Галина Самарская
«Экономика в сказке». Конспект занятия по познавательно-речевому развитию с детьми 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование экономических представлений через знакомство со сказкой и её героями.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с экономическими понятиями – потребность: «хочу» и «надо»;
Закрепить представления экономических понятий: деньги, семейный бюджет: доход и расход.
Развивающие:
Развивать умение подмечать в сказках простейшие экономические явления;
Учить выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас;
Закреплять умение вести короткие диалоги в творческой и игровой ситуации;
Развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение.
Воспитательные:
Воспитывать любознательность, интерес к чтению художественной литературы
Методы и приемы: сюрпризный момент; решение логических задач, создание проблемных ситуаций, вопросы – ответы детей, художественное слово.
Материал и оборудование: «Мешок историй», сказки: «Муха-Цокотуха», «Телефон», «Теремок», дидактические игры: «Что можно, а что нельзя купить за деньги»; «Хочу и надо», «Кто как работает» ,«Собери монеты»
Предварительная работа: проведение сюжетно - дидактических игр «Назови ласково» "Семейный бюджет", чтение сказок К. И. Чуковского «Телефон», «Муха- Цокотуха» и пр., проведение бесед о деньгах, семейном бюджете, потребностях.
Ход занятия:
Звонок колокольчика - сбор детей в круг («Милый друг»)
Восп. : Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг,
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся,
и друг другу улыбнёмся.
Восп. : Ребята, посмотрите, что у меня в руках? («Мешок историй») Давайте посмотрим, какие же сказки находятся в нём. (дети рассматривают книги). Герои этих сказок, не знают, что такое экономика. А вы знаете? (дети перечисляют экономические понятия: деньги, бартер). Давайте мы с вами, вместе с героями вспомним экономические понятия и объясним их нашим героям. А вот и первая сказка - «Муха-Цокотуха». Давайте вместе вспомним, как она начиналась.
Вопросы экономической направленности:
-Что нашла Муха?
-Что купила Муха?
- Покупка самовара потребность или возможность?
-Как узнали гости о покупке Самовара?
(ответы детей)
Проблемные ситуации:
-Что могла бы купить Муха?
-На что ты бы потратил денежку?
- Куда могла вложить деньги Муха, чтобы получить доход?
-Что сделала бы Муха, если бы самовар был не исправен?
(рассуждения детей)
Восп. : А всё ли можно купить за деньги? (ответы детей).Ребята, давайте поможем разобраться Мухе-Цокотухе, что можно купить за деньги, а что нельзя, а поможет нам в этом дидактическая игра.
Играем в дидактическую игру «Что можно, а что нельзя купить за деньги» (в ходе игры дети рассказывают и объясняют свой выбор)
Восп. : Вот сколько всего можно купить за деньги! Сделать покупку.
Деньги очень нужны людям в современном мире, без них невозможно прожить.
Восп. : Ребята, я предлагаю вам вспомнить, что же просили герои сказки К. И. Чуковского «Телефон».(дети перечисляют: слон-шоколада, крокодил- калоши и пр.) Ребята, все желания сказочных героев можно назвать одним словом – «потребности». Давайте вместе повторим – «Потребности». Потребности — это всё то, в чем мы нуждаются. Что нам нужно для жизни? (ответы детей). Понятие - потребность – это тоже экономическое понятие.
Восп. : А вы, знаете, что такое потребности, без которых нельзя прожить, их называют потребностями «Надо» то есть то, что необходимо для жизни каждому человеку. Как вы думаете, какие это потребности – назовите? (Ответы детей)
Восп. : Есть потребности, без которых можно обойтись их называют потребностями «Хочу». В: Как вы думаете, какие это потребности? (Ответы детей). А лучше разобраться в этом нам поможет дидактическая игра «Хочу и надо».
Играем в дидактическую игру (в ходе игры дети рассказывают и объясняют свой выбор).
