Татьяна Вафина
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию детей старшей группы «Весна»
▼ Скачать +Заказ
Конспект образовательной ситуации
для детей старшей группы (5 – 6 лет)
тема: «Друзья Медвежонка Мишика»
Автор:
воспитатель Вафина Татьяна Владимировна
город Кириши, 2023
Цель: Создание благоприятных условий для развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект занятия по познавательно-речевому развитию детей старшей группы „Весна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- расширять и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе, о перелетных птицах, о диких животных и особенностях их приспособления к окружающей среде;
- продолжать формировать познавательные действия, способности сравнивать, анализировать, выделять характерные признаки явлений окружающего мира;
- совершенствовать умение ориентироваться на игровом поле и отражать в речи пространственное расположение предметов;
- совершенствовать фонематический слух, умение вычленять и называть определенный звук в словах;
- уточнять высказывания детей, помогая им более точно характеризовать объект, учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, формировать умение отстаивать свою точку зрения;
- продолжать формировать понятия о структурных элементах геометрических фигур (сторона, угол, вершина) и отношений части и целого;
Развивающие:
-развивать способность «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объекта и направления его движения (декодирование) «Шнур - Малыш»;
-развивать навыки силуэтного конструирования, а также развивать воображение и творческую инициативу, опираясь на предыдущий опыт, посредствам пособия «Чудо Соты 1».
- развивать мелкую моторику рук, тактильно-осязательные анализаторы, по средствам пособия «Шнур - Малыш», «Чудо - Соты 1».
- развивать внимание, мышление, память.
Воспитательные:
- продолжать формировать умение вести диалог, быть доброжелательным и корректным собеседником, воспитывать культуру речевого общения;
- поощрять проявления сочувствия, отзывчивости, сопереживания по отношению к младшим и слабым и желания помочь герою «Фиолетового леса»;
- формировать навыки слушать воспитателя, выполнять поставленную задачу самостоятельно, правильно оценивать результат своей деятельности.
Оборудование: мяч, развивающая предметно - пространственная среда «Фиолетовый лес», герой «Медвежонок Мишик», пособия В. Воскобовича: «Дикие животные», «Шнур - Малыш», схемы с буквами, закодированные знаками, «Чудо - Соты 1» на каждого ребенка, аудиозапись: музыкальная физкультминутка «Весна» (АVI исполняет Л. Косолапова).
Предварительная работа: наблюдение на прогулке за явлениями природы, знакомство и работа с пособиями «Чудо - Соты1», «Чудо - Крестики 2», «Шнур - Малыш», составление схем и кодировка заданий к «Шнур - Малыш», работа с развивающей предметно - пространственной средой «Фиолетовый лес» в зимний период.
Ход мероприятия:
Коммуникативная игра «Что изменилось вокруг?» (дети и воспитатель стоят в кругу)
Воспитатель: Ребята, какие изменения в природе произошли в последнее время?
Педагог передает мяч детям по очереди, а они рассказывают о своих наблюдениях.
Ответы детей - снег стал таять, появились сосульки, солнце стало пригревать, птицы стали громе петь и т. д.
Введение в ситуацию
В: А что изменилось у нас в группе? (ответы детей)
В: Правильно, и в нашем «Фиолетовом лесу» произошли изменения. Пройдем ближе, и вы расскажете мне подробнее.
Актуализация знаний и умений.
Дети рассказывают о том, что изменилось в Фиолетовом лесу - солнце стало ярче светить (лучики стали длиннее, снег растаял, появилась капель и первые подснежники и т. д.
Затруднение в ситуации.
Дети замечают следы. Высказывают предположения, чьи они и проверяют опытным путем – путем прикладывания (следы зайца – примеряют к фигурке зайца, следы лисы – к лисе, следы Весны примеряют к своей ноге и т. д.).
В: Посмотрите, откуда следы начинаются и куда ведут, может это нам поможет.
