Светлана Жарова
Конспект занятия по познавательной деятельности в средней группе «Удивительная глина»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Познакомить детей со свойствами глины; провести сравнение глины с песком; уточнить знания детей о роли глины в жизни человека. Обогащение словаря прилагательными: рыхлый, сыпучий, вязкая, пластичная, рассыпчатый, гончар.
2. Развивать познавательную активность, мышление, воображение, память.
3. Воспитывать потребность в общении с природой, экологическую культуру.
Материал:
1. Выставка игрушек и изделий из глины.
2. Демонстрационный материал: воронки, стаканы, ёмкость с водой.
Публикация «Конспект занятия по познавательной деятельности в средней группе „Удивительная глина“» размещена в разделах
- Глина. Знакомство с глиной
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
3. Оборудование для экспериментальной деятельности детей : ёмкости с глиной, песком, палочки, ложечка, лупа, глина для лепки.
Ход занятия
Воспитатель предлагает отправиться на экскурсию, на выставку разных интересных вещей.
Что представлено на выставке? Чем отличаются вазы? Для чего они служат?
Ответы детей (это посуда, высокая, пониже и низкая; чтобы ставить цветы, для красоты).
Воспитатель предлагает детям рассмотреть кувшин и кринку. Чем отличается кувшин от кринки?
Ответы детей (у кувшина есть ручка, а у кринки нет; по внешнему виду).
Для чего человеку нужны эти вещи?
Ответы детей (чтобы класть еду, наливать воду, молоко, чай).
А теперь перейдём к следующему столу. что представлено на данной экспозиции?
Ответы детей (игрушки).
Обратить внимание детей на разнообразие игрушек. Выяснить отношение детей к игрушкам: интересно или нет, нравятся ли.
Как вы думаете, что у них общего (из чего это всё сделано?
Ответы детей (из глины).
Вы где то встречали глину? Где? Что вы о ней знаете?
Ответы детей.
Как вы думаете, если у нас не будет глины, можно сделать посуду и игрушки из песка? Почему?
Ответы детей (нельзя).
Тогда я приглашаю вас в лабораторию.
Возьмите песок. Какой он? Рассмотрите его через лупу. Что вы видите.
Ответы детей (жёлтый, рассыпчатый; крупинки жёлтого, коричневого цвета, есть прозрачные; имеют круглую форму).
Почему песок рыхлый, рассыпчатый?
Ответы детей (песчинки лежат отдельно друг от друга).
А теперь возьмите глину. Какая она?
Ответы детей (коричневая, мягкая, маслянистая).
Рассмотрите её через лупу. чем она отличается от песка?
Ответы детей (не видно крупинок, лежит комком).
Ребята, глина тоже состоит из крупинок. Вы их видите? Как вы думаете, почему их трудно рассмотреть?
Ответы детей (они такие маленькие, что не видны даже через лупу).
Крупинки прижались друг к другу крепко - крепко и поэтому мы их не видим. Нам кажется, что это единый кусок.
Ребята, давайте с вами поиграем. Я сейчас превращу вас в "песчаные крупинки". Вы на месте повернитесь, в песчаные крупинки превратитесь.
Подул ветер. Крупинки стали передвигаться. А ветер сильнее и сильнее и разлетелись песчаные крупинки в разные стороны. Стих ветер и крупинки остановились.
А сейчас я вас превращу в маленьких - маленьких крупинок глины. Они очень малы и боятся затеряться. Поэтому взялись крепко за руки, прижались друг к другу плечиками. Их не разорвать. Ветер подул, а крупинки крепко держатся и не разлетаются.
А теперь мы с вами проведём опыт. Предлагаю воткнуть одну палочку в песок, а другую в глину. Что произошло? Почему?
Ответы детей (палочка в песке упала, а в глине стоит; песок рыхлый, поэтому палочка не держится в нём; у глины крупинки плотно прижались друг к другу и палочке, поэтому палочка не падает).
Вывод: песок рассыпчатый, а глина нет.
Как вы думаете, пропускает песок воду или нет?
Ответы детей (пропускает).
А глина? Почему?
Ответы детей (нет).
Давайте проверим. Воспитатель проводит опыт с песком и глиной. Что же мы увидели?
Ответы детей (из воронки с песком капает вода, а из воронки с глиной нет).
Почему так происходит?
Ответы детей (крупинки песка лежат отдельно друг от друга, а крупинки глины плотно прижались).
Вывод: значит песок пропускает воду, а глина нет. Вот это свойство и использует человек при изготовлении посуды.
А знаете, кто делает посуду из глины? Гончар. Это профессия.
Кто из вас сейчас хочет стать гончаром, и слепить посуду из глины?
Дети лепят посуду по желанию. Вы сегодня познакомились с глиной, вылепили посуду. Но что ещё надо для того, чтобы её можно было использовать?
Ответы детей (украсить).
На следующем занятии вы сможете эту посуду расписать.
Итак, что мы сегодня узнали? Что вам больше всего понравилось?