Надежда Куценко
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Волшебный мир цветов»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по теме : «Волшебный мир цветов» с применением информационно – коммуникативных технологий и использованием коррекционных технологий.
Цель : познакомить учащихся с волшебным миром цветов.
Задачи:
• рассказать о том, как происходят названия цветов, где растут эти цветы, как выглядят;
• расширить кругозор детей;
• развивать память, словарный запас учащихся;
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Волшебный мир цветов“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Конспекты занятий
- Темочки
• прививать любовь к природе, воспитывать бережное отношение к природе и окружающему нас миру.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, цветная бумага, клей, кисточки.
Ход занятия.
1. Определение темы занятия из стихов - слайд 3
"Любви к природе нечего стыдиться.
Её, как солнце, в сердце не гаси.
Будь человеком! Дай цветку напиться,
И дерево от гибели спаси! "
2. Вступительная беседа. (слайд 4)
Все может родная природа: может накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Поэтому святая
обязанность охраны природы ложится на плечи тех, кто ест хлеб, пьёт воду, любуется её красотой.
3. Объявление темы занятия. (слайд5)
Сегодня мы заглянем в волшебный мир цветов. Природа щедро одарила землю цветами. Гладь озёр она разукрасила кувшинками. Луга и леса она осыпала ромашками и ландышами. Скромными маками украшены суровые северные острова. К вершинам гор она забросила эдельвейсы!
4. Основная часть:
а) А задумывались ли вы когда- нибудь, почему такие названия у цветов? Чтобы разгадать секреты названий, надо внимательно приглядываться к растениям, наблюдать за ними, расспрашивать взрослых о местах, где они растут, об их внешнем виде.
Большими помощниками в этом для вас станут книги М.
Пришвина, Соколова - Микитова, Бианки, Скребицкого,
Сладкова.
б) А теперь посмотрим, что нам расскажут названия некоторых лесных и полевых цветов.
1.)
У заснеженных кочек, под белой шапкой снеговой
Нашли мы цветочек, полузамезший, чуть живой.
(Подснежник.) (слайд 6)
- Почему у самого первого весеннего цветка такое название?
2.) Чтение статьи о подснежнике Соколова- Микитова (цепочкой).
Текст №1. (слайд 7)
Подснежник.
Почему у самого первого весеннего цветка такое название — подснежник? Вот что пишет о подснежнике Иван Сергеевич Соколов- Микитов: "Еще не растаял в глубоких оврагах снег, а уже цветут под деревьями, белым и голубым ковром расстилаются подснежники, первые веселые цветы нашего лета ".
Какой же общий признак есть в названии этого цветка и в
том, где он растёт?
С чем сравнивает Соколов- Микитов цветение подснежника?
Текст №2. (слайд 8)
1.) Есть названия, которые указывают на время. Познакомимся с одним таким цветком. Его название вы узнаете из такого разговора.
2.) Чтение текста о бессмертнике (в лицах).
Бессмертник.
- И незабудки отцвели, и гвоздики отцвели, и колокольчики
отцвели. Совсем нет на полях и лугах цветов.
- Аи, есть! Вот стоит, голубой! До сих пор цветёт, до сих
пор растёт!
- Не расту я. И не цвету.
- Ну как же: вон корзиночка распустилась.
- Она еще в прошлом году распустилась.
- Не может быть! Что же ты с прошлого года так и
Красуешься?
- А чего мне. Я — бессмертник!
/Э. Шим. /
- Что узнали о бессмертнике?
- Почему у цветка такое название (ответы детей)
3.) Бессмертник, будь он синий, желтый, розовый или красный, красуется долго, стоит гордо и днем и ночью. Только не летят к нему насекомые: он уж высох, распустившись в прошлом году.
4.) А это что за цветок? (слайд 9)
То фиолетовый, то голубой,
Он на опушке встречался с тобой.
Звонким названием он наделён.
Посмотришь - подходит название это,
Но никогда нам не слышался звон
Из голубого лесного букета.
(Колокольчик.)
— По каким признакам догадались, что это колокольчик?
(по сходству внешнего вида с колокольчиком.)
— Это мы не услышали звона. А вот Г. Поташникова услышала его.
2.) Чтение рассказа Г. Поташниковой „Колокольчик ".
( - групповая работа: чтение друг другу вполголоса,
- чтение вслух /"дождиком " слова капелек и птиц хором. /)
Текст №3. (слайд 10)
Колокольчик.
Растёт в лесу цветок, голубой, как небо, и такой голубой, что каждое утро в нем собирается, как в чашечке. Капля за каплей, капля за каплей — полный цветок. И тогда тоненький стебелёк наклоняется, и чашечка опрокидывается.
Кап — кап, динь- динъ — звенят капельки, ударяясь о траву.
Птицы слышат это и начинают щебетать.
— Утро, утро наступило!
А цветок роняет капли и звенит, как колокольчик. Будит стрекоз
и бабочек.
Так его и называют — колокольчик. Да он и похож на него.
/Г. Поташникова. /
Текст № 4. (слайд 11)
А вот еще интересное растение НЕДОТРОГА, которое
получило своё название за
1.) Чтение рассказа Ю. Дмитриева.
Недотрога.
