МААМ-картинки

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Космические объекты»

Ольга Герасимова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Космические объекты»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 347» городского округа Самара

Конспект занятия по ОЗОМ в старшей группе

«Космические объекты»

Составила: Герасимова Ольга Юрьевна

Цель: формирование знаний детей о космических объектах.

Задачи:

Образовательные:

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „Космические объекты“» размещена в разделах

Познакомить детей с названиями планет: Земля, Меркурий, Марс, Венера, Юпитер, Нептун, Плутон;

• Систематизировать детские представления о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах;

• Обогатить и расширить представления и знания детей о космосе.

Развивающие:

• Развивать познавательные и интеллектуальные способности детей, творческий потенциал и становление субъективно-оценочного отношения к окружающей действительности по данной теме;

• Учить быть внимательными, любознательными.

Ход занятия

Посмотрите на небо. Кажется, оно совсем близко – протяни руку и дотронешься до солнца или луны, ну а если залезть на макушку высокого дерева, то и вовсе окажешься рядом с ними. Но на самом деле это не так. Ни мы своей рукой не можем дотянуться до неба, ни деревья своими макушками. Солнце, луна и звезды очень далеко от нас. Это большие планеты. Все это космические объекты. Огромная вселенная состоит из миллиардов космических объектов. Наша планета Земля тоже космический объект, она входит в состав солнечной системы.

Система имеет такое название, потому что центром ее является Солнце, вокруг которого движутся 8 планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Нептун и Уран. Путь, по которому они двигаются вокруг Солнца, называется орбитой.

Солнце

Солнце – это большая и очень горячая звезда, – огромный, раскаленный шар. Она очень далеко, но тепло от ее лучей доходит до всех кружащихся вокруг нее планет, и до нашей тоже. Именно поэтому у нас тепло.

Не все звезды такие, как Солнце. Бывают и маленькие звездочки, и средние, и огромные – больше Солнца.

Самые яркие среди всех звезд на небе – Полярная звезда и Сириус. Солнце намного больше нашей планеты. Если сравнить их, то это словно арбуз и маленькая горошина.

Практическая часть. Чтобы сравнить размеры Солнца с размерами Земли, можно взять арбуз и зернышко проса. Зернышко проса – это наша Земля, арбуз – Солнце.

Ребята, скажите пожалуйста, что можно увидеть ночью на небе. (ответы детей)

Луна

Луна – это спутник нашей планеты, она находится всего в трех днях пути. Луна двигается вокруг Земли против часовой стрелки.

Луна, как мы видим ее в небе, не всегда одинаковой формы. Есть следующие фазы: новолуние, серп растущей луны, первая четверть растущей луны, растущая луна, полнолуние и далее на уменьшение: убывающая луна, четверть убывающей луны, серп убывающей луны, снова новолуние.

Если серп в небе похож на букву С, то луна "старая", убывающая. Если визуально мы проведем палочку и получится буква Р, то луна растущая.

Практическая часть. Чтобы продемонстрировать, почему луна иногда круглая, иногда в форме полумесяца, возьмите обычную настольную лампу и мяч. Показать ребенку, что мы видим лишь освещенную часть шара.

Астероид

Астероид – небольшое небесное тело Солнечной системы, движущееся по орбите вокруг Солнца. Слово «астероид» обозначает «подобный звезде».

Астероиды значительно уступают по массе и размерам планетам, имеют неправильную форму, не имеют атмосферы, хотя при этом и у них могут быть спутники.

Метеорит – это метеор, упавший на землю. Метеориты бывают каменные, железокаменные и железные.

Ребята, посмотрите, перед вами чаша с мукой. Представим, что это поверхность Луны, покрытая космической пылью. А эти мячи – метеориты. Устроим атаку метеоритов на лунную поверхность? Предлагаю бросить «метеориты» с разной высоты, чтобы потом посмотреть одинаковые ли кратеры у нас образуются.

— Что происходит с мукой?

— В ней образуются ямки.

— Одинаковые ли они?

— Нет!

— От чего зависит размер ямок-кратеров?

— От размера мяча.

— А глубина ямки?

— От того, с какой высоты его бросили.

