Елена Коноваленко
Конспект занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе «День заповедников и национальных парков»
▼ Скачать + Заказать документы
День заповедников и национальных парков
Задачи.
Образовательные:
- расширять представления детей о том, для чего создаются заповедники и национальные парки.
Развивающие:
- развивать и закреплять знания детей о животных заповедника "Брянский лес", учить узнавать их по внешнему виду.
Воспитательные:
- формировать ответственное, бережное отношение к природе, желание принять участие в её охране и защите;
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе „День заповедников и национальных парков“» размещена в разделах
- День заповедников, 11 января
- Заповедники и национальные парки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- воспитывать у детей интерес к природе родного края, желание больше узнать о ней.
Материалы и оборудование: презентация "Заповедник "Брянский лес", листы бумаги размера А4, цветные карандаши.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня, 11 января, в нашей стране отмечается замечательный праздник "День заповедников и национальных парков".
Мир заповедника - чистейший мир,
И дышится там легче, проще.
Но современный человек забыл,
Приятно как гулять по белой роще.
Чтоб это вспомнить и не потерять,
Сверкнувшую красой необъяснимой -
Природу нашу надо сохранять
В величии своём неповторимой.
Воспитатель: Ребята, природа имеет важное значение в жизни каждого человека. Ведь кроме красоты и хорошего настроения она даёт человеку то, без чего невозможно прожить. А что именно, подскажут загадки.
1) Ходит в небе жёлтый шар,
Воду превращает в пар.
В тучке скроется оно,
Нам становится темно. (Солнце)
Воспитатель: Может ли человек прожить без солнечного света и тепла? (Ответы детей).
2) Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый и всё же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
Воспитатель: А без воздуха мы можем прожить? (Ответы детей).
3) Меня пьют, меня льют,
Всем нужна я. Кто я такая? (Вода)
4) А вы знаете цветы
Небывалой красоты:
Могут лепестки сложить
И мгновенно в воздух взмыть.
Что за цветы летают? Как их называют? (Бабочки) З. Полежаева
5)Подмигнёт тебе украдкой
Из травы фонарик сладкий. (Ягода)
6) Шляпку я люблю носить.
Просит белка откусить
Маленький кусочек.
Я - лесной. (грибочек)
7) Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой. (Рыба)
Воспитатель: Солнце, воздух, вода, ягоды, грибы, рыба: всё это - природа. Человек тоже живёт в природе и от природы зависит его жизнь. Ребята, а как зависит красота природы от человека? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, люди сажают леса, оберегают животных, подкармливают птиц, очищают реки.
Воспитатель: А всегда ли человек помогает природе? (Ответы детей)
Воспитатель: А как вы думаете, может ли человек своими поступками губить природу? (Ответы детей)
Воспитатель: Да, ребята, к сожалению, может. Человек загрязняет реки, воздух ядовитыми отходами, вырубает леса, охотится на животных и птиц, которых мало осталось на земле. И вот с лица земли стали исчезать многие виды живых существ и растений. Тогда люди стали задумываться: как же сделать так, чтобы сохранить нашу природу?
И тогда они стали создавать заповедники, чтобы животные там могли жить спокойно и их никто не трогал.
Воспитатель: А вы знаете, что такое заповедник? (Ответы детей)
Воспитатель: Заповедники и национальные парки - это место, где природа имеет право жить по своим законам. Где охраняются государством животные и птицы, деревья и кустарники, цветы и травы, грибы и ягоды, рыбы, насекомые, и здесь их изучают учёные-биологи. Они охраняют природу, ведут учёт численности животных, борются с браконьерами, подкармливают животных и птиц.
Воспитатель: А у нас в Брянской области есть заповедные места? (Ответы детей)
Воспитатель: Конечно же есть. Это - заповедник "Брянский лес". Я предлагаю вам отправиться туда и получше познакомиться с его обитателями.
Физкультминутка.
