ИРИНА КЛЮЕВА
Конспект НОД по познавательному развитию «Лёд, вода, пар»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию
(«исследование и эксперименты») в старшей группе д/с
Тема : «Лёд, вода, пар»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Задачи:
Формировать у детей представления о единстве агрегатных состояний — лёд, вода, пар. Закрепить свойства воды.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Лёд, вода, пар“» размещена в разделах
Развивать познавательную инициативу, способность к преобразованию.
Воспитывать интерес к исследовательской деятельности, бережное отношение к природным ресурсам Земли (воде).
Методы и приё мы: практические (проведение опытов, динамическая пауза, наглядные (рассматривание слайдов, предметов и результатов опытов, словесные (беседа, чтение сказки, стихотворения)
Материалы и оборудование : ноутбук, таблички-вывески, на столах 1-лёд, 2 — пар, 3-вода; нарукавники и фартуки у детей на спинках стульчиков; в 3-ей лаборатории — на 1-ом столе — 2 одноразовых стаканчика с водой, камешек; на 2-ом столе — графинчик с водой, 2 сосуда разной формы — конусообразной и круглой; на 3-ем столе — 2 тарелки с растаявшим снегом, 2 лупы, пакет полиэтиленовый.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие, игровая, двигательная.
Образовательной деятельности:
Приветствие:
Дети сидят на стульчиках полукругом. Перед ними на стене телевизор.
Воспитатель: «Ребята, сегодня я вам расскажу сказку, а вы попробуйте догадаться, о чём мы сегодня будем говорить.
Сказка про Змея Горыныча с тремя головами.
Однажды Настенька решила навестить свою подружку из соседней деревни. Идти к ней нужно было через лес. А Иванушка остался дома — у него дел по дому было много.
Уже вечер, а Настеньки всё нет и нет. Пошёл Иванушка искать Настеньку. Долго ли шёл Иванушка, коротко ли, и вдруг увидел большую пещеру в каменной горе. Что же там может быть? - подумал Иванушка.
Тут подлетает к нему воробушек и говорит: «Иванушка, твоя Настенька в этой пещере, её похитил Змей Горыныч». Опечалился бедный Иванушка — что же ему делать? А воробушек стал рассказывать Иванушке про Змея Горыныча: у него три головы — одна голова ледяная, другая водяная, третья — паровая.
(Показать слайд Змея Горыныча на ноутбуке)
Ледяная голова как дохнет — всё вокруг замерзает и очень холодно становится. Эта голова считала, что она самая главная, что лёд — самый важный на свете.
Вторая голова была водяная — как брызнет из головы водяная струя и всех вокруг топит, всё разрушает, всех водой заливает, всё смывает. Водяная голова тоже считала, что она самая главная, раз она может всех утопить.
Третья голова была паровая: она выдыхала горячий пар — как дохнёт паровая голова своим горячим-прегорячим паром и всех кругом обожжёт — близко подойти нельзя!
Паровая голова тоже считала, что она самая главная.
И все три головы — ледяная, водяная и паровая — всё время ссорились между собой и спорили о том, кто самый главный. Все вокруг боялись Змея Горыныча и не знали, как его победить?
Ребята, а вы хотите помочь Иванушке победить Змея Горыныча? Чем страшен Змей Горыныч? (Тем, что у него 3 разные головы: 3 разные опасности)
-Давайте подумаем, как справиться с каждой из голов.
Чем опасен лёд? (Тем, что он всё замораживает).
Чем опасна вода? (Тем, что она всё затапливает).
Чем опасен пар (Тем, что он всё обжигает).
А я вам скажу по секрету, что и вода, и лёд, и пар — это одно и то же вещество. А какое вы узнаете сами.
А поможет нам в этом наша научная лаборатория, где мы всё узнаем и сделаем выводы.
Дети надевают нарукавники и фартуки (которые висят на стульчиках) и идут в лабораторию льда, подходят к столу воспитатель просит напомнить правила безопасности при работе: - аккуратно пользуйся емкостью для воды - своевременно поддерживай порядок на рабочем столе, подтирай разлившуюся на стол воду.)
(На столе в одноразовых тарелках лежит лёд (6 шт. - по количеству детей) и ещё стоит тарелка с растаявшим снегом.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это? (лёд)
Вот во что превращается вся ледяная голова Змея Горыныча.
