Наталья Букина
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы «Академия чудес»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы на тему : «Академия чудес»
Цель: Развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования.
Задачи:
Образовательные:
• Расширять представлений детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями.
Развивающие:
• развивать практические действия в процессе
экспериментирования;
• развивать способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
Воспитательные:
Публикация «Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы „Академия чудес“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
• Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности.
• воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивая друг друга.
Обогащение словаря: лаборатория, растворитель, раствор.
Методы и приё мы: детское экспериментирование, метод проблемной ситуации, игровой, наглядный, практический, словесный.
Оборудование:
• ноутбук, аудиозаписи, белый халат для воспитателя, фартуки по количеству детей, дипломы по количеству детей, подарок Незнайке;
• макет вулкана, ложечка, пищевая сода, вода, пищевой краситель красного цвета или гуашь, моющее средство, лимонная кислота или уксус;
• Вода, 4 стаканчика, сахар, соль, мука, растительное масло, ложечки;
• Несколько стеклянных стаканов, вода, палочки и 1 палочка от металлофона;
• Глубокая тарелка, пять кубиков сахара, пищевой краситель, стакан воды:
• Стаканчики с водой, трубочки для коктейля, воздушные шарики по количеству детей;
• Тарелка, молоко, моющее средство, ватные палочки и пищевые красители.
Индивидуальная работа: помощь детям, которые затрудняются в выполнении того или иного опыта, словесные инструкции.
Предполагается следующий результат:
• повышение детского интереса к экспериментированию и использование приобретённых навыков в продуктивной деятельности;
• проявление любознательности, умение задавать вопросы взрослым и сверстникам, умение выделять причинно-следственные связи, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, ребенок склонен наблюдать и экспериментировать;
• умение слушать, обсуждать, визуализировать свою идею;
• умение пользоваться инструментами и технологиями;
• совместное обдумывание и обсуждение, способность исполнять разные социальные роли, терпимость к другому мнению, самодисциплина.
Ход ООД
В круг широкий вижу я
Встали все мои друзья
Мы сейчас пойдем направо
А теперь пойдем налево
В центр круга соберемся
И на место все вернемся
Все друг другу улыбнемся,
Все в сборе - дети, взрослые
Мы можем начинать
Но прежде надо дружно
Всем здравствуйте сказать.
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята. Я старший лаборант. Сегодня я приглашаю вас в свою научную лабораторию «Академия чудес». Вы знаете, что такое лаборатория? (Дети отвечают)
Лаборатория - это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. Так что такое эксперименты?
Эксперименты - это опыты, которые проводят ученые, чтобы убедиться в правильности своих предположений. А, вы любите экспериментировать? (Дети отвечают). Я приглашаю вас стать моими помощниками. Мы с вами сегодня научимся творить чудеса, и в конце обучения вы получите дипломы нашей академии. При проведении экспериментов ученые записывают, зарисовывают все, что происходит. Мы тоже будем с вами проводить эксперименты и будем все записывать в свои научные тетради. При проведении экспериментов ученые пользуются разными приборами, предметами: и острыми, и стеклянными и для этого необходимо соблюдать правила безопасности.
Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?
1. Внимательно слушать старшего лаборанта.
2. Точно выполнять указания.
3. Аккуратно работать с оборудованием.
4. В конце опытов делать выводы.
Надеюсь, вы будете соблюдать эти правила.
Не будем терять время, начнем!
Раздается звук извержения вулкана и появляется Незнайка.
- Ой, ой, ой… что это творится…
Там как бахнуло… ухнуло…зашипело… побежало…УУУххх.
А где это я? А вы кто такие?
Ответы детей.
- Не знаю я кто это такие. А что там ухнуло, бахнуло?
Воспитатель: Вулкан так просыпается и извергается.
Незнайка: -Вулкан? Кто это такой?
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое вулкан?
Ответы детей.
Воспитатель: Вулкан — это гора, на вершине которой есть отверстие или трещина – это кратер, внутри вулкана проходит канал, называемый жерлом вулкана, по которому расплавленная масса горных пород — магма, поднимается. Когда во время извержения вулкана магма выходит на поверхность, она меняет свое название, становиться лавой. Но на поверхность земли выбрасывается не только лава, а еще много ядовитых газов, пепла и вулканических бомб. Хотите мы с вами устроим извержение вулкана, прямо здесь, в лаборатории?
Приглашаю вас к первому опытному столу «ВУЛКАН»
«Вулкан»
А теперь приступаем к эксперименту: возьмем ложечки и с помощью них в «жерло» вулкана насыпаем соду, потом окрашиваем её, т. е. наливаем краски, всю смесь перемешиваем. И чтобы разбудить вулкан нам понадобится главный ингредиент – лимонная кислота, ее я добавлю в наши вулканы и посмотрите, что же получается! Наши вулканы просыпаются и начинают извергать лаву.
Воспитатель: ну как, Незнайка, тебе понравилось?
Незнайка: Ух, ты! Еще как понравилось. У вас здесь так интересно. А здесь что? (заглядывает в бутылку с водой и проливает на себя) Ой, ой, ой! Я же сейчас растаю, растворюсь, исчезну!
Воспитатель: Незнайка, это же просто вода. Мы тебе покажем, что может раствориться, а что нет. Да и много интересного о свойствах воды.
Я приглашаю вас ко второму опытному столу «ВОЛШЕБНИЦА ВОДИЦА».
Самое удивительное вещество на земле – вода. Вы с водой хорошо знакомы: не раз шлёпали под дождём, разбрызгивая лужи, плескались в речке. Но давайте приглядимся к ней получше – познакомимся со свойствами этого необыкновенного вещества.
