Татьяна Тихонова
Конспект занятия по автоматизации звука [Р]
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Звук [Р]»
Цель: автоматизация звука [Р] в прямых слогах.
Задачи: Оздоровительные:
развивать дыхание, голос, моторные и сенсорные функции,
способствовать нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата;
развивать глазодвигательные навыки; способность следить за движущимся объектом и плавно перемещать глаза от точки к точке в разных направлениях (слева на право, сверху вниз и т. д.)
образовательные:
уточнить акустико – артикуляционные свойства звука [Р],
закреплять умение произносить изолированный звук [Р],
Публикация «Конспект занятия по автоматизации звука [Р]» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
автоматизировать умение произносить звук [Р] в прямых слогах.
воспитательные:
воспитывать положительные личностные качества: желание доводить начатое дело до конца.
Предварительная работа: артикуляционная гимнастика, игры на развитие слухового внимания «Повтори ритм», «Найди ошибку», «Будь внимательным»; игра «Четвёртый лишний», «Так и не так», игры на развитие ориентировки в пространстве.
Оборудование и наглядный материал: компьютер, игрушка грузовик, руль, фоновая доска, подставки, лупа, предметные картинки, схемы артикуляционной гимнастики, зеркальца, султанчик, шарик от пин-понга, пособие для сдувания «Помоги водителю»,
Правила при работе с наглядностью для ребё нка с нарушением зрения:
- для детей с близорукостью лист бумаги размещается на уровне глаз ребенка на тёмно-зелёном фоне доски,
- для дальнозорких детей лист бумаги размещается на светлом фоне доски,
- дети со сходящимся косоглазии работают на вертикальной поверхности, лист бумаги находится выше уровня глаз ребёнка.
- дети с расходящимся косоглазием работают на горизонтальной поверхности, лист бумаги находится ниже уровня глаз ребёнка. Ход занятия Здоровьесберегающее сопровождение
1 этап. Вводная часть.
Организационный.
Здравствуй. Как твои дела? Как настроение?
Дыхательная гимнастика.
Выбери предметы, которые помогут провести дыхательную гимнастику. На столе лежит султанчик, шарик от пин-понга, пособие для сдувания «Помоги водителю» Ребёнок самостоятельно выбирает предмет и выполняет дыхательную гимнастику.
2 этап. Постановка мотивации.
- Послушай звуки и топни ножкой на звук работающего мотора. Логопед включает презентацию «Звуки улицы».
- На прошлом занятии ты научился рычать. (произносить звук [Р]).
- Хочешь научиться произносить слоги со звуком [Р]?
- Как подготовить язычок к этой работе?
На столе карточки с артикуляционной гимнастикой. Ребёнок перед зеркалом выполняет артикуляционную гимнастику.
3 этап. Введение нового материала.
Актуализация личного опыта ребёнка.
Логопед просит помочь определить характеристику звука. Как это сделать?
- Что поможет определить положение губ? (зеркальце)
Ребёнок самостоятельно даёт характеристику звука, опираясь на план-схему: в каком положении губы, зубы? Где находится кончик языка?
Работает ли горлышко?
Автоматизация звука [Р].
Жил-был игрушечный грузовичок. Очень хотелось ему завести свой мотор так, чтобы он работал, как у настоящего грузовика: Р-Р-Р. Но у него ничего не получалось. Давай поможем грузовику.
Напоминаю! При правильном произнесении звука [Р] язык поднят к бугоркам за верхними зубами и кончик языка «работает».
4 этап. Самостоятельная деятельность ребёнка по освоению нового материала.
Помоги грузовичку: возьми машину, веди его поочерёдно по каждой дорожке и «рычи» долго, без остановок. (Р-Р-Р)
А теперь помоги грузовичку «ездить в гости к буквам» (А, О, У, Ы)
Ребёнок произносит Р---А, Р---О, Р---У, Р---Ы.
Игра «Будь внимательным» на развитие фонематического слуха.
- Поиграем с грузовиком. Как только услышишь звук [Р], хлопни в ладоши.
Закрой глаза. Будь внимательным!
Р – Д – Ж – З – Л – Р – Т - … ОМ – УМ – АМ – ИМ – НО -…
- Узнай звук грузовика в словах : РАМА – ДОМ - ЖУК– ЛАК – РАК …
5 этап. Оздоровительный момент.
Физминутка
Давай немножко отдохнём. Садись и бери в руки руль. Поехали!
Гимнастика для глаз с использованием офтальмотренажёра (система условных символов).
- За каким объектом мы сегодня понаблюдаем?
За машиной. Ребёнок выбирает одну машину из трёх предложенных, затем прослеживают его путь на офтальмотренажёре.
6 этап. Закрепление материала.
- Наконец-то грузовичок научился «рычать», как настоящие грузовики. Стал грузовичок работать на стройке. Он ездил по дорожкам и рычал. Как он это делал?
- Помоги грузовичку: веди машину по дорожке и «рычи» долго, пока не доедешь до «остановки с буквой». Ребёнок ведё т игрушечную игрушку по дорожкам к выбранной остановке и произносит: РРРА, РРРО, РРРУ, РРРЫ.
7 этап. Релаксация «Разные колёса» Покажи, какими бывают новые колёса, туго набитые воздухом (напряжение). Что будет с колесом, если его повредить? Покажи как сдувается колесо (опускается голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и туловище. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает сдувшееся колесо (расслабление).
8 этап. Речемыслительный тренинг. Выбери картинки, в названии которых есть звук [Р] (ворона, воробей, грач, голубь, крот, комар, муравей, жук, аист)
9 этап. Игра «Помоги грузовичку»
10 этап. Итог.
Какие слоги ты научился произносить? Ты старался и у тебя всё получилось.
Рефлексия.
- Что было трудно? - Что легко? – Что интересно?
- Что помогло тебе справиться с заданием?