А это что? (показываю на тарелку с растаявшим снегом).
Правильно, это снег. Этот снег, ребята, нам понадобится для наших опытов, я его уберу на другой стол.
Ребята, возьмите льдинки в руки, потрогайте их. Какой лёд? (холодный, скользкий, прозрачный)
Что-нибудь живое может расти в таких ледяных условиях? (нет)
Как мы можем победить ледяную голову Змея Горыныча (поместить её в тепло).
Ребята, а что происходит с вашими льдинками на руках? (тает).
А почему? (потому что льдинки у нас тёплые).
Давайте сделаем вывод: лед от тепла всегда тает и превращается в воду (показать картинку)
Значит, ребята, чтобы справиться с ледяной головой Змея Горыныча нам надо поместить её в тепло. Так, с 1-ой головой злого волшебника мы справились.
А теперь мы с вами перейдём в другую лабораторию и подумаем, как победить другую голову — паровую.
(Переходят к другому столу — где табличка с паром.)
Мы узнали из сказки, что пар всё обжигает. Поэтому, ребята, в этой лаборатории нужно быть очень осторожным, близко не подходите — это опасно!
Ребята, расскажите, где вы видели пар? (над горячей кастрюлей, чайником, утюгом).
Здесь у нас в лаборатории тоже есть чайник с кипятком. Сейчас я открою крышку чайника, посмотрите, что это поднимается вверх? (пар).
Ой, ребята, пар очень горячий, можно обжечься.
Как же нам победить пар?.
Сейчас я вам покажу: я возьму холодную сухую ложку и подержу её над горячим чайником. Посмотрите, пар оседает на ложке. Она стала какой? (мокрой). Что это закапало? (вода).
А как образовалась вода?.
Давайте сделаем вывод: горячий пар, оседая на холодном предмете, превращается в воду.
Значит, чтобы справиться с паровой головой Змея Горыныча, нам нужно поместить её в холод. Пар мы тоже превратим в воду.
Ребята, а помните я вам сказала, что и лёд и пар — это одно и то же? Вы догадались, что это за вещество? (правильно, вода)
А вот чтобы справиться с водяной головой Змея Горыныча нам нужно всё знать о воде.
Физкультминутка.
Лед растает и тогда будет из него… (вода) (дети плавают)
Если сильный, сильный жар, из водички будет (пар) (дети изображают пар, поднимают руки вверх и произносят Ф-ф-ф-ф)
Если пар вдруг охладиться, превратится пар в (водицу) (дети плавают)
Если холод вдруг придет, из водицы будет (лед) (дети сжимают кулаки прижимают их к груди, съеживаются)
Для этого перейдём в 3-ю лабораторную, где, проведём опыты с водой и расскажем всё о ней. (Дети проходят к 3-му столу, на котором табличка ВОДА)
-Ребята, давайте вспомним свойства воды.
Какая вода? (Прозрачная, не имеет цвета, вкуса, запаха, не имеет формы (принимает форму того сосуда, в который её наливают, вода — жидкая, льётся, при охлаждении превращается в лёд, при нагревании — в пар.)
Берут из мешочка карточки с цифрами и делятся на группы.
-Воспитатель: Вспомним правила работы в паре: уметь слушать и слышать друг друга, советоваться друг с другом, каждый высказывает свое мнение.
Воспитатель назначает руководителей групп, даё т задание:
1-ой группе - доказать, что вода прозрачная и не имеет цвета. (Наливают воду в прозрачный сосуд и кладут камень)
2-ой группе — доказать, что вода не имеет формы, принимает форму сосуда, в который налита. (наливают воду в разные сосуды, разной формы)
3-ей группе — продемонстрировать, какими свойствами обладает снеговая вода. (наливают снег в пакет и рассматривают в лупу, вода грязная)
По окончании опытов руководители каждой группы делают выводы (карточки на доску)
1. Вода прозрачная и не имеет цвета
2. Вода не имеет форму, только форму сосуда, в котором находится
3. Снег быстро тает, и снеговая вода имеет частицы грязи
А теперь давайте узнаем, что же произошло в сказке?
