Елена Солдатенко
НОД по экологии для детей шестого года жизни «Нам без птиц никак нельзя — птицы лучшие друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по экологии для детей шестого года жизни.
Тема: "Нам без птиц никак нельзя – птицы лучшие друзья"
1. Дать детям представление о перелётных птицах, познакомить с их внешним видом, образом жизни.
2. Познакомить с понятиями: лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».
3. Закладывать основы экологического воспитания.
Публикация «НОД по экологии для детей шестого года жизни „Нам без птиц никак нельзя — птицы лучшие друзья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
4. Упражнять детей :
- в образовании сложных прилагательных;
- в составлении сложноподчиненных предложений.
5. Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.
Оборудование: видеофильм «С наступлением Весны!»; иллюстрации перелётных птиц (презентация, аудиозапись голосов и пения птиц.
Ход занятия:
1. Орг. момент.
Друг к другу лицом повернулись, улыбнулись.
Руку правую подали, руку левую пожали.
И друг друга мы обняли.
Отошли и поклонились.
Вы готовы заниматься? (ответы детей)
Будем очень мы стараться? (ответы детей)
(воспитатель читает стихотворение Самуила Маршака «Апрель»).
Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник.
- Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говориться в стихотворении? / о весне/
- Назовите, пожалуйста, характерные признаки весны?
-Правильно ребята! И сегодня наше занятие будет посвящено одному из признаков Весны - это прилёт птиц.
- А кто мне скажет, как называют птиц, которые прилетают к нам из тёплых стран? /перелётные/
- Кто мне назовёт перелётных птиц? (ласточка, грач, скворец, кукушка, соловей,журавль, жаворонок, цапля).
Отгадайте, пожалуйста, загадки: (загадки сопровождаются показами слайдов)
1. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели.
Голосистей и нежней?
Кто же это? (соловей)
Соловей – маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки.
- Послушайте как поёт соловей. (аудиозапись).
2. Эта птица никогда для птенцов не вьёт гнёзда. (кукушка)
Кукушка – небольшая птичка, но крупнее, чем соловей, имеет пёструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличии, от других птиц, никогда не вьёт гнёзда, а свои яйца откладывает в чужих гнёздах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки.
- Послушайте, пожалуйста, как кричит кукушка (аудиозапись)
3. Кто прилетает к нам с теплом.
Путь, преодолев длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (ласточка)
Ласточка – небольшая птичка. Спина - черная, а грудка розовая с белым. Клюв очень маленький, а хвост длинный, раздвоенный, ласточки ловят на лету мошек и комаров. Строят свои гнёзда из глины и травы под карнизами и крышами домов.
- Послушаем, как поет ласточка. (аудиозапись)
4. Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей
Вдоль по пашням мчится вскачь
А зовётся птица…. (Грач)
Грач – черная птица, с длинным клювом, грача ещё называют «полузащитником», потому что он защищает наши поля от вредных насекомых.
- Послушаем как поёт грач. (аудиозапись).
5. Есть на дереве дворец
Во дворце живет певец
Он не лает, не кусает.
Сад фруктовый охраняет. (Скворец)
- Послушайте, как поёт скворец. (аудиозапись)
- Молодцы, ребята, вы очень хорошо справились.
- Назовите, пожалуйста, части тела птиц. (туловище, голова, хвост, клюв.).(показ слайда птицы на доске)
- У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по- разному, как, же они их различают? (по внешнему виду, по оперению, величине).
2. Физкультминутка:
- Ребятки, давайте, немного с вами отдохнём. Для этого нам необходимо превратиться в птичек, и полетать стайкой.
Вылетайте, птички, на лужок,
Быстро делайте кружок.
Мы играем в стайку.
Стайка полетай – ка!
Полетели птички. (Бежать на носочках по кругу друг за другом)
Птички – невелички (размаивать руками, как крыльями)
Птички летают.
Устали не знают. (2 раза)
Стоп!
Сели птички на дорожку. (присесть, развернувшись лицом в круг)
Поклевали птички крошки: (стучат указательными пальцами, как клювом по полу)
«Клюю- клюю – поклюём.
