Наталья Алимова
Конспект занятия по познавательному развитию «Хлеб — всей жизни голова»
▼ Скачать +Заказ
11.11.2021г.
Конспект занятия по познавательному развитию на тему : «Хлеб - всей жизни голова»
Программное содержание:
Цель: Формирование представлений детей о хлебе, как одном из величайших богатств на Земле.
Образовательные задачи:
- Познакомить детей с основным занятием чувашских крестьян – земледелием, видами полевых работ;
- Познакомить с зерновыми культурами, из которых делают муку;
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Хлеб — всей жизни голова“» размещена в разделах
- Познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий;
- Закрепить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола;
- Дать представления о последовательности посева зёрен, изготовлении и выпечки хлеба.
Развивающие задачи :
- Активизировать, обогащать лексический словарь по теме «Хлеб»,
- Активизировать словарь детей чувашскими пословицами и поговорками,
- Развивать диалогическую и связную речь детей;
- Развивать любознательность детей, стремление к исследовательской деятельности;
- Способствовать развитию интереса у детей к устному народному творчеству;
- Способствовать формированию мыслительных операций;
- Упражнять в развитии координации речи с движениями.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать у детей бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей, выращивающих хлеб.
- Формировать умение работать сообща.
Интеграция образовательных областей: ОО «Познавательное развитие»,
(ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Речевое развитие»,
ОО «Художественно-эстетическое развитие», ОО «Физическое развитие»).
Предварительная работа с детьми:
- Рассматривание и сравнение колосьев пшеницы и ржи;
- Рассматривание картин: И Шишкин «Рожь», Н. Карачарский «На полях Чувашии»;
- Отгадывание загадок о хлебе;
- Объяснение и заучивание стихов, пословиц и поговорок о хлебе;
- Чтение сказок и рассказов: украинская сказка «Колосок», белорусская сказка «Лёгкий хлеб», чувашская сказка А. Васильева «к р пи ет», М. Пришвин «Лисичкин хлеб», А. Мусатова «Как хлеб на стол пришёл», С. Шуртакова «Зерно упало в землю», Я Аким «Хлеб»;
- Сюжетно-ролевые игры: «Булочная», «Пекарня»;
- Экскурсия в краеведческий музей.
- Прослушивание чувашских песен.
Оборудование и материалы:
- Разные виды хлеба и хлебобулочных изделий,
- Зёрна пшеницы, колосья;
- Картинки с изображением орудий труда; иллюстрации о труде хлеборобов;
- Раздаточный материал: ёмкости с землёй, песком, камушками; лейки с водой, палочки, фартуки; для теста: вода. мука, соль, сахар, дрожжи.
Музыкальные средства: музыкальное сопровождение для физкультминуток хороводной игры и путешествия.
Структура и методические приё мы:
1. Вводная часть.
Чтение стихотворения П. Хузангая «Славлю край родной»;
Отгадывание загадки.
2. Основная часть.
Беседа, вопросы к детям;
Рассматривание хлебобулочных изделий;
Дидактическая игра «Какой хлеб?»;
Отправление в путешествие «По дорогам в старину»;
Физкультминутка (А. Железнова)
Музыкальное сопровождение;
Рассказ воспитателя;
(Знакомство с пословицами и поговорками о хлебе;)
Практичнская часть.
Изготовление теста:
словесный (рассказ воспитателя, вопросы к детям, повторение детьми);
наглядный (показ приемов замешивания теста);
практический (замешивание теста из муки, воды, соли, сахара, дрожжей, масла);
Пальчиковая гимнастика «Хлеб»
Знакомство со старинной ручной мельницей:
словесный (рассказ воспитателя);
наглядный (рассматривание и показ измельчения зерна в муку);
практический (работа детей с ручной мельницей);
Физминутка «Колоски»;
Посадка пшеницы:
наглядный (рассматривание и показ посадки);
словесный (рассказ воспитателя, вопросы к детям и ответы детей);
практический (посев пшеницы детьми);
Хороводная игра «За круглым столом» (гостевая чувашская песня «авра с тел й ри - тавра». сл. Г. Белова, муз. И. Степанова).
