воду, полощем и придавливаем камнем.
Просушили и поставили в копка (движения соответственно словам)
Затем возьмем мялку и будем мять стебли, чтобы они стали мягче (соединяем руки друг к другу).
«Мни лен доле, полотно будет доле» Сделали лен мягче.
Затем нам поможет трепало (взмахи). Стебли стали еще мягче.
Теперь будем лен чесать. Чем чесали лен? (гребешками). (растопыренными пальцами движения сверху вниз)
После такой обработки получалась пряжа. Называли ее кудель. Из нее скручивали полотно, чтобы потом получить нить. Попробуйте тоже скрутить нить. (из ваты) Чтобы лучше это делать – помогала прялка. Ее нежно называли прялица.
Еще помогало веретено (показ веретена). На что похоже веретено? (на катушку). Про веретено говорили так: «Кручусь, верчусь, потею только толстею!» Покрутитесь как веретено.
Люди хотели одеваться красиво, было много различных праздников. А где брали краски для полотен? (из растений) Показ картин (василек, лук, береза, черника). Какого цвета были ткани из этих растений? (голубой, желтый, зеленый, черный).
Чем еще украшали одежду? Расшивали бисером. Рассматривание народных костюмов.
А что еще делали из нитей льна? (Полотенца, покрывала) Дети любили делать обереги (маленькие куколки). Их дарили своим близким, друзьям. Взрослые носили их на поясе, вешали около кроватей. Верили, что оберег, как талисман защитит их от бед и болезней.
Давайте и мы сделаем из нитей оберег. (изготовление оберега).
Вам понравилась экскурсия? Из чего делали нити? (изо льна). Какие предметы помогали при обработке льна? (прялица, веретено, чесало).
До свидания, буду рада видеть вас в следующий раз!