Татьяна Каменюк
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Мы друзья природы» в младшей группе
▼ Скачать
Конспект ООД «Мы – друзья природы»
младшая группа
Цель: учить детей основам безопасного взаимодействия с природой, правилам поведения в лесу.
Задачи:
Социально-коммуникативное развитие:
учить детей правильно вести себя в природе, бережно относиться к растениям, животным, ухаживать за ними; показать детям, в какие беды попадают дикие животные из-за людей, загрязняющих природу; побуждать детей помогать животным, попавшим в беду; воспитывать любовь к природе, отзывчивость.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим „Мы друзья природы“ в младшей группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Познавательное развитие :
расширять представления детей о лесе и его обитателях; вызывать интерес к природе и к проблеме ее охраны, развивать познавательный интерес, формировать правила безопасного поведения в природе.
Речевое развитие:
упражнять детей в отгадывании загадок; воспитывать желание и умение слушать художественные произведения, активизировать словарь детей (помощь, забота, лесные жители, беда, несчастье); помогать доброжелательно общаться друг с другом.
Художественно-эстетическое развитие:
развивать эстетическое восприятие, обращать внимание детей на красоту объектов природы (растения, животные); воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку.
Физическое развитие:
стимулировать двигательную активность детей в процессе образовательной деятельности; формировать понимание взаимосвязи между элементарными навыками поведения в природе и здоровьем человека.
Оборудование: напольная кукла лисы, знаки: «правила поведения в природе», магниты. Телефон, медицинские принадлежности, магнитофон, запись песни «Песенка друзей». Различный мусор: бумажки, фантики, пластмассовые бутылки, пробки, и т. п., пакет с ручками.
Предварительная работа:
- беседа о природе леса, о диких животных,
-рассматривание иллюстраций,
-наблюдение за деревьями,
- рассматривание альбома «Правила поведения в природе»,
-чтение рассказа В. Бианки «Холодно в лесу зимой»,
-слушание фонограммы «Звуки леса».
Ход:
В игровой комнате раздается телефонный звонок. Воспитатель отвечает по телефону и выясняется, что срочно нужен Айболит. В лесу несчастье, поранилась лиса. Воспитатель предлагает детям отправиться в лес и помочь лисичке. Путешествие на волшебном поезде под фонограмму «Песенка друзей». Дети образовывают поезд и едут в лес. На пеньке сидит пораненная лиса. (Несколько елок, пенек и напольная кукла лисы, на лапе ранка от стекла).
Воспитатель: Что случилось? Почему ты стонешь? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, давайте поможем лисичке, окажем первую помощь. Давайте воспользуемся медицинской сумочкой Доктора Айболита.
Дети оказывают помощь (смазывают рану йодом, заклеивают пластырем, жалеют и вытирают слезы лисе).
Лиса: Спасибо, ребятки. Вы мне очень помогли от беды меня спасли.
Воспитатель: Лисичка, расскажи, что с тобой произошло?
Лиса: Гуляла я по лесу и наступила на что- то ужасное. Оно вонзилось мне в лапу. Шагу ступить не могла. Спасибо цапле, клювом вытащила острый осколок от бутылки, а кровь текла. Лапа до сих пор болит, еле хожу. Мне пришлось звонить Доктору Айболиту, но он никак не отвечал, но тут вы мне повстречались и я обрадовалась.
Воспитатель: Ребята, что бы не случилось беды с лесными жителями, давайте рассмотрим знаки и составим по ним правила поведения в природе.
-Что нужно делать с мусором? Можно ли его оставлять на лесной полянке?
-Почему не нужно срезать и ломать ветки? Как помочь раненому деревцу?
-Можно ль срывать цветы? А что можно делать с цветами? (Рассматривать, нюхать, рисовать.)
