Тамара Заводнова
Конспект занятия по познавательному развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Тема
«В ярком платье модница танцевать охотница»
Программное содержание
Информационные составляющие:
Образовательная: Закрепить у детей представление о бабочке, как о представителе мира насекомых, знания особенностей строения бабочки. Познакомить со стадиями развития взрослого насекомого. Воспитать умение бережно, осторожно обращаться с бабочками во время её появления на участке.
Эстетическая: отметить оригинальность внешнего вида бабочек, разнообразие видов, яркость их окраски.
Эмоциональная: способствовать возникновению чувства восторга, наслаждения при восприятии образа бабочки.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию» размещена в разделах
Пластическая: учить передавать красивый полёт бабочки, лёгкое порхание, изящность крыльев.
Эколого-практическая: дать детям образец поведения при взаимодействии с насекомыми, заботливого отношения к ним: беречь растения и цветы, спокойно наблюдать за насекомыми, не беря их в руки.
Материалы и оборудование: бутафорские цветы: красные, жёлтые, голубые, белые; лёгкие шарфы – накидки этих же расцветок; таблица «Стадии развития бабочки»; аудиозапись «Вальс цветов» П. И. Чайковского.
Предварительная работа: серия наблюдений за бабочкой, чтение рассказа Н. Сладкова «Бабочка под землёй», Н. Павловой «Бабочка», заучивание стихов, отгадывание загадок, изготовление поделок из природного материала, рисование способом монотипии.
Ход занятия
Поэтическая минутка
(Под музыку П. И. Чайковского «Вальс цветов» дети входят в зал, оформленный как цветущий луг).
Давайте пройдём медленно по лугу
И «здравствуй» скажем, каждому цветку.
Должны мы над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать».
Воспитатель: «Но, почему-то цветы грустно опустили свои прекрасные головы. Чтоб развеселить их, давайте превратимся в разноцветных бабочек и покажем им свой изящный танец-полёт».
Минутка-импровизация
Воспитатель: «Представьте, что вы – бабочки, у вас большие красивые крылья. Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх – вниз. Наслаждайтесь ощущением плавного парения в воздухе, весело покружитесь над цветами, покажите им свой великолепный наряд».
(Дети выполняют танец – импровизацию)
Минутка-игра
Воспитатель: «Давайте познакомимся с цветами и расскажем им о себе. Как зовут эту бабочку с белыми крыльями? А эту красавицу?»
Дети: «Я бабочка капустница», «Я бабочка-лимонница», «Я бабочка-крапивница», «Я голубянка».
Воспитатель задаёт детям провокационные вопросы: «У тебя, бабочка-лимонница, два белых крыла?»
Ребёнок: «Нет, мои крылья желтого цвета, их четыре».
Воспитатель: «Наверное, эта бабочка питается листьями?»
Ребёнок: «Нет, я ем цветочный нектар».
Воспитатель: «Цветочный нектар ты собираешь лапками?»
Ребёнок: «Нет, я всасываю его своим хоботком».
Воспитатель: «Зимой ты, наверное, любишь летать над сугробами?»
Ребёнок: «Нет, зимой бабочки неподвижные, будто спят или зимуют в стадии куколки».
Минутка-любознательность
(Демонстрация фильма или таблицы «Стадии развития бабочки»)
Воспитатель: «А сейчас летите все на солнечную полянку, присядьте, и вы увидите, как появляется бабочка. Бабочки откладывают яйца на то растение, листьями которого будут питаться гусеницы. Из яиц вылупляются гусеницы. У них нет крыльев. У них длинное тело, грызущие ротовые органы. Гусеницы очень прожорливы, они активно питаются и растут. Потом гусеница превращается в куколку, обматывая себя собственной паутиной. Куколка неподвижна. В таком виде она зимует. Некоторые бабочки, например крапивница, зимует, превратившись во взрослое насекомое. Весной, едва пригреет солнышко, куколка начинает шевелиться, из «пеленок» медленно выкарабкивается бабочка. Новая бабочка мало напоминает будущую красавицу – её крылья сморщенные и мокрые. Когда её крылья подсохнут и расправятся, бабочка приобретёт свой прекрасный облик и улетит. Кто из вас знает, для чего бабочке нужен такой яркий наряд?»
Ребёнок: «Чтобы быть незаметной среди цветов и скрываться от своих врагов».
Дидактическая игра
Воспитатель: «Бабочки и мотыльки, загляните на пёстрый луг, над которым вы летаете. Посмотрите, сколько на нём ярких цветов. Найдите тот цветок, который может так вас спрятать, что никто не заметит».
(Дети накидывают на плечи разноцветные шарфы и подлетают к цветам, схожим по окраске с цветом их «крыльев»)
Минутка-расслабление
Воспитатель: «Вы чувствуете аромат своего цветка. Он нежен и сладок. Вы сели в мягкую пахучую середину цветка. Вдохните ещё раз его аромат и попробуйте его сладкий нектар. Откройте глаза и расскажите о своих ощущениях».
Воспитательная ситуация
Воспитатель: «Наслаждаясь ароматом цветов, бабочка не заметила, как к ней кто-то приблизился и схватил её за крылья. Расскажите, что может случиться с бабочкой».
Дети: «Крылья бабочки покрыты чешуйками. Они придают бабочке яркую расцветку и помогают лететь. Чешуйки очень хрупкие, легко ломаются, если взять бабочку за крылья. От этого она может погибнуть, так как не сможет уже взлететь.
Воспитатель: «Давайте научим всех, как нужно обращаться с бабочками».
Минутка-тишина
Воспитатель: «Гораздо интересней наблюдать за бабочкой, если тихо и спокойно сесть на полянку среди цветов. Бабочка не будет вас пугаться и станет порхать вокруг. Вот она села на плечо, вспорхнула вверх, опустилась на колено. Она совсем вас не боится, и вы уже подружились.
Поэтическая минутка
Воспитатель: «Над лугом бабочка летает,
Где травы ярки и густы
Она снежинкой в небе тает,
Пушинкой падает в цветы.
Ко мне в ладошку залетела,
Стать рукавичкой захотела.
Взмахнула крыльями… и вдруг
Цветком порхнула снова в луг.
Ну а нам пора возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся с бабочками – этими прекрасными творениями природы».