наталия волкова
Конспект занятия по ознакомлению с предметным окружением для средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Семикаракорский фаянс»
Цель: познакомить детей с изделиями мастеров Дона.
Задачи: познакомить с историей появления семикаракорского фаянса, помочь детям увидеть красоту посуды, необычность формы, рассказать о ее назначение, а так же познакомить со скульптурой малой формы, учить выделять элементы, сочетание цветов.
Предварительная работа : беседа и рассматривание картин с изображением гжельской росписи.
Материал и оборудование: почтовый ящик, посуда, скульптуры малой формы, картины с изображением гжельской росписи, картины с изображением времен года.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с предметным окружением для средней группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Предметный мир. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
Словарная работа: фаянс, гончарное ремесло, скульптура, казачья станица, керамика, обжиг.
Ход занятия
1. Воспитатель приносит посылку.
-Ребята, к нам в детский сад пришла посылка. Здесь указано, что она из станицы Семикаракорской. Вам интересно, что внутри? Тогда мы ее сейчас откроем.
Воспитатель достает из посылки посуду и небольшие скульптуры и предлагает детям рассмотреть изделия, рассказать, что на них изображено, какие элементы росписи.
-Все эти изделия сделаны руками донских мастеров.
2. Рассказ воспитателя об истории появления семикаракорского фаянса.
Семикаракорский фаянсовый завод считается "жемчужиной Дона", ведь это единственный завод, который выпускает в нашей (Ростовской) области подобную продукцию. Изготовление посуды здесь является продолжением давних традиций, которые зародились в городе еще во времена процветания гончарного ремесла в казачьей станице Семикоракорской. Гончарное искусство зарождалось практически в каждой станице и городке, где были залежи глины.
В далекой древности простейшие изделия из грубой керамики (кирпич, черепица, посуда) изготавливались в поселении, которое было расположено недалеко от современного города Семикаракорска (в переводе на русский звучит как "большая черная крепость").
Процесс изготовления семикаракорской посуды был достаточно прост. Форма изделиям придавалась литьем в специальные формы или путем ручного формования на простейших станках. Также вручную изделиям придавалась окончательная форма, сглаживались неровности и присоединялись мелкие детали. Готовая посуда высыхала в естественных условиях, а затем дважды подвергалась обжигу в печах. Благодаря такой обработке фаянс спекался и немного расплавлялся.
В настоящее время после изготовления изделий и их обжига на поверхность посуды и сувениров вручную наносится оригинальный рисунок. Поверх росписи наносится прозрачная глазурь, и изделие обжигается еще раз. Бесцветная глазурь спекается с красками росписи, образуя однородное и практически вечное покрытие с плавными цветовыми переходами.
Благодаря оригинальному дизайну эта посуда известна далеко за пределами нашей области. Ростовский фаянс выставлялся на многих художественных выставках нашей страны, а также в других странах.
3. Пальчиковая игра «Помощники»
Раз, два, три, четыре, Ритмичные удары кулачками и в ладоши попеременно.
Мы посуду перемыли: Одна ладонь скользит по другой
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку. Загибаем пальчики по одному на каждое название посуды.
Мы посуду перемыли, Одна ладонь скользит по другой.
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился, Снова загибаем пальчики.
Ложку мы чуть-чуть сломали.
Так мы маме помогали. Ритмичные удары кулачками и в ладоши переменно.
4. Роспись по белой глине сине-голубыми красками называется гжельской росписью. Какое время года вам напоминает такая роспись? Рассматривание картин с изображением зимних пейзажей. (Зима)
Посмотрите теперь на семикаракорскую роспись?
Для росписи подбирают нежные, но яркие и солнечные цвета – розово-сиреневый, персиковый, морковный, салатовый.
Какое время года вам напоминает такая роспись? (Весна, лето)
5. Итог занятия. Рефлексия.
-Ребята, сегодня вы познакомились с посудой, которую делают в нашем родном краю. Какое изделие, какая именно посуда вам понравилась больше всего?