Светлана Игошева
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Как появился календарь»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию.
Тема: «Как появился календарь».
Цель: познакомить детей с историей возникновения календаря, рассказать о разных видах календарей и показать их, вызвать у детей стремление планировать свою жизнь (отдельные мероприятия) по календарю.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе „Как появился календарь“» размещена в разделах
-Сегодня, мы познакомимся с предметом, который помогает нам отсчитывать время. Что это? (показываю календари).
-Сегодня я расскажу вам, как появился календарь, какие они бывают.
- Календарь – это перечень дней года. В году очень много дней. Посмотрите, какие они бывают разные. Вот этот – отрывной календарь, вот какой он толстый, каждый листок – день года. Все дни года люди разложили на месяцы, их 12. Какой идёт сейчас месяц? Какие месяца вы знаете? Назовите их.
Рассматриваем другие календари – перекидной, карманный, настенный, настольный, отмечаем их яркость и схожесть друг с другом.
-Дети, подумайте, зачем людям нужен календарь? В чём он помогает людям? (дети – знать какой месяц, день, год)
-Да, а ещё они указывают на время года. Мы можем сосчитать с помощью календаря, сколько дней осталось до Нового года, до выходных, сколько месяцев до лета. Вот- здорово!
Итак, зачем нам нужен календарь?
С помощью календаря люди могут планировать своё время, свою жизнь.
Физкультминутка «Часики».
Тик-так, тик-так —
Все часы идут вот так:
Тик-так. (Наклоните голов то к одному, то к другому плечу.)
Смотри скорей, который час:
Тик-так, тик-так, тик-так. (Раскачивайтесь в такт маятника.)
Налево — раз, направо — раз,
Мы тоже можем так. (Ноги вместе, руки на поясе. На счет «раз» голову наклоните к правому плечу, потом — к левому, как часики.)
Тик-так, тик-так.
История появления календаря.
-Дети, а были времена, когда у людей не было календаря. Свою жизнь, время, люди рассчитывали по солнцу, звёздам и луне. Наш календарь появился очень давно. Его родина – Древний Египет. Египтянам обязательно надо было знать, когда начнёт разливаться река Нил. К этому дню люди чинили плотины, которые задерживали воду на полях. Ведь если этого не сделать, то погибнет весь урожай в знойное африканское лето. Египтяне заметили, что после самой короткой ночи, перед рассветом появляется на небе яркая звезда Сириус. Именно в этот день начинается разлив Нила. Люди заметили, что от одного появления звезды до другого проходит 365 дней (именно столько дней в году). Все дни разделили на 12 частей, по 30 дней в каждой, а оставшиеся 5 дней разделили и добавили к этим частям. Так появился первый календарь.
-
Дидактическая игра «Когда это бывает?
- Давайте, поиграем! Встаём вкруг, передаём мяч до того, пока не услышите сигнал. У кого мяч остался в руках, называет признаки времени года, которого я загадала.
_Хорошо, молодцы. Вы были внимательны, поэтому верно назвали признаки.
- Мы сегодня узнали много нового интересного о календаре.
- Давайте посчитаем, с помощью календаря, сколько месяцев в году? (12)
-Помог нам в этом календарь сосчитать? (Да)
- Сколько дней до выходных?
- Назовите, сколько времён года вы знаете? Что помогло вам ответить на мои вопросы? (календарь)
- А давайте нарисуем красивый календарь. Займите свои места. И нарисуйте признаки того времени года, которые вы выбрали.
- Молодцы, ребята! Вы очень старались!
Рефлексия: Вика что ты сегодня нового узнала? Тимур сколько месяцев в году? Полина сколько дней в неделе? Для чего нам нужен календарь?