Лариса Кулакова
Конспект занятия по математике «Геометрические фигуры»
▼ Скачать
Автор конспекта НОД : Кулакова Лариса Ивановна, МКДОУ «Детский сад №21»
Задачи приоритетной образовательной области:
«Познавательное развитие»
- формировать у детей знания о объёмных геометрических фигурах и их основных признаках;
- развивать умение анализировать, сравнивать и выявлять особенность фигур,
- формировать самостоятельные исследовательские навыки;
- совершенствовать навыки счёта в пределах десяти;
Публикация «Конспект занятия по математике „Геометрические фигуры“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- развивать логическое мышление, творческое воображение.
Задачи ОО в интеграции:
«Речевое развитие»
- развивать диалогическую речь;
- развивать умение грамотно отвечать на поставленные педагогом вопросы.
«Социально – коммуникативное»
-регулировать свое эмоциональное состояние
-познакомить с приемами снятия психоэмоционального напряжения
-развивать познавательный интерес
-развивать наглядно-образное мышление
-воспитывать позитивное отношение к себе и окружающему миру
-способствовать сплочению детского коллектива
«Физическое развитие»
- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей
- развивать и обогащать умение импровизировать с простейшими художественными образами, развитие двигательной активности, координации движений, игровой деятельности.
«Художественно – эстетическое»
- развивать у детей сенсорные способности, зрительное внимание, мелкую моторику рук.
Предпосылки учебной деятельности: развивать воображение, мышление, усидчивость, дисциплинированность, мыслительные процессы, умение слушать и отвечать на вопросы.
Оборудование для педагога: 3 колбы с водой, стакан с глиной, стакан с блёстками; Модуль 2 «Основные тела» (объёмные геометрические фигуры с подставкой)- игровой набор Фрёбеля.
Оборудование для детей: набор Фрёбеля - Модуль 1 – мячи, Модуль 7 «Цветные фигуры», Модуль 8 – «Палочки», Модуль - №9 – кольца, Модуль 11 (J1) «Цветные тела», шнурки, схемы.
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Организационный момент (дети заходят в группу.)
Воспитатель: здравствуйте, ребята! (приветствие гостей).
Я, профессор Математикус. А вы уже догадались куда попали? (ответы детей). Вы попали в научную лабораторию, где проводят опыты и эксперименты.
Воспитатель: Какое у вас настроение?
Воспитатель: Замечательно. А давайте проведём эксперимент.
Игра-проекция «На что похожи радость и грусть».
Дети подходят к столам, на которых стоят три прозрачных ёмкости с чистой водой.
-Представьте, что наше настроение – это сосуд с водой. Когда у нас все хорошо, все получается, мы довольны и спокойны, тогда и настроение у нас светлое и чистое. Как вода в этих сосудах. Но вот что-то происходит неприятное, нам стало плохо или обидно (предлагаю каждому ребенку взять стакан с глиной и добавить во второй сосуд).
- Каким стало наше настроение? (похожим на грязную, мутную воду).
- Но проходит время, появляются идеи, как все исправить (в следующий 3-й сосуд дети добавляют блёстки) и наше настроение улучшается и переливается всеми цветами радуги.
- Давайте прикоснемся к хорошему настроению, чтобы зарядиться отличными, радостными эмоциями (дети прикасаются к ёмкости). Зарядились хорошим настроением?
- Ребята, возникла проблема, у меня в лаборатории сломался компьютер. Для восстановления всех файлов необходимо выполнить правильно несколько необычных и сложных заданий. Мне нужна ваша помощь. Вы поможете мне восстановить файлы?
-Прежде, чем отправиться в лабораторию, давайте вспомним правила поведения.
Я - профессор, а вы мои подчинённые -лаборанты, младшие сотрудники. (Одеваем халаты).
- Отправляемся выполнять задания (дети проходят и садятся за столы).
Содержание занятия
Задание 1. «Основные тела» (дар №2 Фрёбеля).
Опыты с объёмными геометрическими фигурами «Шар, куб, цилиндр».
- Ребята, перед вами объёмные геометрические фигуры. Рассмотрим их.
- Назовите фигуру, которая катится, но не стоит. (Шар)
-Почему шар катится? (имеет круглую форму и не имеет углов (прокатывают шар друг другу)
- Шар - символ чего? (движения)
- Назовите фигуру, которая не катится, но стоит (куб).
- Почему куб не катится? (у него есть углы)
- Сколько углов у куба? (дети считают (пробуют прокатить)
- Куб – это символ чего? (покоя)
- Назовите фигуру, которая и катится, и стоит (цилиндр).