-Почему нельзя разрушать муравейник? Что чувствуют муравьи, когда человек нарушает их жилище? А что можно сделать полезного для охраны муравейников (ответы детей)
-Разложите на один стол карточки - как можно поступать в природе, а на другой – как нельзя.
Воспитатель: Лисонька посмотри, как ребята знают правила поведения в лесу. (Лиса рассматривает, даёт положительную оценку)
Воспитатель: Дети, давайте эти карточки возьмем к нам в детский сад и расскажем остальным детям и родителям про эти правила.
- Ребята посмотрите, какая здесь полянка. Наверное, лиса здесь гуляла и поранила лапу. Здесь отдыхали люди, которые не знают, как надо вести себя в природе. Что мы можем с вами сделать, чтобы не пострадали другие животные? (ответы детей). Давайте уберемся на опушке (складываем мусор в пакетик) Лисичка очень довольная, что мы убрались на полянке, теперь никто не поранится. Лисичка прощается и уходит в лес.
Воспитатель: Вот мы убрали поляну, и попали с вами в гости к лесным зверям. Вы знаете, кто живет в лесу? Я загадаю загадки, а вы мне подскажите, кого же мы можем встретить в лесу.
Летом мед ел и малину,
Чтобы сытым спать всю зиму.
Тише, дети! Не шуметь!
Пусть спокойно спит. (медведь)
Он в лесу дремучем рос,
Серой шерстью весь оброс.
В зайцах вкусных знает толк
Злой голодный серый. (волк)
У него иголочки,
Как в лесу на елочке.
Зверя лучше не тревожь!
Он колючий. Это. (еж)
Лапки у него и уши
Словно сделаны из плюша.
Знает девочка и мальчик —
Любит есть морковку. (зайчик)
Эта рыжая плутовка
Может влезть в курятник ловко,
С петушком в лесок умчится.
Как зовут ее? (лисица)
Воспитатель: Пусть звери спокойно живут в лесу. Мы помогли лисичке, очистили поляну, а теперь нам на нашем волшебном поезде пора обратно в детский сад (сопровождение магнитофона).
Воспитатель: Что нового мы узнали? (ответы детей)Давайте наши волшебные карточки прикрепим на доску, чтобы все могли посмотреть и научиться, как вести себя в природе. Мусор, какой мы собрали на поляне, мы выбросим в контейнер, когда пойдем гулять.
Вот и небо посветлело
Землю солнышко пригрело,
Из-за гор, из-за морей
Мчатся стаи журавлей,
Ручейки в лесу поют,
И подснежники цветут,
Пробудилось все от сна –
Это к нам пришла …
Дети: Весна!
Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами отправимся в весенний лес. Где нас ожидает много интересного. Но для того, чтобы отправиться в путь нам нужно произнести волшебные слова.
«Собрались все дети в круг,
Ты мой друг и я твой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся».
«Повертелись. Покружились
И в лесу мы очутились».
Здравствуй, лес. Дремучий лес Полный сказок и чудес! Все открой, не утаи, Ты же видишь мы – свои!
- Лес наш необычный, он волшебный — а это еще интересней. В лесу есть свои правила и законы. Животные все их соблюдают, а вот человек иногда их нарушает. А вы знаете правила поведения в лесу? Я буду вам говорить, как ведут себя некоторые люди в лесу, а вы будете определять правильность ответами «Да» и «Нет».
1. На полянке посидели,
Все попили и поели,
А потом пошли домой -
Мусор унесли с собой! Правильно?
2. Можно по лесу гулять
Ветки с дерева ломать? Правильно?
3. Девочки цветочки рвали
И в веночки заплетали.
А полянка вся пуста —
Не осталось ни цветка! Правильно?
Воспитатель: Ребята, а какие деревья растут в лесу? (дуб, береза, ель) Предлагаю вам игру «С какого дерева листочек».
Ход игры. Дети по очереди достают из «чудесного мешочка» картинки с изображением листочка. Ребенок должен назвать, с какого дерева упал листочек.
