Елена Алдашова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим на тему «Традиции праздников» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать представления о традициях народных праздников.
Задачи:
• познакомить детей с народными куклами наших предков,
• закрепить знания о традиционных народных праздниках: когда проходили, как назывались, какие были обычаи на праздниках,
• вспомнить образцы устного народного творчества: пословицы, поговорки, заклички, народные игры,
• развивать наблюдательность, внимание, память,
• воспитывать любовь и уважение к национальным традициям, чувство гордости за свой народ,
• обогащать речь детей словами: традиции, обычаи, кукла Купавка, Колодия, Стригуша, Крупеничка, Мартиничка, Масленица.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим на тему „Традиции праздников“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Способы:
Методы и приёмы:
Диалог, вопросы, рассказ, художественное слово, обследование, рассматривание, игровая ситуация, игра.
Предварительная работа:
Беседы о народных праздниках и традициях, экскурсии в «Центр Художественных ремёсел», в мини-музей «Русская изба», участие в праздниках и развлечениях, игры с куклами в повседневной жизни, чтение сказки Телешова Н. «Крупеничка», рассматривание иллюстративного материала по данной теме.
Индивидуальная работа:
Повторить пословицы о труде с Машей О., Матвеем Т., Сашей Б.
Дифференцированный подход:
1 – самостоятельные ответы детей.
2- ответы детей по наводящим вопросам воспитателя.
Средства: коллекция кукол, иллюстрационный материал, цветовая модель времён года, шапки.
Литература:
1. Князева О. Л., Маханёва М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
2. Бударина Т. А. ,Корепанова О. Н., Куприна Л. С., Харитонова И. В., Яковишина Е. И. «Знакомство детей с русским народным творчеством».
3. Гаврилова И. Г. «Истоки русской народной культуры в детском саду».
4. Горичева В. С. «Куклы».
Ход занятия
-Вы знаете, как появились куклы?
Сегодня мы отправимся в прошлое. Давайте сядем рядком да поговорим ладком.
Давным-давно наши пра-пра-прадедушки и пра-пра-прабабушки жили среди природы.
-А как вы думаете, почему?
Правильно. Она их кормила, давала тепло, одевала, лечила.
–А что было самым главным для тех, кто жил и работал на земле?
(Хороший урожай, чтобы прокормить семью, чтобы весной снова засеять поле).
-Шли дни за днями, недели за неделями. Одно время сменяло другое. Осенью, когда весь урожай был собран и убран на хранение, была добрая традиция…
-Какая же это традиция?
(Праздник устраивать, посиделки, ярмарки)
Иллюстрация «Ярмарка»
–А кто скажет, что это за праздник? (Осенины)
–Кого чествовали на этом празднике?
И тех, кто трудился в поле на земле.
-Какие вы знаете пословицы о труде, о хлебе?
(Без труда - не вынешь рыбки из пруда.
Хочешь есть калачи,не сиди на печи.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Сделал дело - гуляй смело.
Хлеб всему голова.
Худ обед, коли хлеба нет.
Земля-матушка, хлеб-батюшка.
Хлеб на столе - богатство в доме).
Пели на этом празднике хвалебные песни земле-матушке, водили хороводы, славили хлеб.
Из последнего снопа брали солому и делали куклу Стригушу. Такую куклу бережно хранили в избе в красном углу.
- Вот и зима пришла. Морозы ударили, да не простые, а рождественские.
Иллюстрация «Колядки»
- Что это за праздник? (Рождество)
-Какие были обычаи отмечать праздник Рождества?
- В эти дни делали куклу Коллодию (демонстрация куклы). Делали её из берёзового полена, обряжали цветными лоскутками и приносили в дар Морозу.
Мороз, мороз
Приходи на Рождество,
Не губи весной жито, пшеницу,
Всякую пашницу.
Иллюстрация «Масленица»
–После святок и до Масленицы недалеко.
- А что такое Масленица?
- Да, на Масленицу весну встречали, солнце зазывали, да закличкой приговаривали:
Солнышко, солнышко,
Солнышко-ядрышко,
Высвети, выгляни!
Воробьи чирикают,
Весну-красну кликают.
–На Масленичной неделе по народной традиции делали куклу Масленицу - на крестовине, на длинном шесте. Всю неделю её на санях возили, а в последний день сжигали - так с зимой прощались.
-А в марте делали дети из цветных ниток куколок-Мартиничек. Их развешивали на деревья в подарок ветру тёплому, чтобы он скорее весну принёс.
- А это что за куколка? Как её звать – величать? Потрогайте что у неё внутри.
–Правильно, крупа гречневая. И звать эту куколку Крупеничка! Когда в начале лета начинали гречу сеять, то первую горсть крупы из этого мешочка брали. Ведь, в этой куколке крупа всю зиму хранилась, сберегла в себе силу Земли-матушки. А вот и Крупеничкины подружки. (набор кукол с крупами)
Дидактическая игра «Узнай на ощупь».
-Как бы вы назвали этих кукол?
После сева устраивали праздник. Кашу варили и всех угощали.
-Летом, в июле на Ивана Купала делали из палочек и тряпочек куклу-Купавку, хороводы водили, песни пели, а вечером укладывали её в корыто и по реке пускали.
После этого костры разжигали, через них прыгали. Да и мы сейчас попробуем перепрыгнуть, да не через костёр, а через крутую гору.
Подвижная игра «Крутая гора».
- Вот так и шли дни за днями, недели за неделями. Трудились люди на земле-матушке, благодарили за дары бесценные. Строго традиции соблюдали. Всякое время года встречали и провожали, в мире, в любви жили и нам так жить наказывали. А куклы… Их берегли и передавали из поколения в поколение.
- Какие праздники мы сегодня вспомнили?
- Скажите мне, а с какими куклами мы сегодня познакомились? (показываю цветовую модель времён года)
Осень-
Зима-
Весна-
Лето-
- Какая кукла больше всего понравилась? Почему?