Восп. : Молодцы ребята! Вода, еда, воздух, одежда удовлетворяют физические потребности человека. Без воды, воздуха и еды мы с вами не сможем жить. А одежда нас защищает от холода. Человеку надо где-то жить – в доме. И чтобы в доме были разные предметы быта (игрушки, мебель и т. д.). - А есть еще духовные потребности. Какие? Сейчас узнаем.
Восп. : Слышите музыку? Я вас приглашаю на весёлую разминку.
Игра «Солнышко». Дети ходят по кругу под спокойную музыку. У всех в руках лучики тепла (ленточки). Педагог замечает: - Посмотрите, что-то наш Саша замерз! Надо его отогреть! "Замершего" сажают в центр круга на стул. Каждый ребенок подносит свой "лучик" и говорит, что ему нравится в "замерзшем". Тот, кого "согревают", благодарит, говорит "Спасибо".
Восп. : Каждому человеку нужна забота и любовь.
Восп. : А вот и следующая сказка «Теремок»
Вопросы экономической направленности:
-Какими видами труда занимались герои?
-Нужны ли им деньги? Для чего?
- Как вы думаете, почему каждый занимался одним (своим) делом?
-Как был восстановлен теремок?
Проблемные ситуации:
-Лучше жить вместе или одному?
- Кем могли бы работать герои сказки?
-Героев какой сказки могли позвать на помощь жители теремка? (3поросёнка)
(рассуждения детей)
Восп. : Я предлагаю расставить героев сказок на лестницу по их трудоспособности - дидактическая игра «Кто как работает» (Емеля, кот в сапогах, Бармалей, Буратино, 3 поросёнка и пр.)
Восп. : Зачем нам нужна работа? (получать деньги). Кто в вашей семье работает? (папа, мама). Есть бабушка и дедушка. Они пенсионеры и не работают. Что они получают (получают пенсию). Правильно - это деньги, получаемые в старости за то, что они работали в молодости.
У многих из вас есть взрослые сестрёнки и братья, которые учатся в университете, и получают стипендию - это деньги за хорошую учебу. Вы ходите в детский садик и ничего не получаете. Все, полученные семьей деньги называются – семейный бюджет или доход семьи.
Восп. : Давайте вместе повторим, что мама и папа получают? (зарплату, а бабушка и дедушка – пенсию, а сын, который учится? (стипендию). - Как можно назвать все деньги, которые заработала семья – семейный бюджет?
Восп. : Как бы вы распределили семейный бюджет? На что надо потратить в первую очередь? (Оплата за квартиру, еду, одежду, оплата за детский сад, игрушки.)
Восп. : Все вместе это называются расходы! Давайте вместе повторим это слово – расходы. Расходы - это деньги, которые мы тратим на наши потребности.
Восп. : Семья, получила доход, потратила часть денег и немного осталось. Что с ними делать? (копить).
Восп. : Физкультминутка: «Будем денежки считать»
1,2,3,4,5 (шагаем на месте).
Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук).
1 и 2 оплатим дом (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный) Дом в котором мы живем.
Третья монетка - одежду купить (отгибаем средний пале)
На четвертую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы)
Восп. : Давайте покажем нашим героям, как мы умеем считать и копить деньги, беречь семейный бюджет. Игра «Собери монеты» (на каждого ребёнка)
Восп. : Молодцы ребята! А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру: Игра «Доход - расход»
Мама получила зарплату - доход
Бабушка заболела - расход
Выиграла приз - доход
Потеряла кошелёк - расход
Продала бабушка пирожки – доход
Заплатили за квартиру – расход
Нашла монетку – доход
Купили куклу – расход
Восп. : Ребята, наш «Мешок историй» опустел. Давайте напомним нашим героям, с какими экономическими понятиями, мы их познакомили? (потребности, доход, расход, семейный бюджет, деньги, пенсия и пр.)
Восп. : Ребята, сегодня вы хорошо поработали, и я хочу раздать вам зарплату. Это необычные монетки, монетки сладкоежки, которые тоже продаются в магазине. Вы, большие молодцы, много знаете, умеете! Спасибо вам!