Опытно-экспериментальная деятельность: «Тонет – не тонет»
(провести опыт с сухими листьями и водой)
Воспитатель: Молодцы, правильно назвали все деревья, с которых упали листочки. Мы отправляемся дальше путешествовать по нашему волшебному лесу.
Зашагали ножки - топ, топ, топ,
по большой дорожке топ, топ, топ.
Ну-ка веселее топ, топ, топ, топ,
вот как мы умеем - топ, топ, топ.
Воспитатель: Вот мы с вами на лесной поляне. Посмотрите, какая грязная поляна, что же здесь произошло?
Люди мусор раскидали,
За собою не убрали,
Все цветы завяли, Бабочки пропали…
- Ребята, давайте наведем порядок на поляне, и тогда снова полянка расцветёт, и на неё прилетят красивые бабочки!
Проводится игра «Убери мусор»
- Видите, как красиво в лесу? Какая чистая полянка, ни одной бумажки, ни одной поломанной ветки. В лесу нельзя сорить, это дом лесных зверей. Его нужно беречь и охранять. Вот мы убрали поляну и попали с вами в гости к лесным зверям. Вы знаете, кто живет в лесу (лиса, заяц, медведь, белка)
Воспитатель: Пусть звери спокойно живут в лесу. Ну, а мы отправляемся дальше
Зашагали ножки – топ, топ, топ,
по большой дорожке топ, топ, топ.
Ну-ка веселее топ, топ, топ, топ,
вот как мы умеем – топ, топ. Топ.
Воспитатель: Ой, дети еще одна полянка. Это цветочная поляна. Ой, а где же цветы? Цветы никак не могут проснутся потому, что я забыла как они называются. Я думаю, вы ребята напомните мне название цветов. (одуванчик)
Воспитатель: Правильно, одуванчик. (трем детям раздаются картинки цветка одуванчик) Дети, а какого они цвета? (желтого)
- Правильно, жёлтого. Женя сколько у тебя цветочков? (один) А у тебя Карина? (один)
А у Паши сколько цветочков? (один)
У вас у всех по одному цветку, а если мы подойдём поближе друг к другу и вытянем руки вперед (дети образуют плотный кружок и протягивают руки друг к другу, сколько получилось всего цветочков (много)
- Правильно, много. А теперь давайте понюхаем, наши цветы как они пахнут.
Физкультминутка – дыхательная гимнастика: «Аромат цветов»
Воспитатель: через нос делаем спокойный вдох, задерживаем дыхание и медленно выдыхаем «Ах-ах!»
- Молодцы! Дети, давайте мы все наши цветочки оставим на полянке, и она превратится в самую солнечную поляну в этом лесу. (дети выкладывают цветы на поляне)
Воспитатель: Дети посмотрите, какая красивая поляна у нас получилась. А на что похожа, стала поляна (на солнышко)
- Правильно на солнышко.
«Уронило солнце лучик золотой
Вырос одуванчик первый, молодой
У него чудесный золотистый цвет
Он большого солнца маленький портрет»
Воспитатель: Дети посмотрите, как в лесу стало красиво, светло и тепло. Мы с вами разбудили ото сна весенний лес. За то, что вы помогли мне разбудить лес, жители леса приготовили для вас гостинцы.
А теперь нам пора возвращаться в детский сад.
Дети, а чтобы вернуться в детский сад, давайте вспомним волшебные слова,
«Собрались все дети в круг,
Ты мой друг и я твой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся».
«Повертелись. Покружились (звучит музыка, дети кружатся)
И в детском саду мы очутились»
Воспитатель: Понравилось вам путешествовать? Дети сколько добрых дел мы сегодня с вами сделали. Солнышко разбудили, деревья разбудили, животных, и цветочки тоже разбудили, убрали мусор. Вы у меня молодцы! А сейчас мы с вами пойдемте в группу, и я вас угощу гостинцами.