Ольга Герасимова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Космические объекты»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 347» городского округа Самара
Конспект занятия по ОЗОМ в старшей группе
«Космические объекты»
Составила: Герасимова Ольга Юрьевна
Цель: формирование знаний детей о космических объектах.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „Космические объекты“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
• Познакомить детей с названиями планет: Земля, Меркурий, Марс, Венера, Юпитер, Нептун, Плутон;
• Систематизировать детские представления о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах;
• Обогатить и расширить представления и знания детей о космосе.
Развивающие:
• Развивать познавательные и интеллектуальные способности детей, творческий потенциал и становление субъективно-оценочного отношения к окружающей действительности по данной теме;
• Учить быть внимательными, любознательными.
Ход занятия
Посмотрите на небо. Кажется, оно совсем близко – протяни руку и дотронешься до солнца или луны, ну а если залезть на макушку высокого дерева, то и вовсе окажешься рядом с ними. Но на самом деле это не так. Ни мы своей рукой не можем дотянуться до неба, ни деревья своими макушками. Солнце, луна и звезды очень далеко от нас. Это большие планеты. Все это космические объекты. Огромная вселенная состоит из миллиардов космических объектов. Наша планета Земля тоже космический объект, она входит в состав солнечной системы.
Система имеет такое название, потому что центром ее является Солнце, вокруг которого движутся 8 планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Нептун и Уран. Путь, по которому они двигаются вокруг Солнца, называется орбитой.
Солнце
Солнце – это большая и очень горячая звезда, – огромный, раскаленный шар. Она очень далеко, но тепло от ее лучей доходит до всех кружащихся вокруг нее планет, и до нашей тоже. Именно поэтому у нас тепло.
Не все звезды такие, как Солнце. Бывают и маленькие звездочки, и средние, и огромные – больше Солнца.
Самые яркие среди всех звезд на небе – Полярная звезда и Сириус. Солнце намного больше нашей планеты. Если сравнить их, то это словно арбуз и маленькая горошина.
Практическая часть. Чтобы сравнить размеры Солнца с размерами Земли, можно взять арбуз и зернышко проса. Зернышко проса – это наша Земля, арбуз – Солнце.
Ребята, скажите пожалуйста, что можно увидеть ночью на небе. (ответы детей)
Луна
Луна – это спутник нашей планеты, она находится всего в трех днях пути. Луна двигается вокруг Земли против часовой стрелки.
Луна, как мы видим ее в небе, не всегда одинаковой формы. Есть следующие фазы: новолуние, серп растущей луны, первая четверть растущей луны, растущая луна, полнолуние и далее на уменьшение: убывающая луна, четверть убывающей луны, серп убывающей луны, снова новолуние.
Если серп в небе похож на букву С, то луна "старая", убывающая. Если визуально мы проведем палочку и получится буква Р, то луна растущая.
Практическая часть. Чтобы продемонстрировать, почему луна иногда круглая, иногда в форме полумесяца, возьмите обычную настольную лампу и мяч. Показать ребенку, что мы видим лишь освещенную часть шара.
Астероид
Астероид – небольшое небесное тело Солнечной системы, движущееся по орбите вокруг Солнца. Слово «астероид» обозначает «подобный звезде».
Астероиды значительно уступают по массе и размерам планетам, имеют неправильную форму, не имеют атмосферы, хотя при этом и у них могут быть спутники.
Метеорит – это метеор, упавший на землю. Метеориты бывают каменные, железокаменные и железные.
Ребята, посмотрите, перед вами чаша с мукой. Представим, что это поверхность Луны, покрытая космической пылью. А эти мячи – метеориты. Устроим атаку метеоритов на лунную поверхность? Предлагаю бросить «метеориты» с разной высоты, чтобы потом посмотреть одинаковые ли кратеры у нас образуются.
— Что происходит с мукой?
— В ней образуются ямки.
— Одинаковые ли они?
— Нет!
— От чего зависит размер ямок-кратеров?
— От размера мяча.
— А глубина ямки?
— От того, с какой высоты его бросили.
— Правильно ребята, чем выше мяч-прыгун от поверхности во время броска, тем больше скорость его полета, а значит, и ямка-кратер будет глубже. А размер метеорита влияет на размер образованного кратера. Посмотрите на экран. Это фотография поверхности луны с космоса. Похожа ли наша воображаемая лунная поверхность на настоящую?
Земля
Нашу планету окружает атмосфера. Это такой защитный слой, который спасает обитателей от солнечного ультрафиолетового излучения, а также от большинства метеоритов. Его можно сравнить с воздушным покрывалом. Именно благодаря ему на нашей планете есть воздух, которым мы дышим.
Самое главное отличие Земли от других - наличие на ней жизни.
Считается, что все остальное пространство безжизненно. Вера и желание людей найти жизнь на других планетах заставляет нас конструировать космические корабли для путешествия в космос с целью его изучения.
Практическая часть
перед вами, ребята, отварное куриное яйцо. Наша планета окружена многослойной атмосферой, подобно тому, как в яйце желток окружен белком.
Другие планеты солнечной системы
В Солнечной системе всего 8 планет. Самая большая из них – это Юпитер. А самая интересная – Сатурн, потому что у него есть огромные кольца вокруг. Юпитер, Уран и Нептун также имеют кольца, однако их невозможно увидеть с Земли.