Хотел Иванушка пробраться в пещеру и освободить Настеньку, но тут ледяная голова стала его морозить. Не растерялся Иванушка, разжег костер, и ледяная голова испугалась горячего огня. Водяная голова стала поливать Иванушку водой, но Иванушка не испугался – ведь он умел плавать. Паровая голова стала выпускать горячий пар, но Иванушка взял Настенькино зеркальце и поставил под струю горячего пара:
Если пар вдруг охладится,
Превратится пар в (водицу).
Горячий пар от холодного зеркальца превратился в воду и паровая голова тоже не смогла победить Иванушку.
Но Змей Горыныч не отпускал Настеньку. Долго думал Иванушка, как освободить Настеньку. И решил он взять Змея Горыныча хитростью. Раз все его три головы ссорятся между собой, надо их помирить. Тогда Змей Горыныч из злого превратится в доброго и отпустит Настеньку.
Как же примирить эти три головы — ледяную, водяную и паровую.
Иванушка решил так же, как мы, показать, что лёд, вода и пар дружат, что они превращаются друг в друга.
Разжёг Иванушка большой горячий костё р: взял он кусок холодного льда, который остался после того, как ледяная голова хотела его заморозить, и позвал Змея Горыныча: «Эй, Змей Горыныч! Выгляни, пожалуйста, на минутку, я хочу тебя удивить!» Змей Горыныч вышел из пещеры: ледяная голова холодом дышит, водяная водой брызгает, паровая голова пар горячий пускает. «Смотри, что происходит со льдом от твоей ледяной головы» — и бросил холодный лёд на горячие угли костра, лёд растаял, превратился в воду, вода - в пар, а пар поднялся над костром и превратился в облако.
Увидел это Змей Горыныч и очень удивился: «Как же так? Значит, моя ледяная, водяная и паровая головы зря всё время ссорились между собой!» Изо льда получается вода, из воды — пар.
Если пар вдруг охладится, превратится он в водицу.
А если холод вдруг придёт — из водицы будет лёд.
Решили все три головы — ледяная, водяная и паровая — больше никогда не ссориться. И превратился Змей Горыныч из злого в доброго. Он отпустил Настеньку. Иванушка с Настенькой вернулись домой. А Змей Горыныч решил делать добрые дела. Ледяная голова стала помогать людям делать холодильники, чтобы жарким летом можно было класть в них продукты.
Водяная голова стала следить за тем, чтобы в трубах всегда была вода. А паровая голова занялась отоплением домов - в холодное время года по трубам парового отопления идёт горячий пар и обогревает квартиры.
Три головы Змея Горыныча теперь дружат и не ссорятся. Ведь они поняли, что они образованы из одного и того же вещества — воды.
Воспитатель: Ребята, а еще ученые проводили опыты с замё рзшей водой и выяснили: вода нас слышит. Мы с вами не сможем провести такие опыты, для этого нужны большие аппараты, специальные машины и много времени. Но что они увидели через микроскоп, я вам сейчас расскажу.
Учёные говорили о воде добрые, хорошие слова, включали добрую музыку, звуки леса, пение птиц, потом воду замораживали и рассматривали кристаллики воды через большой микроскоп. Вот что они увидели: (слайд с изображением красивых кристаллов воды)
Затем воде дали послушать музыку грубую, сказали нехорошее слово, снова заморозили воду. Посмотрите на картинку, кристаллики воды стали уродливыми (слайд с изображением ломаного кристалла воды).
Вот и получается, что наша вода способна слушать и слышать. Значит она живая. А всё живое требует к себе бережного отношения. Как мы должны беречь воду? (ответы детей).
Ребята, подойдите, пожалуйста, к столу. На столе бокалы с питьевой водой. Давайте мы с вами скажем воде добрые слова, пожелайте ей добра и здоровья. (Дети разговаривают с водой).
А теперь давайте её выпьем, а она в ответ поделится с нами своим здоровьем, добром.
Никогда не ругайтесь. Ведь вода «слышит» нас. ( Она окружает нас везде: в дожде, снежинках, водопроводном кране, чайнике, супе и т. д.).
Я желаю, чтобы вы выросли здоровыми, сильными, крепкими, чтобы у вас хватило сил и мудрости оберегать нашу Землю.
Рефлексия. А теперь вспомним что вы узнали сегодня нового.
Дети оценивают себя с помощью «звездочек»