Яна Рыбкина
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие к вулкану»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с природными явлениями –вулканами гейзерами, их строением, причиной извержения. Закрепить полученные знания, умения в самостоятельном проведении несложных опытов.
Задачи:
1. Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность).
2. Воспитывать умение сопереживать, оказывать помощь, тем, кто попал в беду.
3. Учить работать в коллективе.
Публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности „Путешествие к вулкану“» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
4. Развивать познавательную активность детей в процессе выполнения экспериментов.
5. Поощрять детей за самостоятельное формирование выводов по итогам эксперимента.
6. Способствовать формированию мыслительных операций (анализ, синтез, зрительно –кинестическую память, произвольную память, внимание, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
7. Сформировать представления о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений; помочь детям понять, почему вулканы – это грозное явление природы.
8. Активизировать в речи детей слова: очаг, магма, жерло, кратер, лава. Познакомить детей с профессией «вулканолог».
Методы и приемы: сюрпризный момент; словесный (рассказ, беседа, ситуативный разговор); наглядный (рассматривание, показ); игровой; эвристический (эксперименты); практический (рисование).
Словарная работа: лава, вулканолог, пепел.
Демонстрационный материал: презентация «Вулканы»;
Раздаточный материал: Листы бумаги, цветные карандаши, пластилин.
Оборудование: Банки с водой; монетки; три послания; манная крупа – 100г; горох – 100г; фасоль -100г; 3 блюдца; таз с водой; игрушка «Лягушка»; камень; ткань; макет вулкана; салфетки; сито — 3 шт. ; магниты.
Предварительная работа педагога с детьми: совместное проведение с детьми экспериментальной деятельности; рассказ о вулканах; рассматривание иллюстраций о вулканах в детской энциклопедии.
Предшествующая работа педагога: создание презентации; изготовление макета вулкана; подборка оборудования и инструментов; подбор заданий; физкультминутки; составление конспекта занятия.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель: Ребята, сегодня мы совершим увлекательное путешествие к уснувшему вулкану и постараемся его разбудить. Впереди вас ждут испытания, которые вы преодолеете, благодаря смекалке. Если вы готовы, отправляемся в путь.
Опыт №1 «Помоги пиратам найти золото»
Дети подходят к столу №1, на нем стоят стеклянные банки с водой, на дне которых лежат монетки. Рядом с банкой лежит письмо от пиратов. Там же на столе под салфеткой лежат магниты.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, тут для нас какое –то послание.
Воспитатель достает письмо, в котором написано: «Ребята, помогите нам достать наш клад, потерянное золото, оно необходимо нам для ремонта корабля. А мы в благодарность дадим вам часть карты, ведущую к вулкану».
Воспитатель: Ну что, ребята, поможем пиратам? Давайте, вспомним, как это можно сделать. Такие опыты мы с вами уже проделывали.
Ответы детей: Монетки можно достать при помощи магнита.
Дети проводят опыт: прислоняют магнит к стенке банки, так, чтобы монетка примагнитилась. После этого монетки с магнитом осторожно поднимают вверх до горлышка.
Опыт № 2 «Помоги Волшебнику»
Дети подходят к столу, на котором насыпано три вида крупы: манная, горох и фасоль. Под салфеткой лежит сито.
Волшебник собирался приготовить редкие зелья, но нечаянно смешал все компоненты в своем котле. Теперь их трудно отделить друг от друга. Ребята, как же мы можем помочь волшебнику все вернуть на место?
Ответы детей: Чтобы помочь волшебнику, нужно воспользоваться ситом.
Дети берут сито и просеивают крупы, после чего в сите остается горох и фасоль. Манную крупу насыпают в тарелочку, горох насыпают в другую тарелку. Фасоль собирают и насыпают в третью тарелку. За выполненное задание дети получают часть карты.
Опыт №3 «Помоги лягушонку перебраться на другой берег».
На столе стоит таз с водой, рядом лежат несколько предметов: камень, тканевая салфетка, пластилин. На одной стороне тазика стоит семейство лягушек, на другой стороне один лягушонок. Рядом лежит послание от мамы лягушонка.
