Ирина Матвеева
Конспект занятия по познавательному развитию «Нам без птиц никак нельзя-птицы лучшие друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Приобщать детей к коммуникативным формам общения в познании окружающего мира через развитие чувственного и эмоционального осознания взаимосвязанности и взаимозависимости человека и природы.
Задачи: Продолжать знакомить с характерными признаками весны (тает снег, бегут ручьи, пролетают птицы, чаще светит солнце).
Расширять представления об особенностях внешнего вида птиц (есть перья, крылья, хвост, две лапки, клюв, повадках, об их жизни в весенний период (вьют гнёзда, селятся в скворечниках, высиживают птенцов).
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Нам без птиц никак нельзя-птицы лучшие друзья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Познакомить детей с тем, какие дома бывают для птиц (показ картинок) : гнёзда – птицы строят сами из веточек, травки, палочек и скворечник – их строит из досок человек.
Учить слушать стихотворения в сопровождении показа картинок, где изображены птицы, о которых идёт речь в четверостишиях.
Развивать понимание речи, активизировать словарь существительными: «гнездо», «скворечник», «грач», «воробей», «дятел», «скворец»; глаголами: «чирикают», «кричат», «поют», «летают», «прыгают», «клюют», выполняют инструкцию воспитателя.
Упражнять в беседе в разных направлениях, ориентироваться в пространстве, реагировать на сигнал взрослого.
Воспитывать чувство любви к родной природе, добро, бережное отношение к пернатым друзьям (не пугать, подкармливать).
Предварительная работа:
Наблюдение за птицами во время прогулок, рассматривание фотоальбомов, дидактического материала: чтение художественной литературы: Т. Нежина «Воробьи», потешка «Ай, ду – ду, ду – ду». А. Шевченко «Гнёзда»; пение «Воробей», «Маленькая птичка»; дидактические игры: «Назови птичку», «Какая птичка улетела», «Чей домик?», «Кто так кричит?»; подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Вороны», «Птички в гнёздышках», игры – имитации.
Материал и оборудование: демонстрационный материал «Птицы» (грач, воробей, дятел, скворец; дома для птиц (показ картинок) : гнёзда – птицы строят сами из веточек, травки, палочек и скворечник их строит из досок человек; аудиозапись «Звуки и голоса природы», «Голоса птиц»; ободки птиц для подвижной игры, обручи.
Ход ООД:
Дети и педагог входят в группу и встают полукругом.
Звучит запись «Голоса птиц». Воспитатель на фоне тихой записи читает стихотворение:
Если снег повсюду тает.
День становится длинней.
И в полях звенит ручей.
Если солнце ярче светит.
Если птицам не до сна.
Если стал теплее ветер.
Значит, к нам пришла ВЕСНА! (Хором)
Игра «Доскажи словечко»
Воспитатель: Так какое время года сейчас? (Весна)
-Когда наступает весна? (После зимы)
Далее воспитатель начинает читать предложение с вопросом, а дети отвечают на него:
- Погода весной какая? (тёплая)
- Ручьи весной что делают? (текут, бегут)
- Солнце весной какое? (яркое, тёплое, ласковое)
- Сосульки весной что делают? (капают, плачут, таят)
- Снег что делает? (тает, превращается в воду)
- Весной птицы что делают? (поют песни, чирикают, летают, прилетают)
Воспитатель: Да, ребята, всё правильно, с приходом весны всё оживает. А вы хотите весну послушать? (Да).
-Закрывайте глаза и слушайте, потом расскажите, что же вы услышали.
Звучит аудиозапись «Звуки и голоса природы» : шум дождя, шелест листвы, капель, журчание ручья, голоса птиц. После прослушивания дети рассказывают, какие весенние звуки они слышали.
Воспитатель: Ребята, а у меня для вас есть сюрприз. У меня есть волшебный сундучок, я вам стих про птичек расскажу и из сундука птичку возьму и вам покажу, слушайте внимательно.
Дети садятся на стульчики перед мольбертом. Воспитатель читает четверостишье и достаёт из сундука нужную картинку с птичкой и прикрепляет на мольберт.
1. Вот вещунья белобока
И зовут её сорока
2. Чик – чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюёт, не робеет
Это же воробей
3. Дятел присел на толстый сук.
И стучит «тук – тук – тук».
4. На шесте дворец.
Во дворце певец.
А зовут его скворец.
5. Эта птица всех черней.
Ищет он в земле червей.
Вдоль по полю мчится вскачь.
А зовётся птица грач.
Воспитатель: Посмотрите, какая весенняя картинка получилась, давайте ещё раз позовём птиц, которых вы здесь видите (воспитатель показывает, дети перечисляют птиц : воробей, сорока, дятел, скворец, грач).
Воспитатель: Давайте хорошо их рассмотрим, что есть у птиц, назовите (воспитатель показывает на части тела, дети называют).
Воспитатель: Чем покрыто тело птиц, знаете? (пёрышками).
-Молодцы правильно.
Воспитатель: Сейчас мы поиграем с вами в игру «Какая птичка улетела? Назови». Вы закройте глаза, а я спрячу одну из птичек, по моей команде: «откройте глаза», вы попробуйте назвать, ту птичку, которая улетела.
Проводится игра «Какая птичка улетела? Назови».
Воспитатель: Ребята, а у птичек тоже есть домики ( воспитатель выставляет на мольберт картинки: гнездо и скворечник).
Посмотрите, вот какие домики могут быть у птичек. Это гнездо, птички такой домик строят себе сами из веточек, травки, палочек, прутиков, а это скворечник – его для птиц строят люди из досок при помощи инструментов: молотка и гвоздей. В таких домиках взрослые птицы высиживают птенцов.
Воспитатель: А теперь давайте я вас превращу в птичек и мы поиграем в игру «Птички в гнёздышках».
Проводится игра, детям надевают ободки птиц раскладывают обручи – гнёзда.
Воспитатель: Молодцы, ребята, как мы много узнали о птицах, давайте назовём их (дети называют, ориентируясь на опоры – картинки, где живут птицы (гнёзда, скворечники).
Птицы наши друзья, обижать их нам нельзя. Мы должны заботится о птицах : кормить, не пугать, строить домики.