- Когда цилиндр устойчив? (когда стоит на основании)
- Что находится на основании? (острые края - рёбра).
- Когда цилиндр подвижен? (когда лежит) (прокатывают)
- Цилиндр совмещает и свойства шара, и свойства куба.
- Молодцы. А теперь рассмотрим наши геометрические фигуры в движении, изменяют они форму или нет? (проводим эксперимент)
- Если раскрутить шар и цилиндр, они не изменяют своей формы.
- Если раскрутить куб, он становится похож на цилиндр. Произошло преобразование форм (куб принял форму цилиндра).
Микроитог:
- Шар всегда находится в движении, при вращении форму не изменяет.
- Куб находится в состоянии покоя, при вращении изменяет форму, превращаясь в цилиндр.
- Цилиндр может находиться в состоянии покоя и может двигаться, при вращении форму не меняет.
- Дети, вы хорошо справились с заданием. Молодцы!
Задание №2. Дидактическая игра - шнуровка: «Логическая цепочка».
- Ребята, перед вами схема, объёмные фигуры и шнурки. Нужно по схеме нанизать фигуры на шнурок (составить ожерелье).
- какие геометрические фигуры использовали?
- сколько геометрических фигур получилось? (дети считают по очереди).
- А Артём составит задачу по схеме.
- Дети, вы очень хорошо справились с заданием. Молодцы!
Физ. минутка - игра «Ручеёк» (наборы №1, №9)
(дети берут кольца (дар № 9) и выходят в центр зала. Становятся в круг и кладут рядом с собой кольцо (лужица).
- Для любимой детворы есть у Фрёбеля дары. (Каждому выдаётся по мячику-ручейку) - 1,2,3,4,5 будем с ними мы играть.
Бежал ручей по камешкам,
Бежал, бежал, бежал
Потом в глубокой лужице
Лежал, лежал, лежал.
То снова он помчался вскачь,
То будто бы уснул.
Увидел речку – прыг туда
И сразу утонул!
Воспитатель вместе с детьми читает стихотворение, дети передают мячики друг другу по кругу («ручейки») из набора №1. При словах «лежал», «лежал», мячик опускается прямо в «лужу». Затем передаётся мяч дальше. На словах «И сразу утонул» приседают. Встают.
- вот и закончилась наша игра. В лабораторию нам отправляться пора (дети убирают атрибуты в коробку и проходят за столы).
Задание 3.
«Мозаика геометрическая 3 D» (зрительный диктант).
- На (плоской горизонтальной) поверхности зеркала нужно выложить узор из плоскостных геометрических фигур (модуль №7, №9 полукольца) по схеме.
- Ребята, какие же молодцы! Настоящие помощники!
Рефлексия:
- Ребята, чем мы сегодня занимались? - Какое из заданий вам показалось самым сложным?
- Какое больше всего понравилось? - Спасибо вам. Вы выполнили все задания и восстановили часть файлов (дети ср. подгр. прощаются и уходят).
Задание № 4 (для детей подготовительной гр.).
Игровой набор Фрёбеля №8 - деревянные палочки разной длины.
- Ребята, у нас осталось последнее задание. Его нужно выполнить по словесной инструкции.
- Будьте внимательны, слушайте инструкцию:
Мы 6 палочек возьмем
И построим новый дом!
Если 2 верхние переложить,
В доме том не смогут жить,
Он уже не дом, а флаг.
Кто сумеет сделать так?
Захотелось покопать
Надо одну палочку убрать
И переложить вверх другую.
Так лопатку получу я!
А у вас она готова?
Передвинем палку влево снова
А внизу одну возьмем
И в коробку уберем
Вышел стульчик! Отдыхайте!
Сколько палочек? Считайте (считают).
Сосчитали? Их четыре!
Ножки у стульчика раздвиньте шире,
Спинку надо положить –
Будет стул столом служить!
Справились с заданием вы?
Наступил конец игры.
Заключительная часть:
- Ребята, какие же молодцы! Настоящие помощники!
- Все файлы восстановлены, компьютер работает! Познавательное развитие
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Рефлексия:
- дети, где вы были сегодня? (в лаборатории)
- чем вы там занимались?
-Вам понравилось работать в лаборатории?
- Хотелось бы там ещё побывать?
- Какое задание больше всего понравилось?
- А какое у вас настроение сейчас?
- Мне очень приятно, что у вас сейчас хорошее настроение.
Я желаю, чтобы у вас каждый день было только хорошее настроение и радостные эмоции!
Спасибо, дети, за помощь. До свидания!