Растение НЕДОТРОГА получило такое название за своё поведение. Вот что пишет Юрий Дмитриев: "На берегу ручья было сыро и росли какие-то растения с желтыми цветами. Кроме цветов, на этом растении висели маленькие плодики, похожие на бутылочки. Стоит дотронуться до бутылочки, как слышится слабый выстрел. И в руке окажется пучок зеленых стружек. Это "стреляющее "растение называется НЕДОТРОГА. Ведет оно себя так неслучайно. В бутылочках находятся семена этого растения. Как только кто- нибудь заденет бутылочку, она "взрывается" и семена летят в разные стороны. Недотрога "побеспокоилась " о том, чтобы на будущий год появилось потомство ".
/Ю. Дмитриев. /
За что растение получило своё название?
Текст № 5.
1.) Каждое растение в природе беспокоится о своем
потомстве. Вот еще одно из них.
2.) Рассказ ученика. (слайд 12)
Красивы? Конечно! До самого горизонта ходит от ветра рожь, и среди желтых огромных волн — голубые всплески! Васильки! Цвет чистого неба и глубины реки вобрали они в себя. Но не только красив синий василёк, пользы человеку он тоже может приносить немало. Это растение лекарственное, медоносное и красильное.
- А кто скажет, как распространяются семена васильков?
- Не поверите, но они ползают. Семена васильков по форме
напоминают ржаные зерна с маленькими "хохолками " из белых волосков. Когда "хохолки" намокают, становятся короче, а когда высыхают -растягиваются. На волосках есть зазубринки, цепляющиеся за почву. Так с помощью хохолков и ползают семена васильков. А пройдет время, и станут синими цветами.
- У цветов есть названия, которые появились по сходству
с другими, знакомыми нам предметами. По семенам узнаем названия цветов.
Гвоздика, ноготки. (слайд 13)
Семена гвоздики напоминают маленькие гвоздики, а семена ноготков — птичьи ноготки.
Среди цветов есть и такая группа, где собраны названия, которые показывают какое-то сходство цветка.
а). Лютик (иллюстрация). (слайд 14)
Почему ему дали такое название?
Опишите его. Подберите родственные слова.
Лютик: лютый, лютовать, разлютовался.
(Желтенький, приятный цветок оказывается ядовитым, злым, лютым. Народ давно подметил это качество и
назвал цветок ЛЮТИКОМ.)
б). Или еще (слайд 15)
Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок,
На него подуй слегка,
Был цветок — и нет цветка.
(Одуванчик).
— Упоминается ли в загадке признак, по которому назван
цветок?
— Что это за признак?
Родственные слова: подуй, дуть, одуванчик, сдувать.
в) Вот видите, сколько открытий мы сегодня сделали.
Сейчас вы прочитаете о человеке, который написал много книг, и каждая из них несет все новые и новые открытия.
г) Чтение учащимися статьи о М. М. Пришвине из его
книги "Вася Весёлкин ".
Что необыкновенного в биографии этого человека?
(слайд 16)
Стала ли природа другом М. Пришвина?
- Каким становится человек, когда у него появляется
настоящий друг?
- Почему Пришвин любил природу?
ЛЮБИТЬ ПРИРОДУ- ЗНАЧИТ ЗНАТЬ ЕЁ.
Будучи еще мальчишкой Пришвин прислушивался и
присматривался ко всему, что его окружало, и природа ему открывала свои тайны.
д) Чтение рассказа "Золотой луг".
- Какие открытия сделал Пришвин?
- С чем сравнивал Пришвин " поведение " одуванчиков?
е) А теперь ваши открытия. (слайд 17)
Слушайте пьесу П. И. Чайковского "Вальс ".
- Какие цветы танцуют вальс? Опишите некоторые из них (ромашки, васильки, маки).
ж) Загадки, объяснить названия.
- Что запомните на всю жизнь?
- Как будете беречь цветы?
5. Заключительное слово учителя. (слайд 18-23)
Давай пройдемся медленно по лугу,
И" здравствуй" скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, рвать или срезать,
А чтоб увидеть "добрые их лица"
И доброе лицо им показать.
Будь человеком! — безмолвно обращаются к нам ромашки — любимые цветы А. П. Гайдара: (слайд 24)
До чего люблю ромашки, повторяя Гайдар негромко. И похожи все на солнце, и к нему устремлены и белые березы и тихие клены.
Да разве только они! В журчании речных вод, в пении птиц можно расслышать этот призыв. Будь человеком человек и сделай все возможное и невозможное для того чтобы сберечь и сохранить красу для грядущих поколений. (слайд 25)
5. Физминутка «Волшебный цветок».
6. Самомассаж подушечек пальцев – подготовка к работе.
7 .Изготовление коллективной аппликации «Букет ромашек» по серии картинок. (за круглым столом). Осуществление контроля за соблюдением правил безопасности при работе с ножницами и изготовлением аппликации. Звучит тихая музыка «Мелодии весны».
8. Итог: Вот и подошло к концу наше занятие. Почему занятие названо «Волшебный мир цветов»? Что нового вы узнали о цветах? Назовите правила поведения в природе? (ответы детей)
Список используемой литературы
1. Козлова М. А. Я иду на урок в начальную школу. Чтение. Часть 2. – М. : Издательство «Первое сентября», 2002
2. Кутявина С. В. Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению. 4 класс. М. : «ВАКО»,2006