Акимова Екатерина
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Зимующие птицы»
▼ Скачать
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе.
Цель: Расширить знания детей о многообразии зимующих птиц и их значении для природы.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Образовательные задачи: Уточнить знания детей о значении природных условий для жизни птиц. Развивать умение находить взаимосвязь в природе. Совершенствовать умение детей узнавать птиц по их описанию, а также закрепить знания о видах кормушек и о кормах, используемых для подкормки зимующих птиц.
Развивающие задачи:
Развивать внимание, логическое мышление, память, речь, любознательность к окружающему вокруг.
Воспитательные задачи:
Воспитывать любовь к природе, доброе и бережное отношение ко всему живому.
Оборудование к занятию :
Иллюстрации зимующих птиц : воробей, синица, дятел, снегирь, сорока, ворона.
Иллюстрации различных видов кормушек.
Виды кормов.
Предварительная работа:
Наблюдение за зимующими птицами на прогулке, на экскурсиях в парке, беседы о птицах на занятиях по развитию речи, рисовании.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
1. Вводная часть.
Воспитатель:
Заколдован невидимкой,
дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
повязалася сосна. (С. Есенин)
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по зимнему лесу.
2. Основная часть.
Воспитатель: Мы поговорим о птицах, которые с нами проводят зиму.
А может кто-то знает, как они называются?
Дети: зимующие
Воспитатель: Молодцы, правильно.
А скажите пожалуйста, а для чего нужны птицы в природе?
Дети: Создают красоту природы. Являются санитарами леса.
Воспитатель: Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день, особенно, когда вдруг блеснет солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев. И вот среди белоснежных хлопьев на ветвях мы видим необыкновенные «цветы».
Это…птицы зимнего леса. Вы наверняка их знаете и легко узнаете по описанию.
Игра «Угадай по описанию».
Воспитатель: Угадайте птицу.
-Маленькая, подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, короткими округлыми коричневыми крыльями. В холодную пору эти птицы, сидят плотно прижавшись друг к другу нахохлившись.
Дети: Воробей.
На мольберт выставляется иллюстрация воробья.
Воспитатель: Молодцы, следующая.
Это красивая птица, у неё на голове черная шапочка, щёки белые, крылья и хвостик серые, спинка желто-зелёная, а брюшко – жёлтое.
Хоть поменьше воробья,
Не боюсь зимы и я,
Всем известная вам птичка.
А зовут меня …
Дети: синичка.
На мольберт выставляется иллюстрация синицы.
Воспитатель: Слушаем следующее описание.
У этой птицы красивое пё строе оперение: верх тела-черный, на голове и шее белые пятна, хохолок на голове красное оперение, клюв прочный и острый.
В красной шапке птица ходит,
И в коре жуков находит.
Это давний мой приятель,
А зовётся птица…
Дети: дятел.
На мольберт выставляется иллюстрация дятла.
Воспитатель: следующая загадка-описание.
У этой птицы верх головы, крылья, хвост-чёрные, спинка голубовато-серая, а брюшко красное, клюв чёрный и короткий.
Кто сидит в тенистом парке
На рябиновых ветвях?
Красногрудый, в чёрной шапке,
Сзади крылышки блестят.
Весь напыщенный и важный,
Как из дальних стран визирь.
Знают все и знает каждый,
Что зовут его…
Дети: снегирь.
На мольберт выставляется иллюстрация снегиря.
Физкультминутка.
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку,
И с дорожки- на плетень,
Тири- тири, тень-тень, тень.
Воспитатель: ещё одна загадка.
Голова, крылья, хвост у этой птички -чёрные, а по бокам белоснежные перышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый.
Кто приносит на хвосте
Много разных новостей?
Всем расскажет всё до срока
Белобокая…
Дети: сорока.
На мольберт выставляется иллюстрация сороки.
Воспитатель: молодцы, вы справились и с этой загадкой.
