Борисова Ирина Сергеевна
Конспект занятия по познанию в средней группе «Откуда хлеб пришел»
▼ Скачать + Заказать документы
Доминирующая ОО: познавательное развитие
Интеграция ОО: речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое, социально-коммуникативное.
Программное содержание
Задачи:
-познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину;
-донести до их сознания, что хлеб- это итог большой работы многих людей;
-воспитывать бережное отношение к хлебу.
Предварительная работа: чтение сказки «Колосок»
Публикация «Конспект занятия по познанию в средней группе „Откуда хлеб пришел“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2022
Материалы и оборудование: колосья пшеницы и ржи (или рисунки, мука, хлеб белый, чёрный, мучные изделия, иллюстрации с изображением пахаря, сеятеля, процесса жатвы и молотьбы в старину; пособие по ознакомлению с окр. миром для детей 4-5 лет (закладка на соответствующей странице, цветные карандаши.
Планируемый результат: дети знают как выращивали хлеб в старину, бережно относятся к хлебу.
Ход занятия
1. Вводная часть
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним сказку колосок.
-С чего начинается сказка? (петушок нашёл колосок)
-А где же колосок вырос? (петушок нашёл колосок)
-Кто его посадил? (дети в затруднении, об этом в сказке не рассказывалось)
2. Основная часть
- А дело было так. В те далекие времена на Русской земле лесов было больше, чем теперь. Но в лесу хлеб не вырастишь! И вот по весне в лесу начинали стучать топоры.
Зачем?
-Как вы думаете, что делали со срубленными деревьями? Большие, мощные деревья шли на строительство, остальные на дрова.
-Что оставалось на месте деревьев? (Пни)
Начиналась очень трудная работа – выкорчёвка пней.
И вот на этом месте уже не лес, а…поле. Теперь его надо вспахать. Лошадь запрягали в деревянную соху и несколько раз вспахивали поле. Земля после этого становилась мягкой, рыхлой.
В землю теплую уйду,
К солнцу колосом взойду.
В нем таких, как я,
Будет целая семья. (Семя)
-Ребята, о чем эта загадка? (о семени)
Можно сеять. К этому событию готовились. Мылись в бане, надевали чистую рубаху и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке семена пшеницы или ржи. Вот идет сеятель по полю, набирает полную пригоршню семян и через каждые два шага разбрасывает их веером, слева направо. Давайте представим себе, что мы сеятели. (дети изображают описанные действия)
-Как вы думаете, какая должна была быть погода в день посева? (безветрянная)
Что необходимо, для роста и жизни растениям? (солнце и дожди)
Вот и надеялись люди на хорошую погоду и песенку пели.
Дождик, дождик, поливай,
Будет хлеба каравай,
Будут булки, будут сушки,
Будут вкусные ватрушки.
Физкультминутка
- Представьте себе, что вы зернышко (дети сворачиваются в клубочек на полу). Солнце пригрело, дождик прошел, и на поле появились первые всходы (сжатые ладони потянулись вверх). И вот уже два листика тянутся к солнцу (ладони раскрытии, запястья сомкнуты)
И вот выросли наконец, хлебные колосья, в конце лета поспели. Пора убирать хлеб. Раньше это делали так. Мужчины брали косы, женщины серпы и шли в поле. Колосья срезали и собирали в снопы. Вот тут-то и мог потеряться тот колосок, который нашел Петушок.
Работа с пособием
1. Задание «Расскажи сказку».
-Посмотрите на картинки. Помните, что сделал Петушок дальше с колоском? (обмолотил). Взял цепу (это деревянная палка, подвешенная к деревянной ручке). Ею Петушок бил по колоску, и зерна из него высыпались, зерно сгребал в кучу и просеивал. Ведь в нем частички колоска и другой мусор. Делал он это так: подбрасывал зерно кверху, ветер весь мусор сдувал.
-Куда отнес Петушок очищенное зерно? (на мельницу)
-Как из него мололи муку? (рассмотрите муку)
-Что было потом? (петушок замесил тесто, сделал пирог, поставил в печь)
-Помните, чем закончилась сказка? (петушок не пустил мышат за стол)
-Почему? Потому, что «кто не работает, тот не ест». А петушок хорошо потрудился, нелегко ему пришлось, зато какой замечательный пирог на столе. Не зря в народе говорят «Не трудиться, хлеба не добиться». И еще говорят: «Хочешь есть калачи, не сиди на печи».
Опыт
- Сегодня, мы тоже испечем баранки, бублики, блинчики. Воспитатель замешивает тесто, дает по кусочку каждому ребенку, и они лепят колобков, блинчики, сушки. Высушенные изделия можно использовать для игры в магазин.
2. Задание «Обведи те машины, которые людям помогают выращивать хлеб».
-Какие машины нарисованы на картинке?
-Для чего нужен трактор? (комбайн)
-Как вы думаете поможет ли самосвал, людям вырастить хлеб?
3. Задание «Чего ждут колосья? Нарисуй»
-Какая погода на картинке? Почему?
-Почему поникли колоски?
-Чего больше всего хочется в жару?
-нарисуйте тучку, которая закроет солнце и принесет дождь.
3. Заключительная часть
Подведение итога занятия
Задание «Расскажи что было раньше, что потом».
Рассмотрите с детьми рисунки, и рассказать, как делают хлеб (что было раньше, что потом).
- Вы видите, как много труда надо приложить, чтобы у людей в доме был хлеб. Поэтому и отношение к нему должно быть бережное. Не бери больше хлеба, чем можешь съесть. Не кроши его застолом. Никогда не выбрасывай хлеб!
Хлеб ржаной,
Батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют. (Я. Аким)
-В каком магазине покупают хлеб?
Отгадайте загадки.
Объясните, по каким признакам вы догадались, о чем идет речь.
1. Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (хлеб)
2. Вырос в поле дом, полон дом зерном.
Стены позолочены, ставни заколочены.
Ходит дом ходуном, на столбе золотом (зерно)
3. На соломинке дом, сто ребяток в нем.
Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нем тогда таких как я, будет целая семья. (зерно)
Выучите с детьми:
Котик- кот иди к доске,
Расскажи о колоске!
Колосок мои друзья,
Он усатенький как я (Г. Виеру)
Прочитайте детям: Я. Дягутите «Лето», А. Мусатов «Откуда хлеб пришел».
Вопросы детям:
-Ребята, о чем мы с вами говорили сегодня?
-Что нового узнали?
-Что понравилось больше всего?