Наталья Войтехович
Конспект занятия по постановке звука [Р]
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Звук «Р»
Цель: постановка звука «Р»
Задачи:
1)формировать умение выполнять чёткие, дифференцированные движения языком;
2) формировать умение правильно произносить звук «Р» изолировано;
3) формировать умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных;
4)закрепляется умение классифицировать и обобщать предметы по существенным признакам;
5) формировать умение изменять голос по высоте и длительности.
Оборудование: зеркало, предметнее картинки, бабочка с цветочком, игра «четвёртый лишний», цифры.
Публикация «Конспект занятия по постановке звука [Р]» размещена в разделах
1. Организационный момент.
-Здравствуй. Как настроение? Готов заниматься?
Присаживайся поудобней перед зеркалом, выпрями спинку.
II.Основная часть
1. Артикуляционная гимнастика
- Сейчас мы будем выполним гимнастику для языка и губ.
“Окошко”
Открыть рот – “жарко”, закрыть рот – “холодно”.
“Качели”
Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.
“Лошадка”
Открыть рот, производить цоканье (щелканье) языком, касаясь неба.
“Грибок”
Широкий, плоский язык присосать к твердому небу, боковые края языка прижать к коренным зубам.
“Непослушный язычок”
Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.
“Иголочка”
Открыть рот, кончик узкого языка поднять вверх к альвеолам верхних зубов (бугорку за верхними зубами).
“Красим верхний заборчик”
Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.
“Красим потолок”
Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.
“Молоточек”
Открыть рот, кончиком языка касаться альвеол верхних зубов.
“Пулемет”
Открыть рот, быстрыми движениями языка ударять твердым кончиком языка по альвеолам верхних зубов, произнося:
“Д-д-д-д”.
“Моторчик”
Выполняя упражнение “Пулемет”, проводить прямым указательным пальцем под языком справа – налево (взбалтывать язычок).
2. Дыхательная гимнастика
«Кто дальше загонит мяч»
Диана,улыбнись, положи широкий язык на нижнюю губу и как бы произноси длительный звук «ф»
«Сдуй бабочку»
Диана, сейчас мы будем сдувать бабочку с цветочка. Возьми в праву руку цветок, а в левую бабочку. Вдохни через нос и сдуй бабочку. Молодец!
3. Пальчиковая гимнастика
«Шнуровка»
4. Сообщение темы занятия.
- Мы с тобой сегодня будем учиться рычать, заводить моторчик. Послушай, как я зарычу: [Р].
4. Характеристика артикуляции звука [Р].
- Сейчас мы с тобой будем смотреть, как работают наши органы при произнесении звука [Р]. Я буду говорить тебе, а ты повторяй: губы приоткрыты, зубы разомкнуты; кончик языка широкий, напряжённый, поднят к альвеолам, неплотно прилегает к ним. Голосовые складки сомкнуты. Когда мы выдыхаем воздух с напором, язычок начинает вибрировать. (Логопед показывает ребёнку правильное положение и просит его повторить.)
6. Постановка звука.
- Мы с тобой узнали, как у нас располагаются губы, зубы и язычок при произнесении звука [Р]. Теперь давай попробуем его произнести.
Я буду твоим пальчиком (зондом) шевелить (щекотать) язычок, а ты попробуй быстро произносить звук [Д] (слышится звук [Р]) .
7. Игра «Волшебные ушки»
- Давай поиграем в игру: «Волшебные ушки». Я буду тебе говорить разные слоги, а ты хлопай в ладоши, когда услышишь звук [Р].
Послушай слоги:
ПА-МА-РА-ГА-ВА-РА.
А теперь послушай внимательно слова:
Крокодил, велосипед, крот, клавиши, ракета, паровоз, трактор, шапочка, правило.
8. Игра «Какой звук по счету».
У ребенка цифры от 1 до 9. Логопед произносит слова, ребенок определяет какой по счету звук Р в слове, и поднимает соответствующую букву.
Примерные слова: пирамида, кобура, рука, ведро, костер, сахар, артист, кобра, космодром, командир, рот, горы, кобра.
9. Игра «Четвёртый лишний»
Что это (Это чашка,тарелка,миска,шапка)
Посмотри внимательно и скажи, что здесь лишнее. (Здесь лишняя
шапка)
А почему ты так решила (Потому сто сапку надевают,а из посуды пьют)
А как можно назвать одним словом чашку,тарелку,миску (Посуда)
Ачто это (ножницы,юла,кубики, пирамида)
Посмотри внимательно и скажи, что здесь лишнее. (Здесь лишние ножницы)
А почему ты так решила (Потому что ножницы –это не игрушки).
Посмотри,что это (это велосипед,стул,стол,шкаф)
Что здесь лишнее (велосипед)
Почему ты так решила (Велосипед –это не мебель)
Назови ласково,что это (яблочко,грушка,лимончик,огулчик)
А что здесь лишнее (Здесь лишний огурчик)
Почему ты так решила (Потому что огурчик-овощ, а всё остальное фрукты)
Эти инструменты умеют играть, давай мы своём песенку ля с нашими музыкальными инструментам. Этот музыкальный инструмент поёт короткую песенку ля, а этот длинную ляяяяяяя, а этот громкую ЛЯ, а этот тихую ля.
III. Итог занятия.
- Покажи мне руками, как заводится «мотор».
- Покажи, где находится язычок, когда мы произносим звук «Р».
Ты молодец. Сегодня ты поработал очень хорошо. До свидания!
Литература:
1. Богомолова А. И. Нарушение произношения у детей. –М. : Просвещение, 1979г.
2. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М, 1989.
3. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. –М, 1993.
1 2 3 4 5
6 7 9 10 11
12 13 14 15 16