Любовь Коряженкова
Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе на тему: «Дары леса»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
Образовательные: продолжать знакомить с природой родного края, миром животных, правилами поведения в природе, расширять представления о пользе леса. Продолжать знакомить с грибами и лесными ягодами. Дать знания о том, что грибы и ягоды бывают съедобными и несъедобными. Расширять знания детей о жилье диких животных.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе на тему: „Дары леса“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
Развивающие: развивать память, слуховое внимание, мышление; артикуляционный аппарат, активизировать словарь словами : нора, дупло, гнездо, берлога, развивать диалогическую речь.
Воспитательные: воспитывать чувство сопереживания, интерес и бережное отношение к природе.
Оборудование: интерактивная панель, атрибуты к дидактической игре «Собери грибы и ягоды», корзинки, костюм «Гриб Боровик». Картина «В лесу», музыкальное сопровождение (пение птиц, атрибуты для леса, предупреждающие знаки.
Методы: показ слайдов, рассматривание иллюстраций, беседа с элементами рассказа, рассказ, дидактические игры.
Ход занятия:
1. Организационный компонент:
Воспитатель собирает детей около себя и спрашивает: «Ребята, любите ли вы гулять с взрослыми в лесу? А хотите отправиться в путешествие по лесу? Тогда послушайте, о чем говориться в письме, которое я сегодня получила. Читает письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Незнайка из Солнечного города. Ребята, я собираюсь пойти в лес за грибами и ягодами, но точно не знаю, какие из них полезные, а какие вредные. А еще подскажите, пожалуйста, как правильно вести себя в лесу, чтобы не навредить себе и лесным жителям. Я буду вам очень благодарен». Ну что, ребята, поможем Незнайке, подготовим видео экскурсию о лесе?» (Да). Тогда занимайте места в вагонах. (Дети садятся на стулья).
2. Содержательный компонент:
(Рассматривание иллюстраций предупреждающих знаков)
Воспитатель: Ребята, лес наш большой друг, а мы в нем гости. Перед прогулкой в лес давайте вспомним, как нужно относиться к окружающей природе? (Ответы детей). А что значит бережно? (Ответы детей). Как вы думаете, что обозначают эти знаки? Не разжигать костры. Правильно, ребята, а почему? Потому что можно повредить лесную экосистему. А что такое экосистема? Экосистема – это природное сообщество, в котором живые организмы связаны между собой. Правильно. Дима, а что еще нельзя делать в лесу? Нельзя ломать ветки, потому что можно повредить деревья, нельзя уносить птиц из природной среды, потому что они могут погибнуть. Правильно, Дима, молодец! Нельзя сбивать незнакомые грибы, потому что для некоторых зверей это лечение. Верно, а что еще нельзя делать в лесу? Миша, что нельзя делать в лесу? Нельзя ломать кору деревьев, потому что деревья могут заболеть. Правильно, молодец. Коля, а что еще нельзя делать в лесу? Нельзя мусорить, потому что можно повредить почву, нельзя трогать незнакомые кустарники руками, потому что можно отравиться. Нельзя срывать красивые растения, потому что у них не появятся семена, и на этом месте растения не вырастут. Правильно, молодцы. Как нужно относиться к окружающей природе? (Ответы детей). Правильно, природу нужно беречь и охранять.
- Ребята, а какие правила безопасного поведения в лесу вы знаете? Нельзя ходить в лес без взрослых и отходить о них далеко. А что необходимо взять с собой? Воду и мобильный телефон. Правильно, ребята, молодцы. В лес мы идем только в сопровождении взрослого и соблюдаем правила безопасного поведения. А теперь давайте отправимся на прогулку в лес.
Дети берутся за руки и бегут змейкой по группе.
Воспитатель: Ребята, вот мы и приехали в лес. Ребята, лес – большой дом для животных и птиц. Каких диких животных вы знаете? (Ответы детей). Каких птиц вы знаете? (Ответы детей). Давайте вспомним язык зверей.
Дидактическая игра «Кто как говорит?»
(Предложить детям произнести звуки с разной громкостью, фразы в разном темпе и выразительно с разной интонацией)
Воспитатель: Ребята, как воет волк тихо? (у-у-у-). Как воет волк громко? (у-у-у) Как маленький медвежонок кричит (ы-ы-ы). Как большой медвежонок кричит? (ы-ы -ы).
Воспитатель: Ребята, давайте теперь поздороваемся с лесом. Сначала скажем тихо, чтобы не испугать его жителей: «Здравствуй, лес!»
- А теперь давайте скажем громко, чтобы нас все услышали: «Здравствуй, лес!»
- А теперь давайте сообщим, что мы собираемся здесь делать в разном темпе:
- Я иду гулять. (Медленно, как черепашка)
- Я иду гулять. (Быстро, как зайчик)
- А теперь давайте спросим с разной интонацией:
- Ты будешь со мной играть?! и.)
- Молодцы, ребята, все правильно сделали.
Воспитатель обращает внимание детей на окружающую природу.
Воспитатель: Ребята, какие деревья вы знаете? Какие деревья мы видим? (Береза, ель, сосна, осина). Что здесь лиственное, а что хвойное дерево? (Береза и осина – лиственные деревья, а ель и сосна – хвойные). Ребята, а как называется лес, в котором есть и лиственные и хвойные деревья? (Ответы детей). Правильно, смешанный.
