Елена Лыжина
Конспект занятия по ознакомлению с жанрами живописи: натюрморт, пейзаж, портрет
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: - создать условия для ознакомления дошкольников с жанрами живописи;
Задачи:
Образовательные.
1. Закрепить представление о живописи, как о виде изобразительного искусства, об особенностях каждого жанра (портрет, пейзаж, натюрморт);
2. Познакомить с некоторыми репродукциями картин разных жанров.
Развивающие.
1. Расширять кругозор, развивать речь детей.
2. Активизация словаря (пейзаж, натюрморт, портрет, экскурсия, экскурсовод).
Темочки:
- Жанры изобразительного искусства
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Натюрморт. Изучаем и рисуем натюрморты
- Пейзаж. Рисуем и знакомимся с пейзажами
- Портрет. Портретная живопись, рисование
- Темочки
Воспитательные.
1. Приобщть детей к искусству, развивать интерес к нему, воспитывать бережное отношение к произведениям искусства, формировать у детей художественный вкус.
Материалы и оборудование: Репродукции картин разных жанров живописи – портреты, пейзажи, натюрморты,3 мешочка для дидактической игры, дидактические игры: «Сложи пейзаж», «Сложи портрет», «Сложи натюрморт», гуашь, палитры, кисти, салфетки, непроливайки, мольберт, рисунки (незаконченные пейзажи) по количеству детей, стойка для картин, папка с разными жанрами живописи, рамка для общего портрета
Ход ООД:
В группе письмо в виде палитры.
Воспитатель:
Ребята, утром я пришла в группу, и мне передал почтальон необычное письмо, в форме палитры, а кто его прислал, вы узнаете, отгадав загадку.
(загадка)
У меня есть карандаш,
Акварель, палитра, кисть
И бумаги плотный лист,
А еще – мольберт-треножник,
Потому что я … (художник)
Воспитатель:
Правильно, художник.
Вот что он пишет: «Приглашаю вас, ребята на свою выставку, она необычная, полна сюрпризов и загадок. Я, думаю, вы справитесь с ними. А экскурсоводом на выставке будет ваш воспитатель -Елена Валерьевна».
Воспитатель:
Ребята, значит, художник нас приглашает к себе в гости. А кто из вас знает, кто такие художники?
(Ответы детей)
Воспитатель:
Хорошо (если не отвечают, дополнить ответ)
А знаете, что художники размещают свои готовые картины в специально приготовленных помещениях: их называют художественные выставки или художественные галереи.
В письме художник приглашает нас отправиться на экскурсию в интересный мир художественного творчества-на выставку картин, знакомится с живописью. Слово «живопись» означает «писать живо», то есть, чтобы на картине все было как живое. Само слово интересное, давайте вместе его повторим: «живопись».
Воспитатель:
Ребята, готовы пойти на выставку картин?
(ответы детей)
Тогда закрывайте глаза, я считаю до трех.
Воспитатель:
Вот мы и на месте.
Выставка или галерея - это дом, где хранятся картины, но они не просто хранятся, они развешаны на стенах больших, светлых залов, куда могут приходить люди, чтобы полюбоваться ими, увидеть в картинах красоту окружающего нас мира. Экскурсоводом, как сказал художник в письме, на выставке буду я, познакомлю вас с разными жанрами живописи.
Воспитатель:
Посмотрите, ребята, сколько здесь много разных картин, но почему то они закрыты от нас. Значит художник, точно приготовил нам маленькие загадки! Попробуем их отгадать? Давайте присядем и подумаем вместе, вот, например, что это?
(воспитатель показывает на лимон, лежащий у одной из накрытых картин);
(Ответы детей).
Что это может значить?
(Пауза. Дать подумать детям).
Воспитатель:
Я, кажется, догадалась, на закрытой картине один из жанров живописи - Натюрморт. Это изображение неодушевленных предметов, например, посуды, продуктов, овощей, фруктов, букетов цветов.
(Воспитатель читает детям стихотворение)
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу или торт,
Или все предметы сразу, -
Знай, что это Натюрморт!
