Наталья Украинская
Конспект занятия по познавательному развитию «На земле и в воде»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе познавательной деятельности «На земле и в воде»
Задачи:
• создать условия для закрепления представлений детей о лягушке и её характерных особенностях;
• обеспечить условия для развития интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей;
• создать условия для побуждения детей к речевой активности, для развития диалогической речи;
• обеспечить условие для выражения детьми своего мнения;
• создать условия для развития навыков взаимодействия;
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „На земле и в воде“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• воспитывать отзывчивость, побуждать оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.
Ход занятия:
Дети заходят в группу, здороваются.
- Ребята, вы ничего не необычного не замечаете в группе? Может что-то новое появилось?
Дети находят лягушонка, в лапках он принёс письмо.
- Как узнать, что написано в письме?
- Вы умеете читать?
- Давайте прочитаем его.
«Здравствуйте ребята! У нас случилась беда, около нашего пруда построили завод. Вся грязь с завода попадает к нам в пруд. Вода стала грязная. Наши детки стали часто болеть. Помогите нам, пожалуйста, очистите воду в нашем пруду. Ваша Лягушка – попрыгушка»
- Ну, ребята, что поможем лягушкам? Как? Что нам для этого нужно сделать? (очистить воду в пруду)
- Ребята, а вы что-нибудь знаете про лягушек? Хотите узнать?
Воспитатель с детьми садятся в кружок.
-Посмотрите на ее голову. Она, какая? (большая и нет шеи)
-А какие у нее глаза? (выпуклые, потому и зовут ее пучеглазая)
-А какой у нее рот? (большой). Во рту у лягушки язык длинный и липкий (рассматриваем картинку, где лягушка выбрасывает свой длинный язык и ловит пищу)
-Ещё что есть у лягушки? (две пары лапок – передние короткие, задние - длинные)
- Зачем лягушке длинные задние лапки? (чтобы быстро прыгать и плавать)
- Попробуйте сесть как лягушка, а потом сильно оттолкнуться ногами и прыгнуть как лягушка.
- Ребята, а как люди относятся к лягушке, встречая её в природе?
- Правильно! Немногим хочется ее погладить, потому что у нее голая, скользкая и холодная кожа, и нередко ее считают противным, неприятным, безобразным существом. Но это мнение ошибочное. На самом деле - лягушки самые безобидные, полезные и необходимые в природе существа. Чем же они полезны?
- Правильно. Ребята, а почему лягушку ещё называют земноводное животное?
- Потому что лягушка может жить как в воде, так и на суше.
- Где можно встретить лягушек?
- Лягушек можно встретить летом во многих местах, потому что они бывают разные. Жить могут в болоте, в озере, в реке и в траве. Отсюда и произошли их названия.
В болоте живет болотная лягушка, а в озере - какая?
- В траве?
- В реке?
- Отчего зависит окрас лягушки, как вы думаете?
- От цвета окружающей среды зависит и цвет лягушки. Если лягушка живет в траве, на земле (показываю картинку) ее окраска бурая - под цвет земли, а вот в воде лягушки - зеленого цвета, под цвет водорослей, листьев кувшинок и других растений (показываю картинку). Такая окраска делает ее незаметной от хищников, которые могут лягушку съесть.
- А вы знаете, как появляются лягушки?
- Весной на реке, на камышах, водорослях, в воде можно увидеть икринки, словно желе на воде. Вначале икринка яркая, потом она темнеет, растет, у нее появляется хвостик, потом задние лапки, позднее и передние Это - головастик. У него хвостик, который потом исчезает. Вот так появляются на свет лягушата.
- Головастик вырос, превратился в маленького лягушонка. Чем маленькая лягушка отличается от головастика?
- Затем у лягушонка появляются задние лапки и он превращается в взрослую лягушку. Теперь лягушка может передвигаться не только в воде, но на суше.
- Ребята, пока мы с вами разговаривали, все лягушки перемешались. Расселим их в свою среду обитания.
Игра «Рассели лягушек».
На ковре воспитатель располагает миску с водой и коробку с землёй. Ставит коробок с лягушками бурого и зелёного цвета. По сигналу воспитателя дети "расселяют" лягушек в свою среду обитания.
- А кто знает, чем дышит лягушка?
- У лягушки, как и у человека, есть легкие и ноздри. Предлагаю всем глубоко вздохнуть.
-Чем мы дышим?
- Воздух невидим, но его много вокруг нас, он есть и в воде, и там мы можем его увидеть. - В любом водоеме есть воздух, им дышат водные животные, в том числе и лягушки.
Опыт «Как увидеть воздух»
Предлагаю детям подойти к столам, где стоят стаканы с водой и трубочками. Дети дуют в трубочки и видят много пузырьков воздуха.
Воспитатель: Мы вдохнули воздух, он в воде в виде пузырьков. Это была чистая вода и чистый воздух. Так дышали лягушки до того, как построили завод. А теперь какая вода стала? (Грязная).
- Что нужно сделать с водой, чтобы она была чистая?
Ответы детей.
Опыт «Как очистить воду?»
На столе стоят стаканы с грязной водой, пустой стакан, воронка и ваттный диск.
- Возьмите в пустой стакан поставьте воронку, сверху положите ватный диск. Стакан с грязной водой потихоньку переливайте в пустой стакан. Что получается?
Дети: Вся грязь остаётся на диске, а чистая, фильтрованная вода сливается в пустой стакан.
Вывод: на трубы, которые идут в пруд поставить фильтр. Тогда в пруд будет попадать чистая вода.
- Молодцы, ребята! Теперь мы знаем, как помочь лягушкам.
Воспитатель показывает ватман (можно макет озера)с нарисованным озером.
- Ребята, что вы видите? - Озеро.
- В этом озере никто не живёт. Я предлагаю вам заселить в это чистое озеро лягушек. Давайте сделаем много лягушек и лягушат.
Конструирование в стиле оригами «Лягушка»
Дети делают лягушку, приклеивают глаза и рот. Готовую лягушку наклеивают на ватман.
- Ребята, мы помогли лягушке-порыгушке? Как? Что для этого делали?
- что было для вас интересным? Что открыли для себя нового?
- Что было самым трудным?
- Кому расскажите о своих открытиях?
- Ребята, лягушка-попрыгушка очень рада, что мы ей помогли, она говорит вам спасибо.