светлана мельникова
Конспект ОД по познавательному развитию «Изготовление куклы-оберега из ткани»
▼ Скачать + Заказать документы
Изготовление куклы-оберега из ткани
Звучит русская народная музыка и воспитатель выходит из-за ширмы в русском народном костюме.
-Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!
(низко кланяется)
Давайте знакомиться. Меня зовут Марья Искусница.
Посмотрите на мой наряд. (Кружится)
Нравиться?
-А сейчас носят такие наряды?
-А вот раньше, давным-давно, все женщины и девочки носили такую одежду.
А ещё у меня есть волшебный сундучок, хотите посмотреть, что в нем?
Публикация «Конспект ОД по познавательному развитию „Изготовление куклы-оберега из ткани“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Одежда, обувь, головные уборы
- Темочки
В сундучок заглянем мы и посмотрим, что внутри.
Посмотрите, ребята, что это? (куклы)
-Посмотрите, как много кукол хранит сундучок?
- А у вас есть куклы? Что вы с ними делаете? Они похожи на мои куклы? - Мои куклы необычные. Такие куклы не купишь в магазине, я их сделала своими руками. Во всем белом свете не найти вторую такую же куклу.
В такие куклы играли бабушки ваших бабушек.
— Посмотрите, во что они одеты?
— Возьмите, потрогайте кукол, из чего они сделаны?
— Да, они сделаны из соломы, ниток, сена, бересты, из простых лоскутков ткани.
Хотите узнать больше об этих удивительных куклах?
Тогда рассаживайтесь поудобнее и слушайте.
Куклы бывают разные (показать кукол) с ними можно не только играть, их можно дарить друг другу, с помощью куклы можно выразить свою благодарность, защитить свой дом и своих близких. Для каждого случая нужна особенная кукла. Я вам сейчас все о них расскажу и покажу.
(показывает несколько кукол и рассказывает)
— Этих кукол называли оберегами. Оберег — от слова «оберегаю», т. е. охраняют от всего плохого.
Вы заметили, что у кукол нет лица, как вы думаете, почему?
Все куклы делались безликие, лицо кукле не рисовали, потому что в неё мог вселиться злой дух.
Есть у меня ещё одна кукла, самая любимая. Это кукла – Пеленашка. Она свёрнута в маленький кулёчек. Такой куколкой не играли, её клали в колыбельку детям, чтобы они крепко спали и не болели. Её, я хочу вам подарить, чтобы она оберегала и защищала вас, да только вот беда, кукла одна, а вас посмотрите как много, как же быть, что делать? (варианты детей)
Ребята, а хотите, я научу вас делать такую куколку?
Тогда я приглашаю вас в свою мастерскую, где я делаю своих кукол.
Здесь у меня много разных ярких лоскутков ткани, ленточки, кружева, нитки. Они понадобятся при изготовлении новых кукол.
Вы заметили, что здесь нет иголок и ножниц? Считалось, что кукла потеряет свою силу оберегать и защищать.
Я приглашаю вас в мастерскую. Ребята, проходите, присаживайтесь.
(Дети проходят, садятся за столы, где заранее разложены лоскуты разноцветной ткани.)
Ребята, для изготовления куклы нам понадобятся лоскутки и нитки
-Когда мы будем делать куклу, нужно думать о хорошем, представьте, как ваш братик или сестренка будет улыбаться и радоваться, играя с куколкой. И все у нас получится.
1. Берём лоскут белой ткани, какой он формы? (прямоугольный) Скручиваем его вот так, трубочкой, получилась - скатка (показать).
2. Потом берём красную шерстяную ниточку и перевязываем скатку посередине, формируя куколке талию.
3. Теперь формируем голову. Красной ниточкой делим пополам верхнюю часть скатки. Что у нас получилось? (голова и туловище куклы)
4. Берём цветной лоскуток, какой он формы? (треугольной) Это платок Пеленашки. Надеваем платочек на голову Пеленашке, подгибаем верхнюю часть - кромку лоскутка. Делаем складки с боков, концы платочка заворачиваем назад, на спину кукле.
5. Чтобы нашей кукле было тепло, мы пеленаем её в красивое одеяло. Какой формы этот лоскут? (прямоугольной) Положите на него куколку посередине так, чтобы голова немного выступала над тканью. Правый конец ткани оберните вокруг куколки, вот так. Теперь оберните куколке ноги, левый конец одеяла снова оборачиваем вокруг куклы. Получился вот такой кулёчек.
6. Что можно сделать, чтобы одеяло не развернулось? У нас есть цветная ленточка, которой я завязываю одеяло куколке. Вы можете завязать так, как вам нравится, и можете помочь друг другу.
Вот, кукла – Пеленашка готова! Вам нравиться?
Давайте вспомним,
- что сначала надо сделать, чтобы получилась кукла? (скрутить лоскут ткани)
- Что надо сделать потом? (перевязать сначала талию, потом выделить головку)
- Что вы будете делать дальше? (завяжем платок)
- И в завершении? (запеленаем куклу в одеяло и перевяжем одеяло ленточкой)
В. Хорошо! Давайте подготовим наши пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика «Игрушки»
На большом диване в ряд
Куклы Катины сидят :
(хлопают в ладоши)
Оля, Аня, Света, Нина,
И весёлая Марина.
(загибают поочередно все пальчики)
1, 2, 3, 4, 5
(разгибают поочередно пальчики)
Помогаем нашей Кате
Кукол всех пересчитать.
(хлопают в ладоши)
Сколько кукол – пять.
В. Приступайте к изготовлению куклы.
(Играет русская народная музыка, дети самостоятельно работают, опираясь на схему. Педагог по мере необходимости помогает детям.)
— А теперь давайте возьмём наших замечательных кукол. Они получились такими красивыми, потому что вы вложили в каждую куколку тепло своих рук. Когда смотришь на них, на душе — праздник. В группе вы поиграете с ними и подарите тем, кому задумали.
Все куклы получились разные, каждая по - своему хороша! Возьмите своих кукол, прижмите к себе, и расскажите, что вы почувствовали?
(она мягкая, теплая, добрая, красивая)
Ребята, давайте вспомним, как называется эта кукла? Для чего её мастерили? Молодцы!
А что вам понравилось больше всего?
-Что нового вы узнали?
-Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Я очень рада, что теперь у каждого из вас есть кукла – оберег Пеленашка.
Я вижу, что вам понравилось делать кукол. Поэтому на память о нашей встрече я хочу подарить вам вот эти маленькие карточки. С помощью них вы вместе с мамой или бабушкой сможете сделать других кукол. Чтобы у вашей куклы была подружка. Спасибо за работу вашу, за старание.