— Правильно ребята, чем выше мяч-прыгун от поверхности во время броска, тем больше скорость его полета, а значит, и ямка-кратер будет глубже. А размер метеорита влияет на размер образованного кратера. Посмотрите на экран. Это фотография поверхности луны с космоса. Похожа ли наша воображаемая лунная поверхность на настоящую?

Земля

Нашу планету окружает атмосфера. Это такой защитный слой, который спасает обитателей от солнечного ультрафиолетового излучения, а также от большинства метеоритов. Его можно сравнить с воздушным покрывалом. Именно благодаря ему на нашей планете есть воздух, которым мы дышим.

Самое главное отличие Земли от других - наличие на ней жизни.

Считается, что все остальное пространство безжизненно. Вера и желание людей найти жизнь на других планетах заставляет нас конструировать космические корабли для путешествия в космос с целью его изучения.

Практическая часть

перед вами, ребята, отварное куриное яйцо. Наша планета окружена многослойной атмосферой, подобно тому, как в яйце желток окружен белком.

Другие планеты солнечной системы

В Солнечной системе всего 8 планет. Самая большая из них – это Юпитер. А самая интересная – Сатурн, потому что у него есть огромные кольца вокруг. Юпитер, Уран и Нептун также имеют кольца, однако их невозможно увидеть с Земли.

Одним из последних был обнаружен Плутон. Его открыли в 1930. Сначала его считали девятой планетой. Но со временем отнесли к другой категории космических тел - "карликовые планеты".

Планетой считаются космические тела, которые:

• вращаются вокруг какой-то звезды (в случае с Солнечной системой это Солнце);

• имеют собственную гравитацию, которая объясняет их сферическую (круглую) или приближенную к сферической форму;

• не находятся вблизи других подобных крупных тел;

• не являются звездами.

Практическая часть

Чтобы запомнить названия всех планет солнечной системы, можно выучить небольшой стишок:

По порядку все планеты

Назовет любой из нас:

Раз – Меркурий,

Два – Венера,

Три – Земля,

Четыре – Марс.

Пять – Юпитер,

Шесть – Сатурн,

Семь – Уран,

За ним – Нептун.

Он восьмым идет по счету.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

Звезды

Самая близкая к нам звезда – это Солнце. В космосе есть огромное количество звезд, которое невозможно сосчитать. Любая звезда – это раскаленный газовый шар, который сформировался из молекул водорода, соединившихся вместе.

Скопление звезд образует созвездия.

Практическая часть

Чтобы рассказать, почему солнце так ярко светит, возьмите обычный фонарик и светоотражающие наклейки. Дайте ребенку в руки включенный фонарик. При выключенном свете поднесите наклейки их близко к малышу, чтобы он посмотрел, как ярко они горят. Потом медленно отойдите в конец комнаты, демонстрируя, что светящиеся предметы (в нашем случае это звезды, удаляясь, становятся маленькими и блеклыми. Объяснить, что звезды только кажутся маленькими, потому что они очень далеко от нас.

Увидеть их поближе помогают телескопы, которые приближают изображения звезд и позволяют нам лучше рассмотреть их.

А сейчас мы, ребята отдохнем и поиграем.

Игра "Скажи наоборот"

Цель игры – научить ребенка выбирать слова с противоположным значением –антонимы.

Например:

далекий –…

тесный –…

большой –…

подниматься –…

яркий –…

улетать –…

высокий –…

известный –…

включать –…

темный –…

Игра "Ориентируемся по звездам"

Ребята, представьте, что вы моряки, заблудившиеся в Тихом океане. У вас есть маленькие звездочки, которые нужно сложить так, чтобы получились созвездия Малой и Большой Медведицы.

Показать детям, как можно ориентироваться по звездам, чтобы найти дорогу.

Попробуйте вместе, глядя на звезды, определить, в какую сторону вам плыть, если вы держите путь на восток.

Млечный Путь

Млечный Путь – это галактика, которой принадлежит Солнечная система со своими планетами, среди которых и Земля. Млечный Путь является большой спиральной галактикой, диаметром около 100 000 световых лет, содержит более 200 миллиардов звёзд. Он виден с любой точки земной поверхности, виде размытой полосы звёзд, напоминающей сгустки молока, пересекающей звездное небо. В древности люди считали, что это дорога ангелов, по которой те могли подниматься в небеса.