Потом песенку споём». (встаём лицом в круг)
- Ну а сейчас пройдём на свои места и продолжим наше занятие.
- Ребята, а скажите мне пожалуйста, почему с приходом весны птички прилетают к нам? (потому что здесь наступает весна, приходит тепло, появляются различные насекомые).
- Некоторые из вас наверное незнают, как птички находят дорогу с юга к нам обратно,
Поэтому я сейчас вам расскажу, как это у них получается. Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днём. Но перед полётом они совершают пробные полёты, больше обычного едят, нагуливают жирок, в полёте им подкрепиться негде. В полёте они ориентируются на звёзды. Наверное вы обращали внимание на то, что некоторые птицы улетают «стайками» все вместе (показ слайда);некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника (показ слайда); другие выстраиваются «цепочкой» в одну линию (показ слайда).Наверное, это зависит от повадок птиц : некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.
- А скажите мне, что станут делать птицы, вернувшись с юга домой? (вить гнёзда, откладывать яйца, выводить птенцов).
- Совершенно верно! Птицы начнут вить гнезда, откладывать яйца, и выводить птенцов
- А как называется птичий домик?
- Из чего птицы вьют себе гнёзда? (из веток, травы, мха и глины).
- А можно ли гнёзда разорять?
Гнездо – это птичий клад, он надежно спрятан в траве, листьях или среди камней. Яйца в нем – как горстка сияющих драгоценностей. Одним отличается птичий клад от настоящего: его нельзя трогать. Только нетронутый, только ненайденный принесет он радость
- Птичка их согревает, оберегает. А что потом будет с яйцами? (из них вылупятся птенцы).
- Птенцы маленькие и беспомощные, они будут, пищат и просить есть.
- Что будут делать птицы – родители? (кормить своих птенцов). (показ слайда)
- Давайте поиграем в игру, играя в эту игру вам необходимо быть внимательными. чтобы правильно выполнить то задание, которое я вам дам.
4. Игра «Отгадай и присядь».
- Сейчас я буду называть перелётных и зимующих птиц. Если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелётной, то хлопайте в ладоши.
- Итак начали: Ворона, соловей,дятел,сорока,голубь,ласточка,синица,грач,воробушек,скворец,снегирь,аист,цапля,журавль.
- Молодцы! Вот я и посмотрела, кто слушал меня внимательно. А теперь снова садимся на свои места.
(воспитатель показывает слайд детям на котором изображен «Скворечник»).
- А вот этот домик вам знаком?
- как называется этот домик? (скворечник)
- Кто его сделал?
- А кто в нём живёт?
- Оказывается, в скворечнике может жить не только скворец. Домики для птиц сооружают давно. Раньше их делали из прутьев, соломы, бересты. А теперь чаще всего из досок и фанеры. И первыми эти домики обживают обычно скворцы. Вот почему называют все домики для птиц скворечниками, хотя живут в них самые разные птицы.
Итог занятия:
- Ребята мы с вами проговорили для чего люди строят скворечники, а посмотрите на наше дерево, на нём сидят птички, но чего там нет?
- Конечно, они ждут скворечников.
Давайте построим новые скворечники. Прилетят скворцы на новоселье, выведут птенцов и улетят в лес.
Перед работой разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика. «Скворечник».
Из скворечника торчат (Соединяем большой палец с указательным)
Клювы маленьких скворчат. (Соединяем большой палец со среднем)
Клювик раз, (Соединяем большой палец с безымянным)
Клювик два, (Соединяем большой палец с мизинцем)
Лапки, лапки, (Сжимают и разжимают кулачки)
Голова. (Рисуют в воздухе руками круг)
- Ребята, скажите, пожалуйста, о чем мы сегодня беседовали на занятии?
- О каких новых перелётных птицах вы узнали?
- Что интересного мы узнали о кукушке?
- Как они находит дорогу в тёплые края и обратно?
- Молодцы! А сейчас каждый возьмите свои скворечник и поместите на дерево.
(включается музыка пения птиц).
- Вы сегодня. все очень хорошо работали, давайте себе похлопаем. – Слышите, как птичкам тоже понравилось как вы работали, они благодарят вас за скворечники сделанные вами.
- Спасибо! Занятие подошло к концу.