3. Заключительная часть.
Игра «Пожелания» :
словесный (чтение текста игры);
наглядный (показ воспитателем движений);
практический (выполнение движений по содержанию текста).
Рефлексия.
Ход занятия
Звучит гостевая чувашская песня: «авра с тел й ри – тавра» (сл. Г. Белова, муз. И. Степанова).
На фоне этой мелодии воспитатель читает стихи П. Хузангая: «Славлю край родной».
_ Славлю
Край родной, любимый,
Славлю
Край неповторимый,
Лип цветущих аромат,
Шелковых лугов наряд!
Славлю я поля родные,
Славлю берега крутые –
Край чувашский,
Край родной.
Славлю города и нивы,
Мой народ трудолюбивый!
А сегодня мы поговорим о самом главном богатстве, люди еще называют его «чудом земли», послушайте:
«Рос сперва на воле, в поле
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотился,
Он в зерно вдруг превратился,
Из зерна - в муку и тесто,
В магазине занял место. Что же это?»
Дети: Хлеб!
Воспитатель: Правильно - это хлеб.
А откуда появляется хлеб у нас на столе?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Показать вам, как хлеб попал в магазин? Пройдемте на стульчики.
Показ мультимедийной презентации «Как хлеб на стол пришел».
Воспитатель:
- Ребята, я предлагаю вам рассмотреть хлебобулочные изделия.
(Воспитатель открывает поднос, на котором лежит белый и черный хлеб, булочки, хлебные колосья).
Воспитатель:
- Что вы чувствуете? (Дети подходят, рассматривают. наслаждаются ароматом свежего хлеба).
Хлеб, хлебушек, хлебушко. Он – самый главный на каждом столе. А вот каким он может быть, вы мне и расскажите.
(Дети вместе с воспитателем встают в круг и передают по кругу мяч, называя определения).
Дидактическая игра «Какой хлеб?».
Предпологаемые ответы детей: хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный, вкусный и т. д.
Воспитатель:
- А теперь ребята, скажем это на чувашском языке.
Дети:
- к р ш, хура, шур, ем е, тутл, к п шка и т. д.
Воспитатель:
- Как можно назвать это всё одним словом?
Ответы детей: Хлебобулочные изделия.
Воспитатель:
- Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение.
Воспитатель читает стихотворение:
«к р» (Хлеб)
Хыр м вы мас р к р ан тыт,
к ртан хакли ук.
Ал умас р к р ан тыт,
к ртан таси ук.
л к хывмас р к р ан тыт,
к ртан асли ук.
Воспитатель:
- Ребята, хотите мы с вами отправимся в путешествие «По дорогам в старину» и узнаем как, раньше выращивали хлеб.
Ответы детей: - Да.
(Звучит чувашская народная мелодия «Т ванл х юрри» (Песня про родственные узы, сл. В. Давыдова- Анатри, муз. А. Никитина).
Воспитатель: Наш край славится не только трудолюбием народа, но и своим особым гостеприимством. У чуваш кто бы ни заходит в дом, его ни в коем случае не отпускают, не угостив. Если же ничего кроме черного хлеба и воды, у хозяев не оказывается, то они делят с гостем и этот кусок хлеба. Об этом говорит и чувашская пословица: «Ш нса килекене ш тса яр, вы са килекене т рантарса яр» (Продрогшего отогрей, голодного накорми).
Физкультминутка: А. Железнова
Мы едем, едем, едем
В далекий хлебный край.
И чтоб путь был короче,
Ты песню запевай:
Тра-та-та, тра-та-та
Путь дорога не проста,
Но мы всё сумеем,
Всё преодолеем,
Все мы делаем играя,
Вот история какая.
Предложить детям самим поучаствовать в приготовлении теста.
Практическая часть: изготовление теста.
Дети с воспитателем моют руки, надевают фартуки и колпаки.
Воспитатель:
-Ребята, чтобы испечь хлеб, мы возьмем муку. Какая она? Потрогайте.
Ответы детей:
- Белая, пушистая, мягкая, легкая, воздушная и т. д.
Воспитатель:
- А теперь скажем на чувашском.