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
А в лесу растёт черника,
Земляника, голубика.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания - руки в стороны)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр и направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот - правой ступни левой рукой)
К речке быстрой мы спустились, (Ходьба на месте)
Наклонились и умылись. (Наклоны вперёд, руки на поясе)
Вышли на берег крутой, (Ходьба на месте)
Но не отправимся домой.
Просмотр презентации.
Воспитатель: Ребята, сейчас мы находимся в заповеднике "Брянский лес". Самое знаменитое животное заповедника "Брянский лес" - это зубр (Слайд №2). Зубр - это очень крупный, могучего телосложения, дикий бык. Взрослый зубр не имеет врагов, кроме браконьеров. В прошлом почти все зубры были уничтожены. Людям с огромным трудом удалось спасти этого зверя.
Воспитатель: А это кто? (Ответы детей). Ребята, это ещё один редкий зверь. А называется он русская выхухоль (Слайды №3-4). Она хорошо плавает. Под водой охотится на насекомых и рыбу. Из-за того, что мех этого зверька высоко ценился, он был почти полностью истреблён. И мог исчезнуть совсем, если бы его не взяли под защиту.
Воспитатель: Посмотрите, какие ещё животные нашли здесь свой дом. Вы узнали, кто это? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, это бобр. (Слайд № 5)
Посмотрите на бобра:
Без пилы, без топора
Валит он в лесу осину,
Строит в заводи плотину.
Зубы крепкие бобра
Поострее топора.
Бобры - удивительные животные. Они селятся по берегам тихих лесных речек с зарослями кустарников и деревьев. Свои домики - хатки бобры строят из веток, скрепляя их илом, который они берут со дна водоёма. Вход в домик всегда находится под водой. Бобр пользуется уважением, как искусный четвероногий лесоруб и создатель плотин-запруд. Он не только стал символом трудолюбия, но и многому научил людей. Причиной исчезновения этих зверьков была неограниченная охота на них из-за роскошного дорогого меха.
Воспитатель: Так, ребята, а это что за животные? (Ответы детей)
Правильно, это олень (слайд №6, куница (слайд №7, лось (слайд №8).
Воспитатель: Да, ребята, все эти животные занесены в Красную книгу. А почему она называется Красной книгой? (Слайд № 9).
Дети: Обложка у неё красного цвета, а красный цвет - сигнал опасности. Он как бы призывает всех людей: растения и животные в беде, помогите им; что их надо особенно бережно охранять и добыча их любыми способами запрещена.
Воспитатель: В 2016 году Красная книга Брянской области была переиздана. В настоящее время в неё внесено 295 видов животных и растений. В их числе очень редкие птицы, такие как ушастая сова (слайд №10, лебедь (слайд №11) и чёрный аист (слайд №12). Чёрный аист стал символом заповедника "Брянский лес" (слайд № 13).
Воспитатель: Мы с вами тоже должны беречь природу, сохранять её красоту. Для этого надо беречь птиц, не разорять их гнёзда. Не ломать деревья, кустарники, не обижать животных.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь природу? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, охранять природу нужно в любом месте. Давайте вспомним правила поведения на природе :
1. Не разжигать костров.
2. Не разорять птичьи гнёзда.
3. Не разорять муравейники.
4. Не ломать ветки деревьев.
5. Не ловить птиц, насекомых и зверей.
6. Не топтать цветы, травы.
7. Не кричать, не включать громко музыку.
8. Не оставлять мусор.
9. Не ловить лягушек.
10. Не разрушать грибницы.
Воспитатель: Всё верно, ребята. Итак, где же мы с вами сегодня побывали? (Ответы детей)
Воспитатель: Для чего люди создают заповедники? (Ответы детей)
Воспитатель: Какие правила надо соблюдать на природе? (Ответы детей)
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, я надеюсь, что сегодняшнее путешествие не прошло для вас даром. В конце нашего занятия я предлагаю вам нарисовать запрещающие знаки: чего нельзя делать в природе.