- Ребята, к нам кто – то спешит. Хотите узнать, кто – это? (Ответы детей). Тогда садитесь на полянку и послушайте загадку.
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, на нем сапожка
Шляпка есть, нет головы.
Дети: Гриб!
Воспитатель: Правильно, ребята! А какой именно гриб, сейчас узнаем.
(Появляется Гриб – Боровик, здоровается)
Боровик: Здравствуйте, ребята, вы меня узнали?
Дети: Да, Вы Гриб Боровик, король грибов, что растет в лесном бору. У Вас белая ножка и коричневая шляпка.
Боровик: Ребята, а что такое «бор»?
Дети: Бор – это сосновый или еловый лес.
Боровик: Дети, какие еще грибы вы знаете? (Ответы детей). Где они растут? (На пнях и под деревьями). Для чего собирают грибы? (Чтобы употреблять в пищу).
Боровик обращает внимание детей на муляжи грибов под деревьями.
Боровик: Ребята, я пришел рассказать вам о грибах. Грибы бывают съедобные и несъедобные. Вот сыроежка – съедобный гриб, она как будто хочет сказать, ешь меня сырым, но делать этого нельзя. Как вы думаете, почему? (Ответы детей). Правильно, сырым грибом можно отравиться.
- О чем нам хочет сказать подберезовик, подосиновик? (Их названия говорят о том, где растут грибы).
- Лисичка похожа на лису. (Она рыжего цвета). А вот мухомор. Как вы думаете, о чем говорит его название? (Морить мух). Правильно, молодцы. Этот гриб нельзя брать в руки, но и ногами сбивать не следует, так как он может служить лекарством для животных. А еще мухоморами питаются лоси.
Воспитатель: Ребята, что мы теперь можем сказать о природе? Есть ли в ней что – то лишнее? (Нет, в природе все гармонично).
Боровик: Что – то я устал, ребятки. Давайте немного отдохнем.
Физкультминутка (проводит ребенок)
Шел Король – Боровик,
Через лес напрямик
Он грозил кулаком
Он стучал каблуком
Был Король Боровик не в духе
Его покусали мухи.
Боровик: Ребята, я был рад встрече с вами. А теперь мне пора возвращаться в свой лес. До свидания, ребята!
(Дети прощаются с Боровиком и садятся на полянку или пенечки).
Воспитатель: Помимо съедобных и несъедобных грибов бывают и ягоды. Поэтому в лесу надо быть очень внимательными.
- Ребята, какие лесные ягоды вы знаете? (Земляника, черника, малина, ежевика).
- Для чего они нужны? (Чтобы употреблять в пищу). Ребята, а чем ягоды отличаются друг от друга? (Цветом, высотой стебля, размером листьев, местом расположения).
- Какие ядовитые ягоды вы знаете? Почему их так называют? (Ответы детей).
Воспитатель обращает внимание детей на муляжи ядовитых растений.
Воспитатель. Волчье лыко – кустарник, который цветет мелкими розово – красными цветами, прикрепленными прямо к коре. Ее еще называют «лесная сирень». Позже на месте цветов появляются ягоды. Их нельзя рвать и тем более есть. Это опасное растение. В его ягодах содержатся сильные яды. Даже несколько ягод могут оказаться смертельными для человека.
- Вороний глаз – растение, на высоком стебле которого близко друг к другу прикреплены четыре листика, а из серединки выступает один цветок. Он превращается в черную ягоду, похожую на вороний глаз.
- Ребята, как можно уберечься от ядовитых растений? (Ответы детей).
- Правильно, лучший способ уберечься от ядовитых растений – это их не трогать.
Воспитатель обращает внимание детей на красоту окружающей природы.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как здесь красиво! Как много в лесу деревьев, цветов, грибов и ягод. Давайте разделимся на 2 команды, выберем капитана и соберем в корзинки только съедобные ягоды (1 команда, и только съедобные грибы (1команда).
Дидактическая игра «Собери грибы и ягоды»
- А теперь давайте проверим, все ли мы с вами правильно сделали. Пусть каждая команда проверит задание у соседей, все ли верно, а капитаны нам расскажут.
(Взаимопроверка в командах)
Воспитатель: Молодцы, ребята, все правильно сделали. А теперь давайте попрощаемся с лесом, и поедем обратно в группу.
(Дети берутся за руки и бегут змейкой по группе).
3. Заключительный компонент - рассматривание картины «В лесу».
(Дети садятся на стулья)
На интерактивной панели - изображение картины "В лесу".
Воспитатель: Ребята, лес – это большой дом для животных, где на каждом этаже свои жильцы.
- Кто живет на верхнем этаже? (Орлы и ястребы)
- Кто живет в «подвале»? (Кроты, черви, мыши)
- Какая квартира бывает у разных животных? (Нора, дупло, берлога, гнездо).
- Ребята, в лесу мы гости. Чем лес одаривает гостей? (Свежим воздухом, пением птиц, грибами, ягодами, орехами)
- Ребята, как нужно относиться к окружающей природе? (Ответы детей).
- Правильно, природу нужно беречь и охранять.
4. Рефлексия:
Воспитатель собирает детей около себя: Ну что, ребята, понравилось вам занятие? Что запомнилось, что показалось интересным? Что нового удалось узнать? Хотите еще раз посетить лес? Конечно, мы побываем там не раз. А Незнайке отправим видео письмо о дарах леса. Я думаю, он будет этому рад.