Юлия Нагичева
Конспект занятия по познавательному развитию «Зима» с детьми старшей группы
▼ Скачать
Цель: Систематизировать знания детей о зимних явлениях, об изменениях в животном мире, о развлечениях зимой.
Задачи:
1. Закрепить понятия: «Одежда», «Перелетные и зимующие птицы», «Дикие животные нашего леса».
2. Расширить активный словарь по данной теме.
3. Обучение связной речи.
4. Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение слушать товарища.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Зима“ с детьми старшей группы» размещена в разделах
Материал: картинки «Времена года», картинки следов, животных, картинки перелетных и зимующих птиц, сюжетная картина «зимние забавы» Словарь: приметы зимы, иней, мороз, метель, вьюга, снегопад, стужа, дикие животные, спячка, линька, подшерсток, маскировка.
Ход занятия:
Дети входят в группу, здороваются с гостями
В-ль,- Ребята, сейчас я вам загадаю загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдёт речь.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки
Снегом все запорошила
И на санках прокатила.
Снег пушистый стелется
Улица бела
И метет метелица
К нам пришла …
Ответы детей- Зима!
В-ль. Молодцы ребята. Все правильно. Зима! Ребята, зима нам оставила письмо. Давайте его прочитаем. В-ль достает письмо. Добрый день, дорогие ребята. Я Зимушка-Зима, мне у вас очень нравится. Вы обо мне мало знаете. Наверно я останусь у вас надолго. И весна не наступит никогда. Согласны?
Ответы детей.
В- ль. Ребята послушайте, что зима пишет дальше? А если вы выполните все мои задания, я передам свои права весне.
В-ль. Ребята, зима нам оставила снежинки с заданиями, найдите, пожалуйста, снежинку с цифрой 1.(снежинка с цифрой 1)
В-ль Ну что же, надо доказать Зимушке – Зиме, что мы много знаем о ней. Вот первое задание зимы. После, какого времени года наступает зима? (снежинка с цифрой 1)
Ответы детей
В-ль. Расположите картинки правильно. (картинки на мольберте (картинки с изображением времен года).
В-ль. Теперь давайте вспомним: У зимы три сыночка как они называются?
Ответы детей.
В-ль. что бывает зимой? Какие природные явления
Ответы детей (иней, мороз, метель, вьюга, снегопад, стужа)
В-ль. Какие приметы зимы мы знаем?
Ответы детей
В-ль. Какая погода бывает зимой?
Ответы детей
В-ль Что происходит на водоемах?
Ответы детей
В-ль А что бывает только зимой (снег)
Ответы детей
В-ль. Какой бывает снег
Ответы детей (легкий, пушистый, холодный, искристый, белый)
В-ль Вот первое задание мы с вами выполнили. давайте посмотрим вокруг и найдем снежинку с цифрой 2. Это и будет второе задание зимы. (снежинка с цифрой 2)
В- ль. Зима нам написала, что мы должны отправится в лес. Отправляемся к Зиме в лес. Но сначала надо одеться. А что люди надевают зимой?
Ответы детей (Надевают тё плые вещи: шапка, шубы, пуховики, шарфы, потому что на улице холодно и морозно и т. д.)
В-ль. Мы с вами оделись потеплее, можно отправляться в путь. Готовы? А как можно добраться до леса, там много снега, можно провалиться?
Ответы детей. На лыжах! (дети идут, имитируя хотьбу на лыжах)
В-ль. Вот мы и в зимнем лесу. Прислушайтесь, какая тишина: не слышно птичьих голосов, животных. А что мы можем услышать в лесу зимой?
Ответы детей. (под ногами скрипит искристый снежок).
В-ль. Готовы выполнять задания, которые приготовила нам Зима (снежинка с цифрой 3)
В-ль. Игра «зимние слова». Кто снежинку возьмёт, зимнее слово назовёт! Дети, встав в круг, передают снежинку друг другу, называя зимние слова
Ответы детей (метель, вьюга, снеговик, снегурочка, снежинка, мороз, сугроб, сосулька, лёд, снегопад, гололёд и т. д.)
В-ль. Ребята пока мы с вами в лесу играли, я нашла снежинку с цифрой 4 (снежинка с цифрой 4) а тут новое задание. Нужно сказать чьи же это следы.
В-ль. Как вы думаете, кому они принадлежат? (лиса, заяц, белка, волк, птица)Дети соединяют следы с животными.
Ответы детей.
В-ль. А какие ещё животные живут в лесу?
Ответы детей
Как зимуют эти животные?
Ответы детей
Почему не мерзнет лиса или волк?
Ответы детей (вырастает теплый подшерсток)
В-ль. Почему меняется цвет шерсти?
Ответы детей (для маскировки)
В-ль. Что делает медведь?
Ответы детей (впадает в спячку)
В-ль. Чем питается заяц?
Ответы детей (корой деревьев)
В-ль. Чего лишается лось?
Ответы детей (рогов)
В-ль. Есть ли у них теплый, уютный дом?
Ответы детей (У лисы - нора, у волка-логово, белка - в дупле, медведь – в берлоге)
В-ль. В лесу побывали, а теперь пора возвращаться в город, как мы будем возвращаться?
Ответы детей.
В-ль. Посмотрите на нашу кормушку. Туда прилетело много птиц, они все перепутались, давайте разберемся какие из них зимующие, а какие перелетные.
В-ль. Найдите снежинку с цифрой 4. Четвертое задание.
В-ль. Ребята, а давайте вспомним, как можно зимой весело проводить время на прогулке?
Ответы детей
В-ль. А теперь Пятое задание
Игра «Исправь ошибки»
зимние месяцы - февраль, июнь, март.
Зимой погода ясная, солнечная, тёплая.
На улице нет снега.
На деревьях зеленые листья.
Можно кататься на лодке.
День становится длиннее.
Летом на крыше растут сосульки.
Зимой дети надевают панамки, футболки, шорты и сандалии
Зимой сгребают желтые листья.
Зимой медведь питается ягодами.
Молодцы, все правильно исправили. Ребята, как вы думаете, доказали мы зиме, то что мы много о ней знаем
Ответы детей. (Да)
В-ль. Ребята, а Зима вам оставила небольшие подарочки.