Любовь Ларькина
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе (6–7 лет) «Путешествие на морское дно»
Конспект занятия по познавательному развитию
в подготовительной группе(6-7 лет).
Тема: «Путешествие на морское дно».
Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе (6–7 лет) „Путешествие на морское дно“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Подготовительная группа
- Темочки
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Вид деятельности детей: познавательная, игровая, коммуникативная, двигательная.
Цели Продолжать формировать представление детей о природе как о едином целом, уточнить и расширить их представления о морских обитателях
Программное содержание: Познакомить и закрепить знания о морских обитателях, развивать интерес к особенностям их жизни, систематизировать знания детей об обитателях морских водоемов. Развитие навыков получения и усвоения информации.
Развитие мыслительных процессов: зрительное и слуховое восприятие, память, логика, аналитическое мышление, творческие способности.
Формировать у детей представление о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, правильно собирать изображение предмета из отдельных частей; развивать у детей потребность соблюдать правила речевого общения: не перебивать говорящего, быть внимательным слушателем, заинтересованным и вежливым собеседником, тактично задавать вопросы, вежливо отвечать на вопросы; развить внимание и интерес к сообщениям взрослого и сверстников, понимания их содержания, уважительного отношения к мнению других.
Развивать умение работать в группе; формировать навыки контроля и самоконтроля. Воспитывать интерес к окружающей природе, способность любоваться е красотой. Бережно относиться к животным. Формировать навыки общения. Развитие связной диалогической и монологической речи.
Развивать умение грамотно формулировать свои вопросы; умение отвечать на вопросы взрослых или сверстников полным, развёрнутым ответом, излагать собственное мнение; развивать умение излагать свои мысли в спокойной, доброжелательной манере, не торопясь, не повышая голоса.
Обогащать словарный запас детей посредством знакомства с новыми словами. обогащать двигательный опыт детей; продолжать знакомить с красотой подводного животного мира при помощи иллюстраций.
Материал и оборудование мягкие модули (для постройки «батискафа»); карточки с изображением рыб, птиц и зверей, знакомых и незнакомых детям: скат, летучая рыба, морской конёк, касатка, дельфин, пингвин, утка, морж, рыба-игла, камбала, морской ёж, рыба-клоун, тюлень, несколько картинок с лесными зверями: лиса, заяц, ёж (по количеству детей).
Три «домика» с обозначением символа рыб, птиц и зверей, 3 мольберта, дидактическая игра «Сложи картинку».
Предварительная работа: чтение сказки «Доктор Айболит» Корней Чуковский, «Конёк-Горбунок» Ершова, рассматривание иллюстраций в книгах о морских жителях, чтение рассказов об обитателях моря, морских путешествиях
Планируемый результат: умеют проводить классификацию, рыбы, птицы, морские млекопитающие, умеют излагать свои мысли в спокойной, доброжелательной манере, не торопясь, не повышая голоса
Структура занятия.
Iч. Вводная часть. 3м.
IIч. Основная часть. 25м.
1. Проблемная ситуация
2. 5) Дидактическая игра
3. Показ презентации «Морские обитатели»
4. Физкультминутка игра «Море волнуется раз
5. Разрезные карточки
IIIч. Итог занятия. 2м.
Длительность занятия 30 минут.
Ход занятия.
I. Вводная часть
В: Доброе утро! А что это значит?
Значит, по-доброму новый день начат!
Доброе утро! Как добрая птица - ласково, нежно в окно к нам стучится!
Ребята возьмем в ладошки свою любовь, нежность, хорошее настроение и будем пересаживать свою «любовь» как птичку из гнёздышка в гнёздышко, чтобы она погрелась у каждого в руках, тихонечко приговариваем: «Я люблю тебя».
Вот последнее гнёздышко – моё. Мы выпустим любовь в воздух, пусть летает вокруг нас! Пусть царит везде доброта!
II.Основная часть
В: Ребята, вы любите путешествовать?
Д: Да!
В: А где мы с вами уже путешествовали?
Д: Путешествовали по Европе, Азии, в Северной и Южной Америке, Африке, Австралии, Антарктиде.
В. : Каких птиц и зверей мы встречали в Антарктиде?
Д. : Мы встречали пингвина, касатку, моржа, тюленя.
В: Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие – на морское дно. Вам интересно узнать и познакомиться с обитателями морских глубин?
Д: Да!