Воспитатель: Ребята, а здесь лежит послание для третьей команды. Послушайте, что в нем написано: «Дорогие ребята, пишет вам мама лягушонка. Мой сынок попал в беду, он ушел гулять с другими лягушатами и очутился на противоположном берегу заколдованного озера. Скоро стемнеет и он может остаться совсем один. Прошу помогите переправить его к нам, его семье. Но помните, что ему нельзя прикасаться к воде».
Воспитатель: Как же нам помочь лягушонку и его семье? На чем мы его переправим?
Ответы детей: Лягушонка можно переправить на лодке из пластилина. Кусок пластилина тонет в воде, а если из него сделать лодку, он не будет тонуть. В лодке есть воздух, а воздух легче воды. На лодку нужно дуть, чтобы она плыла в заданном направлении.
Дети раскатывают кусок пластилина, расплющивают, затем поднимают края, формируют лодочку. Посадив Лягушонка в лодку, дети дуют на нее. Лодка плывет к противоположному «берегу».
Воспитатель: Я очень рада, что вы справились с испытаниями и помогли пиратам, волшебнику, лягушонку. Мы совсем близко к цели нашего путешествия. Сейчас я предлагаю отдохнуть.
Физкультминутка
Солнце спит и небо спит, (Ладони к левой щеке, к правой щеке)
Даже ветер не шумит. (Трясти опущенными вниз руками)
Рано утром солнце встало, (Подняли руки вверх, подтянулись)
Все лучи свои послало. (Качаем поднятыми вверх руками)
Вдруг повеял ветерок, (Помахали руками вверх — вниз)
Небо тучей заволок. (Закрыли руками лицо)
И деревья раскачал. (Качание туловища влево — вправо)
Дождь по крышам застучал, (Стучим пальцами по голове)
Барабанит дождь по крыше
Солнце клонится все ниже. (Наклоны вперед)
Вот и спряталось за тучи, (Приседаем)
Ни один не виден лучик. (Встали, спрятали руки за спину.)
Просмотр презентации «Вулканы»
Воспитатель: Дети, предлагаю вам посмотреть небольшую презентацию на тему: «Вулканы».
Показ презентации «Вулканы», который сопровождается комментариями воспитателя. Последний слайд с изображением уснувшего вулкана.
Воспитатель: Ребята, вот мы и добрались до уснувшего вулкана. Предлагаю вам его разбудить и посмотреть, как происходит извержение.
На столе стоит макет вулкана, накрытый салфеткой, а также сода, уксус, пищевой краситель. Воспитатель убирает салфетку и показывает эксперимент «Извержение вулкана». В «кратер» вулкана насыпается 2 ч. л. соды и щепотка пищевого красителя. Затем на приготовленную смесь наливается уксус 100мл. Происходит щелочная химическая реакция, и вулкан «просыпается», извергая красную лаву.
Самостоятельная деятельность детей. Рисование вулкана.
Воспитатель: Предлагаю вам нарисовать свои вулканы. А потом мы их рассмотрим, и вы расскажите, какой у кого получился вулкан.
Дети рисуют вулканы. Рисунки вывешиваются на доске, и дети кратко рассказывают про свой вулкан.
Рефлексия.
Воспитатель: Надеюсь, вам было интересно. Вы узнали много нового, закрепили полученные знания. Какие вулканы существуют? Опасно ли извержение вулкана?
Ответы детей: Вулканы бывают действующие — это которые извергают лаву. Потухшие — не извергающие лаву. Уснувшие – те, которые потухли, но могут начать действовать.
Воспитатель: Вы ответили верно, но мы сегодня делали и другие эксперименты. Что вы можете сказать о них?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, вы сегодня хорошо поработали. Надеюсь, что вам понравилось занятие и вы узнали много нового. Своими знаниями вы теперь можете поделиться с друзьями, родителями. Ребята, закройте глаза. Я поглажу голову тем детям, которые сегодня работали очень хорошо.