Анастасия Краснова
Конспект занятия по познавательному развитию: «Аквариум и его обитатели»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
• Уточнение представления о том, что в аквариуме живут рыбки, улитки, растения (рыбки плавают, улитки ползают, растения растут; все они живые).
• Развитие чувства сопереживания и эмоциональной отзывчивости к обитателям аквариума.
Образовательная область: «Познавательное развитие» (интеграция с образовательными областями «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие, «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»).
Образовательные задачи:
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию: „Аквариум и его обитатели“» размещена в разделах
- Аквариум
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
• закреплять и расширять представления детей об особенности жизни обитателей аквариума;
• закрепить знания детей о функциях рыб, назначении аквариумных растений (рыбы плавают, улитки ползают, чистят стенки аквариума, растения растут, украшают аквариум, служат некоторым рыбам едой или убежищем).
Развивающие задачи:
• развивать связанную речь;
• формировать и активизировать словарь: аквариум, аквариумная рыбка, Скалярия, Гуппи, Сомик, водоросли;
• развивать любознательность, память и мышление детей;
• развивать зрительное восприятие.
Воспитательные задачи:
• воспитывать экологическую грамотность у детей;
• воспитывать бережное отношение к животным;
• способствовать освоению культуры общения со взрослыми и сверстниками, проявлению эмоциональной отзывчивости;
• интерес к художественной литературе.
Методы и приемы: рассматривание, чтение стихов, загадок, постановка проблемного вопроса, беседа.
Материалы, оборудование: макет аквариума, д/и «Кто живет в аквариуме?», картинки «Аквариумные обитатели», стихи, загадки об аквариуме и его обитателях, цветные карандаши, заготовка аквариума из бумаги.
Предварительная работа: беседа о подводном мире, рассматривание иллюстраций на тему: «Аквариумные рыбки», проведение дидактической игры «Подводные обитатели», чтение стихотворения И. Токмаковой «Где спит рыбка».
Ход занятия:
Воспитатель:
Воспитатель создает игровую ситуацию для постановки цели: читает загадку про аквариум. Активизирует внимание детей. Побуждает на высказывание своих мнений.
Стеклянный домик на окне
С прозрачною водой,
С камнями и песком на дне
И с рыбкой золотой. (Аквариум)
У Тимоши на виду
Рыбки плавают в пруду.
Грустно кот глядит на пруд:
Вот поймать бы рыбку тут!
Не поймаешь. Как на зло
Пруд запрятан за стекло.
(Аквариум)
Стоит на комоде стеклянный сосуд.
Улитки и рыбки в сосуде живут.
Но только оттуда ты рыб не лови!
На рыбок красивых ты просто смотри.
(Аквариум)
Дети слушают загадку, высказывают свое мнение.
Воспитатель: - Правильно, аквариум.
Обращает внимание на макет аквариума с рыбками. Рассказывает о строении рыбок.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, это аквариум. На дне у него песок, камушки, различные ракушки. Очень уютно становится в комнате, где есть аквариум. Хочется сидеть возле него и наблюдать за его обитателями, а какие жильцы живут в этом прозрачном домике?
Давайте познакомимся с рыбами и рассмотрим, что есть у рыб.
И каких частей состоит рыбка?(Голова, туловище, хвост)
А что помогает рыбке плавать? (Плавники)
Где у рыбки плавники? (На спине, на боках, на животе и на хвосте)
Как рыбка двигает хвостом? Давайте рукой покажем. У кого лучше получиться?
Посмотрите, тело рыбы сжато с боков, плоское. С такой формой тела хорошо плавать.
На теле у рыбок есть чешуя, она защищает рыбок. Голова у них заостренная, что на голове у рыбок?
У них большие глаза. Они находятся по бокам головы.
А еще у них есть рот, с помощью которого они едят корм.
Рыбы хорошо видят корм, друг друга и тех, кто их кормит. А знаете, как рыбки питаются? Они замечают движения за аквариумом и подплывают ближе, когда подходит человек. А что ест рыба, как вы думаете?
У них особенный корм, который продается в магазине. Рыбок надо кормить каждый день.
- В какой воде рыбкам хотелось хотелось бы жить? (В чистой)
Вода в аквариуме всегда должна быть чистой, прозрачной. Рыбки дышат воздухом, который есть в воде. Если вода станет грязной, ее надо поменять. Иначе рыбки заболеют и погибнут. Давайте, узнаем, какие рыбки живут в аквариумах.
Предлагает рассмотреть иллюстрации с изображением разных аквариумных рыбок. Побуждает к конструктивному мышлению.
Дети рассматривают картинки, отвечают на вопросы.
Воспитатель: Каких аквариумных рыбок вы знаете?
Загадывание загадок об аквариумных рыбках.
Блещет в банке чистой
Спинкой золотистой.
(Аквариумная рыбка)
Одеваются нарядно,
Поглядеть на них приятно
Однотонные, рябые,
Жёлтые и голубые
Некапризные рыбёшки -
Всем знакомые
(Гупёшки)
Он на самом дне живёт
У него усатый рот
Всё, что сверху упадёт
Аккуратно подберёт
На ночь спать уходит в домик
Рыбку называют (Сомик)
К нам из сказки приплыла,
Там царицей была.
Это рыбка не простая.
Рыбка. (Золотая)
Поочередно показывает картинки аквариумных рыбок из загадок.
Если ответ ребенка неправильный, дети исправляют ошибку, давая правильный ответ.
Воспитатель: Давайте хорошо посмотрим, ребята, а кто еще живет вместе с рыбами в аквариуме.
- Правильно – это улитки, ракушки, аквариумные растения.
Улитки ползают по стенкам аква-риума и водорослям, тем самым очищая их.
А зачем в аквариуме зеленая тра-ва? Это водные растения – водоросли. Знаете, ребята, аквариумные растения также нужны аквариуму, для красоты. В них рыбки прячутся, отдыхают, а могут ими полакомиться.
Физкультминутка. Игра «Пять маленьких рыбок»
Воспитатель:
Предлагает поиграть в игру «Пять маленьких рыбок»:
Пять маленьких рыбок плескались в реке. (Имитация движения рыб)
Лежало большое бревно на песке. (Развести руки в стороны)
Первая рыбка сказала: «нырять здесь легко». (Имитация ныряния)
Вторая сказала: «ведь здесь глубоко». (Грозят указательным пальцем)
Третья сказала: мне хочется спать. (Руки сложить под ухо)
Четвертая стала чуть-чуть замерзать. (Потереть кистями плечи)
Пятая крикнула: здесь крокодил, (Руками имитируют пасть крокодила)
Плывите скорее, чтоб не проглотил. (Убегают на свои места)
Дети выполняют двигательные движения, указанные в тексте.
Дидактическая игра «Кто живет в аквариуме».
Проблемная ситуация:
Воспитатель: Ребята, рыбки потеряли свой домик. Что же делать? Давайте, найдем рыбкам домики?
Дети приходят к выводу, что они помогут им найти домик.
Дети с помощью картинок находят рыбкам свой домик.
Воспитатель: Молодцы, как много вы знаете. Хвалит ребят.
Воспитатель: О ком мы с вами говорили?
Что нового вы узнали?
Что еще хотели бы нового узнать об аквариуме?
Ребята, давайте, нарисуем свою рыбку в аквариуме?
Дети на заготовленном из бумаги аквариуме рисуют свою рыбку.