Всем известно вода является хорошим растворителем, но не все вещества растворяются в воде. Давайте проверим это.
«Растворение веществ»
В стаканах смешиваем воду с сахаром, солью, мукой и маслом. Делаем вывод: вода растворяет сахар и соль, с мукой смешивается, а масло не растворяется в воде и не смешивается с водой.
«Звенящая вода»
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что у меня на столе бокалы с водой.
Воспитатель: - Могут ли эти бокалы звучать?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: - Бокалы могут звучать. Как заставить бокалы звучать?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: - Давайте постучим пальчиком, предметами, которые находятся у вас на столе. Какой звук?
Дети: Глухой.
Воспитатель: - как сделать звук звонче?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: - Давайте попробуем услышать звук, используя палочки с шариком на конце
Дети: звонкий.
Воспитатель: - Одинаковый ли получается звук?
Дети: одинаковый
Воспитатель: - Потому что в бокалах одинаковое количество воды. А сейчас мы отольём и дольём воды в стаканы. Проверим звучание.
Дети: разное.
Воспитатель: - Что влияет на звон?
Дети: На звон влияет количество воды.
«Пизанская башня»
Постройте на тарелке башню из кубиков сахара, поставив, их друг на друга. В стакане с водой разведите немного пищевого красителя, чтобы вода поменяла цвет. Теперь аккуратно вылейте немного жидкости в тарелку (не на башню). Понаблюдайте, что происходит. Сначала окраситься основание башни, затем вода будет подниматься вверх, и окрашивать следующий кубик. Когда сахар пропитается водой – башня рухнет.
Вывод: вода является хорошим растворителем. Молекулы воды проникают в сахар и распространяются среди его молекул, смешиваясь с ними (это хорошо видно по тому, как меняется цвет сахара). К тому же молекулы воды очень сильно притягиваются друг к другу, что помогает им подниматься вверх по башне.
А сейчас в нашей «Академии чудес» - переменка. Предлагаю разминку.
Физкультминутка проводится под музыку «Как живёшь – вот так…»
Незнайка: Ой, А моя одежда почти высохла? Чудеса!
Воспитатель: это не чудеса, а свойства воздуха.
Я приглашаю вас к третьему столу «НЕВИДИМКА – ВОЗДУХ».
Предлагаю отгадать загадку
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать,
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
- Что это? (воздух)
Правильно, это воздух. Для чего нужен воздух? (чтобы дышать)
-Да, мы настолько привыкли к этому, что даже и не замечаем. Ну-ка давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.
-Что мы с вами вдохнули? (воздух)
-А теперь попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание.
-Что вы почувствовали, когда не дышали? Вам было комфортно? (плохо)
-Какой вывод можно сделать?
- Воздух необходим для дыхания, человек без воздуха жить не может.
Опыт с водой и трубочкой.
- Опустите в стакан с водой трубочку и подуйте в нее.
-Что происходит? (выходят пузырьки)
-Как они появились?
-Вот наше открытие: воздух есть и внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит, но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Опыт с воздушным шариком
Надуваем шарик и, не завязывая его, отпускаем. Посмотрите, как воздух, вырываясь из отверстия, толкает шарик и заставляет его лететь.
Вывод: воздух может перемещать небольшие предметы.
Незнайка: Вода, воздух – ерунда. Я, вот например, молоко люблю. А с ним все просто, ничего особенного.
Воспитатель: Ошибаешься, Незнайка. И мы сейчас тебе это докажем.
«Рисуем на молоке»
Для опыта понадобится: тарелка, молоко, моющее средство, ватные палочки и пищевые красители.
1. Наливаем молоко в тарелку. Налить нужно таким образом, чтобы дно было полностью закрыто, иначе опыт не получится. Дайте молоку некоторое время постоять в тарелочке. Молоко должно быть комнатной температуре, при таком условии опыт будет более зрелищным.
2. В тарелку с молоком добавляем несколько капель красителей разных цветов (можно для удобства пользоваться пипеткой).
3. Берем ватную палочку, окунаем ее в моющее средство, и прикасаемся ею к поверхности молока в самом центре тарелки буквально на 10 секунд. Важно, не нужно перемешивать, только прикосновение.
4. Что же происходит? О чудо! Молоко начинает двигаться, а цвета — перемешиваться! Ваш ребенок будет с восхищением наблюдать как волшебные краски начинают «танцевать», разбегаясь от ватной палочки… А когда палочку убираем – краски продолжают «танцевать»!
В чем же секрет фокуса? Дело в том, что моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и, таким образом, приводит их в движение, что способствуют появлению таких красивейших причудливых разноцветных узоров на поверхности молока!
Незнайка: Какие же вы все умные. Можно я ещё к вам приду?
Воспитатель: конечно, приходи, мы тебе много интересного покажем и расскажем, а сегодня мы подарим тебе книжки «Простые опыты для дошкольников» с помощью их ты сможешь сам проводить опыты.
Незнайка: до скорой встречи, ребята.
-Ну вот, ребята, обучение в нашей «Академии Чудес» окончено. И я вручаю вам дипломы.
Теперь, когда вы стали настоящими учеными, я приглашаю вас на научный совет.
Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались в нашей научной лаборатории? Что вам больше всего понравилось? А что не получилось?
Сейчас у нас с вами небольшой перерыв, а после него мы вспомним все проведенные опыты, и нарисуем то, что больше всего вам запомнилось и понравилось.
Удачи.