Туманность Андромеды

Туманность Андромеды – самая большая спиральная галактика, расположенная в созвездии Андромеды. Ближайшая галактика к Млечному Пути. В её состав входит около триллиона звёзд.

Практическая часть. Приcтупим к созданию нашей туманности.

Для этого нам понадобится: тарелка, молoкo c хорошей жирностью, пипетка, пищевые кpacитeли, ватные пaлoчки, cpeдcтвo для мытья посуды

Выливаем молоко в тарелку, капаем по одной капле красителя разного цвета. Старайтесь, чтобы капли были далеко друг от друга. Ватной палочкой, смоченной в жидком средстве для мытья пocуды, дотрагиваемся до цветной капли и наблюдем. Молодцы ребята, очень красивые туманности у вас получились.

А сейчас, ребята, мы с вами поиграем. Игра "Космический словарь"

Цель: пополнить словарный запас словами, связанными с темой космоса.

Кто больше назовет слов, связанных с космосом, тот победил.

Например: спутник, ракета, инопланетянин, планеты, Луна, Земля, космонавт, скафандр и т. д.

Как летит ракета?

12 апреля в нашей стране отмечается День космонавтики. В этот день в 1961 году мечта людей о полете в космос сбылась – первый в истории космонавт Юрий Алексеевич Гагарин совершил полет в космос на корабле "Восток-1". Его полет вокруг Земли длился 108 минут.

С тех пор мы каждый год в этот день отмечаем День космонавтики.

Практическая часть.

Надуйте воздушный шарик и зажмите отверстие пальцами.

А потом разожмите пальцы и ваш шарик резко вырвется вверх. Это происходит потому, что воздух выходит из шара. А когда воздух закончится, шарик упадет.

Воздушный шарик летел как ракета – он двигался вперед, пока в нем был воздух. Примерно по такому принципу и ракета летит в космос, только вместо воздуха у нее горючее. При горении горючее превращается в газ и вырывается назад пламенем.

Ребята, Ракету делают из нескольких частей, которые называются ступенями и в каждой ступени есть свой бак с горючим.

В первой ступени закончилось топливо - она отпадает, и тут же включается двигатель второй ступени и несет ракету еще быстрее и еще выше. Так до космоса добирается только третья ступень – самая маленькая и легкая. Она и выводит на орбиту кабину с космонавтом.

Использованные источники: фото из открытого доступа интернета.

Публикации по теме:

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Перелетные птицы» в старшей группе Цель: - показать изменения жизни и поведения птиц с приходом весны. Задачи: - уточнить и расширить представления о перелетных птицах,.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Наш помощник пылесос» в старшей группеКонспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Наш помощник пылесос» в старшей группе Цель : вызвать интерес к прошлому предметов, подвести к тому, что человек создает разные предметы приспособления для облегчения труда.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «О дружбе и друзьях» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 «Солнышко» МО «Полесский муниципальный район» Конспект НОД.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Путешествие в мир химии» Цель: - познакомить детей с наукой о превращения – химией. Задачи: Развивающие: - развивать социальные навыки: работать в группе, - учитывать.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Дикие животные зимой» .

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе «У кормушки» Программное содержание. Поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей действительности. Учить различать разные крупы, смешивать.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Воздух» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Воздух» Елена Владимирова Цель: Закрепление и уточнение знаний.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Семья»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Семья» Цель: Сформировать представления детей о семье. Задачи: продолжать знакомить детей с понятием «Семья»: родственными отношениями.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Теремок» Цель: Формировать представления детей о бережном отношении к природе. Задачи: 1. Углублять знания детей о диких животных региона. 2. Воспитывать.

Конспект по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Наблюдаем за насекомыми»Конспект по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Наблюдаем за насекомыми» Лето- удивительная пора в природе, когда красоту можно увидеть на каждом шагу, в том числе и при встрече с насекомыми. Реакция детей на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Космические объекты»
Опубликовано: 9 апреля 2020 в 09:59
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Космические объекты»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Герасимова (УИ 523603) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД