Топорина Екатерина Алексеевна
«Лаборатория пищевых красок из моркови и свеклы». Конспект занятия по познавательному развитию, окрашивание ткани
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия
по познавательному развитию
«Лаборатория красок»
Возраст воспитанников: дошкольный (5-ый год жизни)
Виды деятельности: общение со взрослыми и сверстниками (ситуативно-деловое, речевая (слушание речи взрослого и сверстников, монологическая речь, познавательно-исследовательская, игровая (дидактическая).
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цель: создание условий для формирования у детей дошкольного возраста навыков исследовательской деятельности, умения формировать и делать выводы.
Образовательные задачи:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морковь, морковка
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- актуализировать представления детей о значении красок в жизни человека;
- познакомить детей со способом изготовления пищевых красок путем выделения их из продуктов питания (моркови и свеклы);
- дать представление о пищевых красителях, как о веществах безопасных для человеческого здоровья и пригодных для употребления в пищу;
- учить понимать суть познавательной задачи;
- учить целенаправленно осуществлять наблюдение, сравнивать полученный результат и делать выводы;
- способствовать формированию навыка элементарного планирования своей деятельности на достижение конкретной цели;
- способствовать развитию связной речи, обогащению словарного запаса;
- развивать мыслительные операции анализа, способность выстраивать причинно-следственные связи;
- формировать умение обосновывать высказанное мнение, пояснять свой выбор;
- поддержать любознательность, интерес к изучению насекомых;
- воспитывать дружелюбие, взаимоуважение в ходе работы в командах.
Предварительная работа:
1. Беседы на тему: «Что мы любим рисовать? Чем мы любим рисовать?», «Что такое творчество?», «Какие бывают краски?»
2. Получение разнообразных цветов путем смешивания красок в рамках исследовательского занятия.
3. Знакомство детей с такими понятиями как «учёный», «исследователь», «исследовательская лаборатория».
Материалы:
Тарелки с морковью и свеклой, тертая морковь, тертая свекла, квадратные тряпичные белые салфетки 10*10, блюдца, тряпичные белые салфетки в форме моркови и свеклы, плакат «Азбука цвета», картинки, демонстрирующие поставленные вопросы, две группы столов, картинки с ягодами, фруктами для игры, три веселых смайлика для фиксации результатов выполнения плана.
Ход занятия:
1 этап: организационный
Содержание Обратная связь на высказывание детей
Воспитатель подзывает детей к себе.
- Ребята, сегодня необычный день. К нам пришли гости, а мы гостям всегда рады. Давайте поприветствуем их.
(Дети здороваются с гостями)
- Приглашаю вас, ребята, сесть на коврик в круг. Всем ли удобно? Никто друг другу не мешает?
(дети садятся на коврик)
Если дети начинают говорить на отвлеченные темы, то используем фразы «Очень хорошо. Расскажешь об это после занятия» или «Обязательно обсудим, как только закончится занятие»
2 этап: формирование у детей внутренней мотивации к деятельности
Содержание Обратная связь на высказывание детей
- Ребята, а вы любите рисовать?
- А чем вы любите рисовать?
- Пробовал ли кто-то из вас смешивать краски?
- Какие самые необычные цвета вы знаете?
Ответы детей: фиолетовый, розовый и т. д.
- Ребята, вы очень много знаете о красках.
А ведь с помощью красок весь мир становиться ярким и разноцветным!
Давайте рассмотрим цвета вашей одежды. Одним словом, как можно назвать вашу одежду? Она какая?
Как она стала разноцветной?
Мебель дома, в группе какая?
А она как стала разноцветной?
- Ребята, я на днях была в группе у малышей и они разговаривали о вкусных лакомствах. Мой сын Халид сказал, что он очень любит пить всякие разноцветные соки.
«А почему соки разноцветные?» - спросили остальные ребята.
«Наверно потому что их чем-то покрасили», - ответил Халид.
Тогда ребята стали спрашивать Халида:
«Чем покрасили соки?»
«Можно-ли пить такие соки?»
Халид попросил меня спросить об этом у старших ребят.
Поможем Малышам найти ответы на эти вопросы?
А для этого я предлагаю вам сегодня стать учеными и отправиться в лабораторию, в которой занимаются изучением и изготовлением красок.
- Как Вы на это смотрите? Вы согласны стать учеными?
- Тогда надевайте халаты, отправляемся в лабораторию.
