Лариса Кициёва
Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы «Где живет вода?»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ
-Организовать познавательно-исследовательскую деятельность детей, дать представления свойствах предметов «сухой», «мокрый, влажный» ; способствовать обогащения словаря, развитию внимания, исследовательских способностей; создать условия для взаимодействия детей в группах и парах.
ЗАДАЧИ:
1. Вызвать интерес к познанию окружающего мира в процессе экспериментирования.
2. Познакомить через эксперименты (вода содержится в листьях, хлебе, в овощах и фруктах).
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы „Где живет вода?“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
3. Организация практической деятельности детей по теме занятия.
4. Контроль результатов и оценка самостоятельной деятельности детей.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:
- Активизировать словарный запас:
овощной, фруктовый, ягодный, сливовый.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:
1. Использование проблемных ситуаций и вопросов.
2. Опыты.
3. Гипотезы.
МАТЕРИАЛЫ:
-Бумажные салфетки, терка, сухофрукты, свежие овощи и фрукты, сухарики и кусочки свежего хлеба, пакеты для мусора, влажные салфетки.
Предварительная работа.
1. Наблюдение на прогулке за сезонными явлениями (дождь, иней)
2. Наблюдения в уголке природы за растениями и животными.
3. Работа с картинами о природных зонах и ландшафтах (лес, болото, пустыня).
4. Проведение опытов о разных физических состояниях вода (лед, вода, пар).
5. Работа с гербарием
Ход ЗАНЯТИЯ:
Дети я вам предлагаю встать в круг, взяться за руки, посмотреть друг другу в глаза и подарить друг другу свои добрые улыбки, а также тепло своих рук.
Хочу задать вам вопрос. Скажите, пожалуйста, в какие игры вы любите играть?
Ответы детей.
Предлагаю сегодня поиграть в новую игру «Мы ученые». Как вы думаете, что делают ученые?
Ответы детей.
Я вас приглашаю в свою лабораторию.
Ребята, вы помните, когда мы поливали наши цветы? В первый день недели – в понедельник. Давайте, подойдем поближе, посмотрим, может нужна наша помощь? Потрогайте почву в горшочке с традесканцией, скажите, какая она стала? (Почва сухая)
- Куда же исчезла вода? (Она высохла, испарилась)
Входит Незнайка в мокрой шляпе.
Ребята, здравствуйте, как вас много! Я пока к вам шел, попал под дождь. Моя шляпа намокла. Что же мне делать?
Дети предлагают Незнайке высушить шляпу на батарее.
Незнайка, ты любишь экспериментировать?
Ой, а я не знаю, что это такое экспериментировать?
Оставайся с нами, мы вместе поиграем в игру «Мы ученые».
ЭКСПЕРИМЕНТ № 1
-Обратите внимание: на стеблях традесканции, появились желтые листья. Я их сорву аккуратно и положу на салфеточку. А вы их пощупайте. Почему они стали такими ломкими? (Они высохли, поэтому быстро ломаются).
-А теперь пощупайте этот листок. Что вы можете сказать о нем? Помните между пальцами, Что вы видите? Что чувствуете? Что будет с цветком, если его не поливать?
ГИПОТЕЗА:
В сухих листьях нет воды, они ломкие, а в сочных листьях есть вода, когда мы их помяли, увидели сок, пальцы стали влажные. Если не будем поливать цветы, они высохнут.
А для чего, нужна вода людям? (Стирать мыть полы, плавать в бассейне, купаться, варить обед, пить).
-Ребята, мы с вами исследовали почву, листочки, А я вас хотела пригласить в мою столовую. А руки у вас грязные, как нам быть? (Руки вытирать влажными салфетками). Дети протирают руки и проходят дальше.
ЭКСПЕРИМЕНТ № 2
Добро пожаловать в столовую. Я вам приготовила угощения.
(Предлагаю блюдо с сухарями и кусочками свежего хлеба). Возьмите, пожалуйста, по кусочку из разных тарелок, попробуйте их разломить, Скажите, какой из кусочков вы разломили легко? Почему?
