Татьяна Сергеевна Красевич
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебная соль»
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст воспитанников: подготовительная группа.
Форма проведения: игровая и исследовательская деятельность.
Цель: Создать условия для развития познавательных способностей с помощью проведения экспериментов с солью.
Задачи: воспитательные задачи: воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе, любознательность; бережное отношение к соли; формировать эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру.
Публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования „Волшебная соль“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Темочки
Развивающие задачи: развивать:навыки экспериментирования; познавательную активность, творческое воображение, мышление; умение устанавливать причинно – следственную связь; мелкую моторику рук и речевую активность.
Обучающие задачи: научить детей использовать соль, как средство для творчества; способствовать формированию представлений о видах, свойствах и формах соли.
Методы и приемы: практические: рисование солью, опыты с солью.
Наглядные: показ иллюстраций, наблюдение.
Словесные: рассказ воспитателя, загадки, беседы, обсуждение, анализ работы, объяснение.
Оборудование: иллюстрации по ознакомлению с солью, фартуки для каждого ребенка, баночки с солью и сахаром, стаканы с водой, соль, ложки, яйца, влажные салфетки, мешочек с солью, крашеная соль, клей ПВА, лупы, кусочки льда, заготовки радуги, коробочка для сюрприза.
Ход занятия:
- Здравствуйте, ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости
- Давайте поприветствуем наших гостей.
Стук в дверь, почтальон приносит посылку.
- Ребята, вы любите отгадывать загадки?
- Тогда отгадайте загадку и узнаете, что спрятано в моей посылке.
Загадка: Без нее повар, просто как без рук
И становится вся пища несъедобной вдруг.
Если в ранку попадет-испытаешь боль.
Вы наверно, догадались. Что это, конечно…
Воспитатель достает из посылки соль и задает вопросы
- Зачем нужна соль?
- Где можно использовать соль?
- Кому ещё соль нужна в природе?
- Хотите больше узнать о соли? Тогда слушайте.
(Показ картинок.)
-Соль-это природное вещество. Соль используют в приготовлении пищи. Она очень нужна человеку. Соль используют как приправу для различных блюд.
Соль необходима как людям, так и животным. В больших количествах она вредна, а в маленьких – необходима.
- Ребята, а как вы думаете, соль вредна или полезна?
- Соль полезна, так как в ней находится минеральное вещество – ЙОД, который необходим нашему организму.
Игра «Для чего нужна соль?»
(Дети встают в круг, передают мешочек с солью и отвечают на вопрос – для чего нужна соль). Возможные варианты ответов:
1. Для консервирования
2. В медицине
3. В подсолке пищи
4. Для посыпания дорожек зимой
5. Чтобы добавить в жаренную картошку
6. Для засолки овощей, грибов.
- А вы знаете, что соль обладает волшебной силой. Давайте в этом убедимся!
- Я вам предлагаю превратиться в «Ученых». Проведём опыты с солью в нашей лаборатории. Для начала оденем фартуки, чтобы защитить одежду. Теперь мы похожи на лаборантов и можем работать в волшебной лаборатории. А чтобы в нее попасть, нужно сказать волшебные слова :
Повернись, покружись,
И в волшебной лаборатории очутись!
- Ну вот, мы с вами на месте, здесь проводятся эксперименты и опыты. В лаборатории много разного оборудования.
- Чтобы выполнять опыты, нужно вспомнить правила безопасности:
- Не прикасаться руками к глазам
- Не шуметь
- Не толкаться
- Внимательно слушай и повторяй
- Выполнил работу, убери на место.
- Перед вами находятся тарелочки с солью. Рассмотрим её. На что похож внешний вид соли?
- Верно, соль похожа на порошок.
- Возьмите лупу и посмотрите на соль. Что вы увидели?
- Какой вывод мы можем сделать?
- Посмотрим, какие ещё бывают свойства соли.
- Перед вами на столе 2 тарелочки с белыми веществами. В одной соль, в другой сахар. Отгадайте по внешнему виду и на ощупь, в какой тарелочке соль. Значит, таким образом мы не сможем определить соль. В чём сходства и различия этих веществ? Мы не можем узнать где соль, так как они оба белые и сыпучие.
- Давайте понюхаем каждое вещество. Оба не пахнут. Снова не можем найти соль. Попробуем на вкус. Вот мы и узнали, в какой тарелочке соль.
- В народе говорят: «В воде родится, а воды боится».
- Давайте проверим, действительно ли соль боится воды.
- Перед вами стаканы с водой и соль. Возьмите по одной ложке соли и добавьте в воду, тщательно размешайте. Что вы видите?
- Сделаем вывод: соль полностью растворяется в воде.
- Давайте отдохнё м и сделаем разминку:
У сотрудников науки очень много дел, (показать на себя, развести руки в стороны)
На работе не до скуки (погрозим пальцем)
Даже не присел (приседаем)
Нужно вычислить расчёт, (изображаем работу на компьютере)
Чтобы взвыл ввысь самолёт (поднимаем руки вверх)
Чтобы лодка не тонула (ладони вместе, «лодка» плывет)
И не скушала акула (показать руками пасть акулы)
Чтоб дома всегда стояли (руки «домиком» над головой)
И планета нас держала (руки на пояс, покачаем с ноги на ногу)
- После отдыха можно и поработать.
- Мы выяснили, что соль нужна как в кулинарии, так и в хозяйстве. Сейчас мы проведём опыт, и увидим интересное свойство соли, которой широко применяется в жизни.
- Возьмите щепотку мелкой соли, и посыпьте ею кусочек льда. Прислушайтесь, что происходит?
- Слышите, лёд трещит и трескается.
- Как вы думаете, где это применяют? (посыпание солью дорог для таяния льда).
- Перед вами 2 яйца и 2 стакана с водой. В один стакан насыпьте много соли и размешайте. А теперь опустим в стаканы по яйцу. Что сейчас произойдёт с яйцами? В каком стакане яйцо утонуло и почему?
- Соль действительно волшебница. А вы знали, что солью можно рисовать. Хотите в этом убедиться?
- Сейчас мы будем рисовать солью. А рисовать мы будем Фею.
- Покрываем одну из деталей феи клеем и посыпаем понравившимся цветом окрашенной соли. Стряхните лишнюю соль. Такую же работу проделайте с остальными частями.
(Под спокойную мелодию дети выполняют задание).
- А пока ваши работы сохнут, я предлагаю немного отдохнуть.
Физкультминутка
Мы сидели и устали
Солью вместе рисовали
Наконец пришла пора
Отдохнуть нам детвора.
Быстро встали, потянулись
Друг от друга отвернулись,
Снова вместе повернулись
И гостям всем улыбнулись!
- Посмотрите на свои работы и скажите: благодаря соли каким стал ваш рисунок?
- Ребята, давайте покажем наши работы гостям.
- Ну, вот и подходит к концу наше с вами путешествие. Пора возвращаться в группу.
- Вспомним волшебные слова :
Повернись, покружись
И в ребяток превратись!
Итог занятия.
- Давайте вспомним:
- Как называется природное вещество с которым вы сегодня познакомились?
- Чем мы сегодня занимались?
- С какими свойствами соли, вы сегодня познакомились?
- Что интересного вы сегодня узнали?
- Ребята, вы согласны со мной, что соль волшебная. А почему?
- На память о нашем путешествии, я хочу подарить картины, которые вы украсили «волшебной» солью.
До новых встреч!