Слушаем последнюю.
У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий и большой. Голова, крылья и горло – чёрные, а остальное тело серое.
Сильная, большая птица
Даже кошки не боится.
Очень важная персона
Чёрно-белая…
Дети: ворона
На мольберт выставляется иллюстрация вороны.
Воспитатель: Ну вот вы отгадали всех птиц, о которых мы сегодня с вами поговорим.
Воробьи спокойно переносят холод. Когда им холодно, они прячут одну лапку в пушистое оперение своего брюшка, а на другой ноге стоят. Чаще воробьи сидят прижавшись друг к другу, нахохлившись.
Синицы очень подвижные птицы. Перелетая с ветки на ветку, они подвешиваются к ним вниз головой, качаются и держатся на самых тонких веточках. В этом им помогают их длинные и острые когти.
В лесах также встречаются дятлы. Они- украшение наших лесов. Дятел-труженик. Расклюёт дятел шишку и летит за новой, поэтому за ним часто летает стайка синичек и маленьких птичек.
Снегири-нарядные птицы. Они дружат небольшими стайками, 7-10 птичек. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку. С приходом темноты, вся стайка улетает на кусты или деревья, где и ночует.
Сорока ловкая, подвижная, суетливая птица, вместе с воронами и галками переселяется на зиму ближе к жилью людей.
-Ребята, а как вы считаете, что для зимующих птиц страшнее ХОЛОД или ГОЛОД? Почему?
Дети отвечают по очереди.
Воспитатель: В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзнут. Поэтому необходимо им помогать в трудное для них время.
Послушайте стихотворение и расскажите о чём оно.
Покормите птиц зимой,
Бросьте горстку крошек,
И пускай снуют порой
Стайки у окошек.
Бросьте горсточку зерна.
Много им не надо.
И зима не так страшна будет для крылатых.
Им не дайте в лютый час
Гибнуть от болезней,
И весна одарит вас
Праздничной их песней.
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте рассмотрим с вами разные виды кормушек.
Какая из них самая удобная и наиболее удачная? Почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Кормушки надо развешивать в местах, спокойных для птиц и доступных для того, чтобы своевременно подсыпать в кормушку корм. Необходимо надёжно закреплять кормушки, чтобы под весом птиц они не упали.
Для различных видов птиц нужны различные корма. Для птиц, которые прилетают к нашим кормушкам, необходимо корм готовить заранее.
Семена подсолнуха едят - синицы, голуби.
Семена дыни и тыквы все птицы, кроме синиц.
Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей.
Хлебными крошками питаются все птицы.
Сырое сало любят дятлы.
Вы хорошо запомнили, кто чем питается зимой?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда поиграем в такую игру.
Игра «Определи корм».
С завязанными глазами ребёнок должен определить корм и вспомнить, кто им питается. В игре участвует 4-6 человек. Кто правильно назвал корм и птицу, которая им питается, тот и становится победителем.
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Молодцы! И в заключении нашего занятия послушайте стихотворение.
С утра и до позднего вечера,
Освоив полянки страниц,
Хозяйствует в книжке доверчиво
Раздольная музыка птиц,
А может быть, с этого времени
Наступит иная пора-
И станет ли птичьего племени
Милее ещё детвора!
Порадуют снова пернатые
Речами и сердце, и слух,
И крепче подружат с юннатами
Речушка, и роща, и луг.
От неба до мира подводного
Давайте ж, как Родины речь,
Умом и душой благородною
Здоровье планеты беречь!
Единое многообразие
Мы будем ценить неспроста,
Любя и Европу, и Азию,
И наши родные места.
- Ребята, по первым буквам строк этого стихотворения мы можем прочесть фразу. «СОХРАНИМ ПРИРОДУ ЗЕМЛИ».
Всем спасибо за участие в занятии!
На досуге мы с вами поиграем в малоподвижную игру с мячом «Птицы и природа».