Одним из последних был обнаружен Плутон. Его открыли в 1930. Сначала его считали девятой планетой. Но со временем отнесли к другой категории космических тел - "карликовые планеты".
Планетой считаются космические тела, которые:
• вращаются вокруг какой-то звезды (в случае с Солнечной системой это Солнце);
• имеют собственную гравитацию, которая объясняет их сферическую (круглую) или приближенную к сферической форму;
• не находятся вблизи других подобных крупных тел;
• не являются звездами.
Практическая часть
Чтобы запомнить названия всех планет солнечной системы, можно выучить небольшой стишок:
По порядку все планеты
Назовет любой из нас:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс.
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
За ним – Нептун.
Он восьмым идет по счету.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Звезды
Самая близкая к нам звезда – это Солнце. В космосе есть огромное количество звезд, которое невозможно сосчитать. Любая звезда – это раскаленный газовый шар, который сформировался из молекул водорода, соединившихся вместе.
Скопление звезд образует созвездия.
Практическая часть
Чтобы рассказать, почему солнце так ярко светит, возьмите обычный фонарик и светоотражающие наклейки. Дайте ребенку в руки включенный фонарик. При выключенном свете поднесите наклейки их близко к малышу, чтобы он посмотрел, как ярко они горят. Потом медленно отойдите в конец комнаты, демонстрируя, что светящиеся предметы (в нашем случае это звезды, удаляясь, становятся маленькими и блеклыми. Объяснить, что звезды только кажутся маленькими, потому что они очень далеко от нас.
Увидеть их поближе помогают телескопы, которые приближают изображения звезд и позволяют нам лучше рассмотреть их.
А сейчас мы, ребята отдохнем и поиграем.
Игра "Скажи наоборот"
Цель игры – научить ребенка выбирать слова с противоположным значением –антонимы.
Например:
далекий –…
тесный –…
большой –…
подниматься –…
яркий –…
улетать –…
высокий –…
известный –…
включать –…
темный –…
Игра "Ориентируемся по звездам"
Ребята, представьте, что вы моряки, заблудившиеся в Тихом океане. У вас есть маленькие звездочки, которые нужно сложить так, чтобы получились созвездия Малой и Большой Медведицы.
Показать детям, как можно ориентироваться по звездам, чтобы найти дорогу.
Попробуйте вместе, глядя на звезды, определить, в какую сторону вам плыть, если вы держите путь на восток.
Млечный Путь
Млечный Путь – это галактика, которой принадлежит Солнечная система со своими планетами, среди которых и Земля. Млечный Путь является большой спиральной галактикой, диаметром около 100 000 световых лет, содержит более 200 миллиардов звёзд. Он виден с любой точки земной поверхности, виде размытой полосы звёзд, напоминающей сгустки молока, пересекающей звездное небо. В древности люди считали, что это дорога ангелов, по которой те могли подниматься в небеса.
Туманность Андромеды
Туманность Андромеды – самая большая спиральная галактика, расположенная в созвездии Андромеды. Ближайшая галактика к Млечному Пути. В её состав входит около триллиона звёзд.
Практическая часть. Приcтупим к созданию нашей туманности.
Для этого нам понадобится: тарелка, молoкo c хорошей жирностью, пипетка, пищевые кpacитeли, ватные пaлoчки, cpeдcтвo для мытья посуды
Выливаем молоко в тарелку, капаем по одной капле красителя разного цвета. Старайтесь, чтобы капли были далеко друг от друга. Ватной палочкой, смоченной в жидком средстве для мытья пocуды, дотрагиваемся до цветной капли и наблюдем. Молодцы ребята, очень красивые туманности у вас получились.
А сейчас, ребята, мы с вами поиграем. Игра "Космический словарь"
Цель: пополнить словарный запас словами, связанными с темой космоса.
Кто больше назовет слов, связанных с космосом, тот победил.
Например: спутник, ракета, инопланетянин, планеты, Луна, Земля, космонавт, скафандр и т. д.
Как летит ракета?
12 апреля в нашей стране отмечается День космонавтики. В этот день в 1961 году мечта людей о полете в космос сбылась – первый в истории космонавт Юрий Алексеевич Гагарин совершил полет в космос на корабле "Восток-1". Его полет вокруг Земли длился 108 минут.
С тех пор мы каждый год в этот день отмечаем День космонавтики.
Практическая часть.
Надуйте воздушный шарик и зажмите отверстие пальцами.
А потом разожмите пальцы и ваш шарик резко вырвется вверх. Это происходит потому, что воздух выходит из шара. А когда воздух закончится, шарик упадет.
Воздушный шарик летел как ракета – он двигался вперед, пока в нем был воздух. Примерно по такому принципу и ракета летит в космос, только вместо воздуха у нее горючее. При горении горючее превращается в газ и вырывается назад пламенем.
Ребята, Ракету делают из нескольких частей, которые называются ступенями и в каждой ступени есть свой бак с горючим.
В первой ступени закончилось топливо - она отпадает, и тут же включается двигатель второй ступени и несет ракету еще быстрее и еще выше. Так до космоса добирается только третья ступень – самая маленькая и легкая. Она и выводит на орбиту кабину с космонавтом.
Использованные источники: фото из открытого доступа интернета.