Дети:
- н х шур, ем е, к п шка, таса, м л…
Воспитатель:
- Теперь добавим сахар, какой он? (рассыпчатый, белый, сладкий, мелкий, блестящий и т. д. (шур, пылак, в те, й лт рка,.)
Воспитатель:
- Добавим немного соли. Посмотрите, а соль какая? (белая, рассыпчатая, соленая, мелкая и т. д. (шур, тварл, в те, й лт рка,.)
Воспитатель:
- Теперь нужно в воде растворить дрожжи и добавить сухие ингридиенты.
А теперь замешиваем тесто. какое получилось тесто (мягкое, белое, доброе и т. д.)
- Ребята, что мы положили в тесто (муку, сахар, соль, вода, масло).
Чтобы оно поднялось, мы его укроем и поставим в теплое место.
Тесто готово.
Пальчиковая гимнастика «Хлеб»
Муку в тесто замесили
(Показываем. как месим тесто)
А из теста мы слепили
(Показываем, как лепим пироги)
Пирожки и плюшки
(Поочередно сгибаем пальцы)
Сдобные ватрушки
Булочки и калачи-
Всё мы испечем в печи
(Хлопаем в ладоши)
Очень вкусно!
(Вытягиваем руки вперед).
Знакомство с ручной старинной мельницей.
(Воспитатель знакомит и показывает процесс получения муки из зерна с помощью ручной старинной мельницы).
Физминутка «Колосок».
Зерно в землю упадет (движения рук вправо-влево перед собой)
И росточком прорастет (поднимаемся, руки сложены перед грудью)
Солнце будет его жарить, (руки вверх, разводим в стороны)
Дождь сто раз его польет (волнообразные движения рук сверху вниз).
А потом под снегом мерзнуть (обхватить себя руками, преступать с ноги
на ногу)
И под ветром устоять. (наклоны влево – вправо, отрывая ноги о пола)
Очень трудно хлеб дается (погрозить пальцем обеих рук по очереди)
Должен ты об этом знать (дотронуться рукой до головы).
Посадка пшеницы.
Воспитатель:
- Ребята, хотите ли вы сами вырастить злаки? Давайте представим,
что мы ученые. Проведем эксперимент: посадим зерна пшеницы в ёмкости с землей, с песком и с камушками. А что надо делать, чтобы зерна проросли?
Дети: - Поливать.
Воспитатель: - Правильно, поливать и поставить ёмкости на окно, чтобы солнце прогревало землю. Будем наблюдать, в какой ёмкости быстрее прорастут зерна (дети под руководством воспитателя высаживают зерна пшеницы, поливают).
Хороводная игра «За круглым столом» .
(звучит гостевая чувашская песня «авра с тел й ри - тавра». сл. Г. Белова, муз. И. Степанова).
Дети с педагогом водят хоровод.
Заключительная часть.
Игра «Пожелания»
«А сейчас мы улыбнемся
Крепко за руки возьмемся
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожеланье….»
(дети напоминают друг другу заповеди бережного отношения к хлебу)
-Не берите больше хлеба, чем можете съесть.
-Не крошите его за столом, не сорите хлебом.
-Никогда не выбрасывайте хлеб!
- Хлеб нужно беречь, нельзя играть с хлебом.
- Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать.
- Хлеб нельзя бросать на пол.
Воспитатель: Наш народ хлебосолен. Дорогих гостей встречают с хлебом - солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Издавна у чувашей существовал обычай: люди, переломив хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. «Мы будем беречь хлеб сегодня, завтра и всегда» — эта фраза стала девизом в нашей группе. Хлеб! Какая огромная сила заключена в этом слове. Хлеб - одно из величайших творений рук человеческих, труд земледельца, возрастившего золотой колос с драгоценным зерном.
Рефлексия.
- Ребята, что нового вы сегодня узнали о хлебе? (что он проходит длинный путь, пока попадет к нам на стол)
- Почему же хлеб всему голова? (это главный продукт на нашем столе)
- Ребята, я надеюсь, что вы хорошо запомнили, что «Мал кусок пирога, да много труда стоит».