В: Но сначала давайте потренируемся в плавании и нырянии. Встаньте свободно, чтобы друг друга не задеть и повторяйте за мной.
(Дети выполняют ритмические упражнения «Поплаваем»)
Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)
Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)
Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)
Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)
И на травке отдыхаем.
В: Я вижу, вы все подготовились к морскому путешествию, тогда можно отправляться. Но прежде предлагаю поиграть в игру «Птица, рыба или зверь». Возьмите по одной карточке, которые лежат на столе. (Дети берут на столе карточки с изображением птицы, рыбы или зверя).
В: Вам надо разойтись по группам к своим домикам с символическим обозначением птицы, зверя, рыбы - иначе вас поймают браконьеры. Кто такие браконьеры?
Д. : Браконьеры это люди которые убивают зверей…
В: Да, браконьер – человек, который охотится или ловит рыбу в запрещенных местах или запрещенным способом, а также заниматься незаконной вырубкой леса. Повторите, пожалуйста, вместе.
Д. : Браконьер - человек, который охотится или ловит рыбу в запрещенных местах или запрещенным способом.
(Дети расходятся по группам)
В. : Все ли верно пришли в домики разберемся вместе. Птицы нашли домик правильно, а пингвин - это тоже птица?
Д. : Да это водоплавающая птица.
В. : Звери – правильно, а вот морские обитатели меня смущают.
В. : Я немножко помогу и расскажу о морских обитателях, а вы во время моего рассказа слушайте внимательно и сами ответите на вопросы, хорошо?
Д. : Хорошо
В. : Как вы думаете, дельфин и акула очень похожи: они оба ныряют на дно, верно? А кит и морж, прячутся на суше. Верно?
Д. : Нет, вы все не правильно говорите.
В: Что–то, действительно, я напутала. Мы вместе разберёмся, и для этого отправимся в путешествие. А на чем же нам опуститься на морское дно?
Д: На подводной лодке.
В: Да, можно, но она большая. Я предлагаю путешествовать на батискафе, он чуть поменьше чем подводная лодка и больше подходит для наших исследований. Вместе повторим Батискаф. Занимайте места.
(Дети садятся на «батискаф», построенный из мягких модулей. Просмотр на экране презентации).
В: Посмотрите, как красиво морское дно, какие там необычные жители. Это скат, а это морская змея – она очень ядовитая. А это осьминог. Наш батискаф остановился, давайте поближе познакомимся с подводными жителями. Если мы выйдем из батискафа, что нам поможет дышать под водой?
Д: Акваланги нам помогут дышать.
В: Да, акваланги. Мы не сможем без специального приспособления свободно дышать как рыбы. Потому что мы дышим лёгкими, а не жабрами. Многие из вас думают, что в море живут только рыбы. Но это не так. В море живет много зверей, хотя внешне они очень напоминают рыб. Вспомните моржа и тюленя. Чем они отличаются от рыб?
Д. : И морж и тюлень очень похожи на рыб, но живут на суше…
В. : Да - живут на суше, а в море только охотятся. Они не могут долго находится под водой, потому что дышат воздухом.
В. : Первые живые существа на Земле появились в воде и могли дышать под водой, как рыбы. Но вскоре вода стала отступать, появилась суша, и некоторые животные приспособились дышать воздухом. В море таких животных, кроме тюленя и моржа, много. Это и касатка, а где мы встречались с ней?
Д. : Касатку встречали в Антарктиде.
В. :… и кит, и дельфин. Кит – самое крупное животное в мире. Он весит больше 50 слонов.
В. : В какой сказке мы встречали этого героя?
Д. : Кита мы встречали в сказках: «Доктор Айболит» Корней Чуковский, «Конёк-Горбунок» Ершова.
В. : В сказке «Конек-горбунок» говорится: «Чудо-юдо-рыба-кит». Такое выражение конечно встретишь только в сказке, потому что кит это не рыба, он дышит не жабрами, а лёгкими. И хотя кит может долго находится под водой, всё же ему необходимо подниматься на поверхность, чтобы вдохнуть воздух.
В. : А что вы слышали о дельфинах?
Д. : Дельфины спасают людей, которые тонут. Они выступают в дельфинарии.
В. : Да, но это ещё не все. Из всех обитателей Мирового океана дельфины самые сообразительные. Они с удовольствием играют с человеком и легко поддаются дрессировке. Во время войны дельфины могли донести у себя на спине мины к кораблям врага, жертвуя собой ради жизни многих людей. Дельфина по праву можно назвать первым другом человека в море.
