Ольга Николаевна Сергеева
Конспект занятия «Сбережём удивительный мир растений и животных леса» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема. Сбережём удивительный мир растений и животных леса
Цели: воспитание бережного отношения к растительному и животному миру, чувства сопереживания и сопричастности природе; расширение кругозора учащихся; развитие устной речи, внимания, мышления.
Предшествующая работа: дети на тематических занятиях знакомились с животным и растительным миром нашей страны. Заучивали стихи, отгадывали загадки. Рассматривали картины.
Словарная работа: вековые, дупло, сук, лось, дровосек.
Публикация «Конспект занятия „Сбережём удивительный мир растений и животных леса“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Растения. Изучаем мир растений
- Старшая группа
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Ход ООД
Вводная беседа
На экране - поезд. Звучит запись песни «Голубой вагон».
Воспитатель: Внимание! Внимание! Желающие совершить увлекательное путешествие в мир растений и животных! Просим вас занять свои места! Поезд отправляется! Куда? догадайтесь. Отгадайте загадку и узнаете, куда нас сегодня умчит веселый поезд.
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.
Богатырь стоит богат
Угощает всех ребят:
Ваню — земляникой,
Таню — костяникой,
Машеньку — орешками,
Петю — сыроежками,
Катеньку — малиной,
Хулигана — хворостиной. (Лес) Путешествие в лес
- Да, мы подъезжаем к лесу. Посмотрите (Слайд «Лес», какие вековые деревья в нем растут. Как они называются?
(Детям раздаются карточки с изображениями деревьев (осины, рябины, дуба, березы, липы, клена, сосны, и они называют дерево и описывают его.) Девочка читает стихотворение П. Воронько «Липка».
Выросла я, липка,
Тоненькой и гибкой.
Не ломай Меня!
Медоносным цветом
Зацвету я летом.
Береги меня!
В полдень подо мною
Спрячешься от зноя.
Вырасти меня!
Я тебя листвою
От дождя укрою.
Поливай меня!
- Много голосов разных птиц раздается в лесу. (Включается запись птичьих голосов.)
Слышите?
- Синь, синь, синь — это песенка синицы.
- Ча-ча-ча — а это сорока.
- Чив-чив-чик-чирик — это воробей.
— Какие птицы живут в нашем лесу? Отгадайте загадку:
Чёрный жилет,
Красный берет.
Нос как топор,
Хвост как упор.
Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник. (Дятел)
Показываю слайд: картинка с изображением дятла. Дятел — лесной санитар.
— Что ты, дятел, так стучишь? Целый час в дупле осины, Как привязанный, торчишь!
— Я не даром тут стучу, Червяков достать хочу. Пообедаю на славу
И осину полечу.
(Г. Ладонщиков)
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)
Показываю слайд: картинку с сорокой.
Всю ночь летает —
Мышей добывает.
А станет светло —
Спать летит в дупло. (Сова)
Маленький певец лесной,
Лучше всех поет весной. (Соловей)
Кто, усевшись на суку,
Двадцать раз кричит «ку-ку»? (Кукушка)
Я — веселый воробьишка, Серый маленький воришка. Я беспечен и болтлив И пуглив. Чив-чив! Мне едою служат мошки, Мне едою служат крошки. Я болтлив и суетлив, И пуглив. Чив-чив!
(В. Стоянов)
Вот куст орешника. Слайд. Если его раздвинем, то увидим.
Вот изба без углов,
Строилась без топоров. (Гнездо)
В конце мая — начале июня в птичьих гнездах появляются птенцы. Заботливые родители кормят их, обогревают и, конечно же, охраняют.
Чуть посторонний звук, шум — мамы начинают покидать свое гнездо. Уводят врагов от птичьего домика. Об этом должны помнить люди! Поэтому они не должны шуметь в лесу, включать громко музыку, чтобы не спугнуть маму с гнезда, не оставить малышей без родителей.
Конечно же, надо соблюдать и другие правила поведения в лесу. Кто из вас их знает? Расскажите.
Не разорять птичьи гнезда!
Не брать птенцов из гнезда!
Не ломать ветки, не рвать цветы!
Вот за пнём
Стоит бугорок,
А в нем —
Большой городок.
Что же это за городок? (Муравейник)
— Для чего муравьи в лесу? (Ответы детей.)
— Можно ли разорять муравейники? (Нет.)
— Муравьи приносят огромную пользу, поедая вредных гусениц, которые питаются зеленью.
— Вот у лесного болотца жаба! Мальчики хотели кинуть в нее камень. Девочки просто испугались и убежали.
— Можно обижать жабу?
— А приносит она вред?
— Вот жаба, жаба! Убежим! —
Дрожат Наташа с Майей.
А жаба им в ответ:
— Эх, вы!
Ведь я вам не мешаю.
Живем мы тихо у воды,
Едим букашек, мошек.
От жаб детишкам нет беды,
Как нет беды от кошек.
Вам жаб не нужно обижать
И ни к чему от них бежать.
— Ребята, посмотрите какое дерево. А что это за дыра в нем? (Дупло.)
— А кто же в нем мог поселиться? (Белочка и бельчата.)
—
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке — летом.
Эти зверьки живут в лесу круглый год. Ведь у них есть жилище и много-много корма в лесу. Чем питается белочка? (Ответы детей.)
Шишки да орехи, ягоды да желуди, и, конечно же, грибы — любимое лакомство белочек.
- Какие грибы растут в лесу? (Отвечают дети.) Мальчик читает стихотворение К. Бальмонта «За грибами».
Вот мы дружною семьей
За грибами, в лес.
Я да он, даты со мной,
Старый лес воскрес.
Был он тихий, темный бор,
Пасмурно глядел.
А как наш родился хор,
Весь он загудел.
Белка слушала в сосне,
И с размаху прыг!
Там сорока в вышине
Подняла свой крик.
Ну, товарищи, вперед,
В Рассыпную вдруг.
Тот, кто первый Гриб найдет,
Он мой лучший друг.
Только, братцы примечай
Вот вам уговор:
Чтобы этот гриб, пускай,
Был не мухомор.
— А что делать с мухоморами? Может растоптать этот ядовитый гриб? Сбить его палкой? (Нет.)
Для некоторых животных мухоморы пригодны в пищу. Вот, например лесной красавец лось не только щиплет траву, ест папоротники и лакомится молодыми побегами ив, осин и липок, но и ест грибы. А мухоморы для лося лекарство.
По кустам шагает тихо
Мама старая лосиха.
Вслед за нею шли лосята,
Ели вкусные маслята.
Лось-старик глодал осину, Белый гриб губами брал,
А на шкуре на лосиной. Зайчик солнечный играл.
- Кого из зверей, жителей леса, вы знаете? (Ответы детей.)
- А как вы думаете, хорошо ли живется всем живым существам в лесу? (Лес чистый, хорошо дышится в нем, лес дом для животных, в лесу животные находят себе корм.)
- Как надо вести себя в лесу, чтобы не причинить вреда лесу и его обитателям? (Ответы детей.)
Чтение стихотворения Я. Акима
«Земля» :
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету —
Ведь другой похожей нету!
Итог занятия
- Внимание! Внимание! Веселый поезд возвратился на станцию детский сад. Наше путешествие завершается.
Звучит музыка.