(Открывает картину, дети ее рассматривают)
Воспитатель:
Что изобразил наш художник на этой картине? (ответы детей)
Верно, ребята. Первую загадку художника про натюрморт мы отгадали! Продолжим дальше?
Воспитатель:
Посмотрите, ветка ели, как вы думаете, почему?
(ответы детей)
Воспитатель:
Если художник изображает природу, леса, реки, моря, город, или деревню, то такая картина называется - Пейзаж.
Если видишь, на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш, -
Обязательно картина
Называется пейзаж.
Воспитатель:
Давайте рассмотрим,что изображено на картине?
(ответы детей)
Когда смотришь на картину, кажется, что мы с вами оказались в лесу….
(описать, что и как изображено на картине).
Воспитатель:
Ребята, вторую загадку мы отгадали.
Давайте немного отдохнем, а потом продолжим знакомство с живописью.
(ФИЗ-МИНУТКА)
-Художник картину всю ночь рисовал,
(дети выполняют поочередные движения руками вверх и вниз)
Работал на совесть, покоя не знал.
(«вытирают» лоб поочередно правой и левой руками)
И вот за окошком высокие ели,
(поднимают руки вверх)
Пушистые ели,
(руки в стороны)
А потом мы увидели небосвод,
(поднимают руки вверх)
Где звезда веселый танец свой ведет,
(кружаться)
Снежинки летели прямо на нас-
(делают «фонарики»)
Мы отдохнули и продолжим сейчас.
(выставляют поочередно руки вперед).
Воспитатель:
Вот и третья загадка. Посмотрите, фотография человека. Как вы думаете, к чему она здесь?
(ответы детей)
Правильно, молодцы!
Это жанр живописи – портрет.
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на вас, -
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька, твой сосед, -
Обязательно картина
Называется (Потрет)
Воспитатель:
На портретах изображают человека или группы людей.
Сколько много интересного мы увидели. (обращает внимание на 3 мешочка) Ребята, здесь ее одна загадка от художника. Пройдемте к столу, и посмотрим.
(проходят к столу, где разложены мешки с картинками)
Воспитатель:
Присаживайтесь на стульчики и загляните внутрь мешочков.
(Дети садятся на стульчики и рассматривают содержимое мешочков,Ю рассудают). Правильно – это разрезные картинки, попробуем их сложить?
( на столах в мешочках спрятаны разрезные картинки: пейзаж, натюрморт и портрет)
Воспитатель:
Молодцы, вы все собрали, и что же у нас получилось?
(ответы детей). Ребята, смотрите, здесь недорисованные пейзажи художника.
Наш художник не успел закончить свои пейзажи, у него появились другие дела на выставке, и он попросил вас помочь ему, поможем?
Воспитатель:
Вы уже познакомились с жанрами живописи. Скажите, какой жанр живописи просит закончить художник?
(ответы детей)
(Дети дорисовывают. Оставляют их художнику)
Воспитатель:
Ну, вот. нам пора возвращаться в детский сад. Наша экскурсия в художественную галерею окончена. Закрывайте глаза, на счет три вы их откроете, и мы вновь окажемся в детском саду.
Вот и наша группа
(обращает внимание на упакованный подарок)
Ой, а это что такое красивое? И кто нам оставил такой сюрприз?
(заглядываем в упаковку и находим записку от художника)
Воспитатель:
Смотрите, это записка от художника. Прочитаем ее? :
«Спасибо, вам, ребята, за помощь. Я не сомневался, что вы справитесь с моими загадками и познакомитесь с жанрами живописи. Вы такие сообразительные и дружные! Поэтому я не мог вас оставить без подарка. В упаковке альбом с разными жанрами живописи, продолжайте свое знакомство с искусством и рисуйте уже свои замечательные картины».
Воспитатель:
Как это приятно, когда благодарят, правда ребята? А сейчас скажите, что вам понравилось больше всего на выставке картин? (ответы детей).
А чтобы художник нас тоже надолго запомнил, я предлагаю оставить ему на память наш групповой фотопортрет (прошу гостей нас сфотографировать) в этой волшебной рамке.
В конце общий портрет с рамкой.