Д. : Значит, все эти животные: и касатка, и кит, и дельфин - морские звери. Ребята вы догадались какие звери морские должны перейти в другой домик. Рома и Тимофей переставьте правильно карточки.
В. : Как вы думаете могут ли эти морские звери уплыть на дно во время урагана и спокойно его переждать?
Д. : Нет, им нужен воздух, чтобы дышать.
В. : Конечно, поэтому они просто уплывают подальше от непогоды. А вот рыбы прекрасно дышат под водой, поэтому прячутся (где)
Д. : на дне.
В. : Рыбы очень разнообразны и по цвету, и по форме, и по размеру. А какие самые опасные рыбы?
Д. : Опасными рыбами являются акулы.
В. : Да, это самые большие хищники из рыб. У них есть интересные родственники, посмотрите как они называются, вы знаете?
Д. : Это скаты.
В. : Что вы знаете о скатах?
Д. : …
В. : Они живут в более глубоких местах поэтому их тело приобрело плоский вид – так лежащие на дне скаты становятся незаметны. Другие скаты с помощью электрического заряда могут охотиться на свою жертву. Как вы думаете, как называюся такие скаты?
Д. : Электрические скаты.
В. : Правильно. На большие глубины солнечный свет не проникает, поэтому есть рыбы, которые сумели этим воспользоваться, - они имеют усики, кончики которых светятся в темноте как лампочки. Рыбёшки подплывают ближе к свету, и рыба – удильщик их ловит: даже никуда не плавая. Добыча сама заплывает ему в рот. Вместе повторим – рыба-удильщик.
В. : В море встречаются рыбы. На рыб вовсе не похожие. Посмотрите вы знаете такую рыбу?
Д. : Да, это морской конек.
В. : Это морской конёк. А почему так называется?
Д. : Похож на конька.
В. : Да, изгиб его шеи напоминает изгиб шеи лошади, поэтому его так назвали. Но когда он плывёт, он вытягивается и становится больше похож на иголку, чем на коня. А почему называется морской?
Д. : Потому - что живет он в море.
В. : Правильно, молодцы. Есть ещё одно животное в море, в названии которого упоминается название одного зверя лесного. Посмотрите и догадайтесь, на кого он похож?
Д. : Это морской ёж.
В. : Правильно, молодцы. В названиях многих морских и океанических зверей присутствует слово «морской». По этим названиям можно сразу понять, на кого похоже то или иное животное. (показ слайдов)
Д. : Морская звезда, морской огурец, морская черепаха и др.
(Воспитатель включает звукозапись крик дельфинов)
В. : Вы слышите чей- то крик, вы догадались кто кричит?
Д. : (предположения)
В. : Это крик дельфинов. Они очень любят играть, и зовут нас поиграть в свою любимую игру «Море волнуется раз…». Предлагаю немного отдохнуть и вместе поиграть.
Водящий - Воспитатель отворачивается и говорит:
«Море волнуется раз,
море волнуется два,
море волнуется три,
морская фигура на месте замри!»
(Игроки в это время раскачиваются и кружатся, расставив в руки стороны.
При слове «замри», замирают в позе, изображая любой предмет или животное, имеющее отношение к морской тематике. Это могут быть: корабль, краб, дельфин, пират, чайка и т. д.
Далее ведущий подходит к кому-то из игроков и дотрагивается до него «оживляя» фигуру. Игрок начинает двигаться, показывает свое «представление», так, чтобы ведущий узнал что за фигуру изображает игрок.)
В: Ребята пока мы с вами играли здесь был ураган. Некоторые карточки из домиков разлетелись. Помогите, пожалуйста собрать их. (раздаются разрезные картинки на группы по 2-3 человека).
В: Кого вы собрали, птицу, рыбу или зверя?
Д. : Морского зверя (дельфина, касатку или кита)
IIIЗаключительная часть
В: Наше путешествие заканчивается. Пора прощаться с морскими жителями, займем места в батискафе.
(Дети садятся на места)
В: Ребята вам понравилось путешествие? Названия каких рыб вы запомнили? С какими обитателями вы познакомились?
(Дети отвечают)
В: Вот мы и приплыли, наше путешествие окончено, но я думаю, что мы еще отправимся в путешествие к морским обитателям и узнаем много интересного. Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашем путешествии, вы расскажете своим друзьям и родителям.