Предлагается одному из детей рассказать путь этих следов (следы начинаются у большого фиолетового дерева, проходят мимо елки, ведут вокруг озера, поворачивают у подснежника направо и приводят к большому дереву)
В: Если следы начинаются под большим деревом, следовательно, там находится что? (дом). У кого может быть дом под большим деревом и следы появились только весной? (наводящими вопросами выясняем, что это тот, кто всю зиму спал).
Дети за большим деревом находят Медвежонка Мишика.
В: Медвежонок Мишик проснулся первым и ему стало очень интересно посмотреть на все вокруг и он ушел из берлоги. А теперь боится вернуться к маме. Мама может огорчиться. Что же сделать Мишику, чтобы мама его не ругала? Ребята, подскажите, что вы делаете, когда совершаете какой то проступок. Дайте Мишику совет.
Дети предлагают поцеловать маму, обнять, попросить прощение, сделать что-то приятное, подарить цветы.
Включение знания (способа действия) в систему знаний и умений.
В: Мишик не знает что такое цветы, он появился на свет зимой и не видел ещё цветы. Давайте сделаем из конструктора и покажем, что это такое.
Дети проходят к столам и складывают силуэт цветов самостоятельно («Чудо - Соты1»). Мишик наблюдает за работой детей, и по окончании задания благодарит детей.
В: Чем ещё можно порадовать маму? Мы с вами недавно поздравляли мам с женским праздником, что дарили?
Дети отвечают (песни пели, стихи читали, танцевали).
В: Вот и Мишика научим под музыку двигаться.
Физкультминутка музыкальная «Весна»
Движения соответствуют словам.
Посмотри какое небо голубое,
От чего так птицы весело поют?
К нам идет Царица, Красная девица
Все её Весною ласково зовут.
Весна- Красна идет и песенку поет,
А в песенке свирель, веселая капель… руку прикладываем ко лбу и смотрим в разные стороны,
пожимаем плечами,
шагаем на месте
приседаем с поворотом.
дети свободно танцуют,
изображаем игру на свирели.
В: Вот мы и научили Мишика, ещё одному способу, как сделать маме приятно. Он вас благодарит. А какие ещё подарки мы делали маме к празднику.
Дети вспоминают про поздравительные открытки.
В: Можно Медвежонка научить как подписать открытку. Предлагаю вам, ребята с помощью шнуровки, научить этому Мишика.
Дети проходят к столам, где на каждого ребенка схема и «Шнур – Малыш». Дети выполняют задание.
В: Что у вас получилось?
Дети: Буквы А, М, Р, Т.
В: Сложите из букв слова.
Дети складывают и читают слова МАМА и МАРТ.
В: ММММама, МММарт. Какой звук общий в этих слов.
Дети: Звук «М».
В: Мы оставим слова на столе, чтобы Мишик запомнил. Он вас благодарит, но Медвежонку пора возвращаться к маме.
Дети подходят к Фиолетовому лесу.
Осмысление.
В: Чему мы научили сегодня Медвежонка Мишика.
Ответы детей - делать цветок для мамы, танцевать, складывать добрые слова, поцеловать маму и т. д.
В:
Снег теперь уже не тот –
Потемнел он в поле,
На озёрах треснул лёд,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей,
Небо стало выше,
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Дети относят персонаж к берлоге.
Всё чернее с каждым днём
Стёжки и дорожки,
И на вербах серебром
Светятся серёжки.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник,
Стали птицы песни петь,
И расцвёл подснежник.
В: Предлагаю дополнить наш Фиолетовый лес вестниками весны.
Дети выбирают животных и птиц, которые появляются в лесу весной и объясняют свой выбор.
В: Теперь в нашем Фиолетовом лесу настоящая весна. Мишик остается со своей мамой, она ему простит шалости, ведь вы дали такие хорошие советы. А нам пора возвращаться к своим делам.