ГИПОТЕЗА: В свежем хлебе есть вода, он легко ломается, а в сухарях нет, они твердые, ломаются с трудом.
ЭКСПЕРИМЕНТ №3
- У меня на блюде, лежит какое – то угощение. Ребята, вы не можете определить, что это такое? (Это сухофрукты, для компота, они продаются в магазине).
- А ведь яблоки и груши большие, красные, зеленые, желтые и красивые. А как же эти фрукты, такие маленькие, некрасивые, сморщенные? (Они сухие).
- А как можно проверить, что они сухие? Положите сухофрукт на салфеточку, прикройте другой салфеткой, нажмите ладошкой и посмотрите, остался ли след на салфетке? (сухофрукты не оставили след).
- А теперь возьмите ломтик свежего яблока и плотно прижмите к салфетке, Как вы объясните увиденное?
ГИПОТЕЗА: сухофрукты след не оставляют, а от яблок остается мокрый след, значит, в яблоках есть вода.
ЭКСПЕРИМЕНТ № 4 (Ищем воду во фруктах)
-Ребята, представьте себе, вы с родителями гуляете по улицам города, Вам страшно хочется пить, а крана с водой рядом нет. А как утолить жажду? (Можно купить минеральную воду, соки)
– А какой сок любите вы пить? Что вам покупает мама? (яблочный, томатный, виноградный)
- А откуда эти соки? Как их получают? (варианты ответов) У меня терка. Я беру целое яблоко (грушу, лимон).
- Проверьте, пожалуйста, на салфетке оставляют мокрый след или нет? (Не оставили). Получается, что они сухие? (кожура фруктов сухая).
- Натираем их на терке, появляется вода?
- Откуда появилась там вода? (это выделяется сок)
ГИПОТЕЗА:
В сухофруктах нет воды, а в свежих фруктах есть.
– А как мы называем эту воду? (эту воду называем соком).
- А как будет называться сок из овощей? (овощной) из фруктов? (фруктовый) из ягод? (ягодный) из слив (сливовый…
ЭКСПЕРИМЕНТ №5 (ищем воду в овощах)
Пальчиковая гимнастика:
«Мы капусту рубим, рубим; мы морковку трем, трем;
Мы капусту солим, солим; мы капусту жмем, жмем».
- А теперь я прошу вас вытереть руки влажной салфеткой, (дети вытирают руки салфеткой).
- У меня есть еще угощение для вас, что нарезано на блюдах? вы мне скажите сами (морковь, капуста, огурец). Я вам предлагаю их попробовать, но с условием – вы их будите долго и хорошо прожевывать.
- Скажите овощи сухие или сочные? (сочные)
- Как вы это определили? (при жевании из них выделяется сок).
- Мы с вами искали воду? Где же мы ее нашли?
ГИПОТЕЗА: вода живет в листьях, хлебе, в овощах и фруктах.
Вам понравилось в моей лаборатории? А играть в ученых понравилось?
Теперь я вам предлагаю нарисовать цветными мелками «Где живет вода?»
-Представьте себе, что исчезла вода на Земле, что тогда случится?
(тогда исчезнет все живое на Земле)
- Давайте подведем итог: кому нужна вода на земле?
ГИПОТЕЗА: вода нужна людям, животным, растениям. Без воды нет жизни на Земле.
Ребята, мне так понравилось с вами играть в эксперименты. Я столько узнал нового, но мне пора в мою сказочную страну. А где же моя шляпа?
Ребята с радостью приносят шляпу с батареи.
Ой, ребята, она совсем сухая.
Конечно сухая, Незнайка, вода-то испарилась.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. “Экспериментальная деятельность детей” Л. Н. Меньщикова.
2. “Опытно-экспериментальная деятельность” В. В. Москаленко.
3. “Экологические занятия с детьми 6-7 лет” Т. М. Бондаренко.