(Дети совместно с воспитателем переходят к столам, оборудованным под лабораторию).
Если кто-то из детей испытывает затруднение, то можно предложить посмотреть на плакат.
Если дети затрудняются с ответом, то можно обратить внимание, что одежда у всех разного цвета, а значит ее можно назвать разноцветной.
Воспитатель открывает коробочки с разными соками демонстрирует соки детям).
3 этап: способствование планированию детьми их деятельности
Содержание Обратная связь на высказывание детей
Вот мы с вами и пришли в лабораторию красок.
- Перед тем, как начать нашу работу, давайте вспомним, что нас просили узнать малыши?
Ответы детей:
«Чем покрасили соки».
«Можно-ли пить такие разноцветные соки».
(Воспитатель на доску размещает соответствующие картинки).
4 этап: реализация плана
Содержание Обратная связь на высказывание детей
- Ребята, нам надо занять места за столами, в этом нам поможет чудесный мешочек.
(Дети достают эмблемки из мешка и размещаются за соответствующим столом.)
Воспитатель сначала предлагает детям рассмотреть и рассказать о содержимом столов. (Морковь, тертая морковь, свекла, тертая свекла, тарелки, салфетки, блюдца и т. д.)
- Возьмите ложкой тертую морковь, выложите ее на салфетку, соедините края салфетки, чтобы получился мешочек, разместите получившийся мешочек над тряпичной морковкой и крепко его сожмите.
- Что появилось в результате наших действий?
- Выдавливайте сок, распределяя его по всей поверхности тряпичной морковки.
- Давайте посмотрим, что произойдет, если в салфетку мы положим тертую свеклу.
(Дети выполняют аналогичные действия со свеклой.)
- Ребята, чем мы покрасили морковки и свеклу?
- А вы знаете, как называются краски, которые делают из продуктов питания?
- Такие краски называют пищевыми. Их используют для приготовления различной еды, чтобы она была не только вкусной, но и красивой. Чтобы было удобно использовать их помещают в такие тюбики.
(Воспитатель демонстрирует тюбики с пищевыми красителями)
- Давайте положим наши цветные морковки и свеклу на блюдца для того, чтобы они просохли.
- А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру. Воспитатель демонстрирует детям картинки с ягодами, фруктами, овощами разных цветов, а дети отвечают, какого цвета краска получится из этого продукта.
- Итак, ребята, давайте вспомним, как звучал первый вопрос, ответ на который мы искали?
(Воспитатель обращает внимание на карточку с первым вопросом)
- Нашли мы ответ на этот вопрос? Давайте его сформулируем.
- На какой вопрос нам осталось найти ответ?
(Воспитатель обращает внимание на карточку со вторым вопросом)
- Чтобы ответить на него я предлагаю немного пофантазировать.
Я сегодня принесла свои любимые пирожные. Они очень вкусные. Давайте рассмотрим их. Какого цвета у них украшения?
Как вы думаете, чем покрасили эти украшения?
- Давайте попробуем представить и определить, из какого продукта сделали краску для того, что бы украсить пирожные.
После того, как дети сделали свои предположения, воспитатель показывает картинки с изображением моркови, ягод, свеклы и т. д.
- Скажите, ребята, эти продукты полезны или вредны для человеческого здоровья?
- Раз эти продукты приносят пользу для здоровья, то и пищевые красители, полученные из них, безвредны и их можно спокойно принимать в пищу.
- Как ответим мы на второй вопрос?
-Ребята, наша работа подошла к концу, берите ваши раскрашенные морковки и свеклу, предлагаю Вам вернуться на коврик, рассаживайтесь в круг.
Если дети скажут, что покрасили соком, то воспитатель может добавить, что сок выступает в роли красок.
Если дети затрудняются, то воспитатель им помогает «Соки имели разный цвет, так как их покрасили пищевыми красителями»
Пищевые красители безвредны для здоровья человека и сок, окрашенный ими можно пить.
5 этап: проведение рефлексии по итогам деятельности
Содержание Обратная связь на высказывание детей
- Ребята, что же мы ответим малышам?- Понравилось ли вам занятие?
- Узнали ли вы что-то новое?
- Что вам понравилось больше всего на занятии?
- Испытывали ли вы сегодня затруднения? Какие?
- Мне сегодня тоже было очень интересно, благодарю за отличную, слаженную работу.