Наталья Азоркина
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Зима».
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
познавательное развитие посредством формирования у детей, знаний о сезонных изменениях в природе, связанных с зимним периодом.
Задачи:
1. Уточнить и расширить представления детей о зиме, о снеге.
2. Побуждать детей анализировать, делать выводы, грамотно формулировать свой ответ.
3. Развивать логическое мышление, сообразительность, фантазию во время отгадывания загадок.
4. Вызвать у детей положительные эстетические чувства и эмоции во время прослушивания музыкальной композиции.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему „Зима“,» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
5. Способствовать активному и доброжелательному взаимодействию детей с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
6. Продолжать совершенствовать умение рисовать карандашами. Развивать фантазию, умение передавать задуманный узор на бумаге.
Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Форма организации: фронтальная.
Оборудование:
картинки с признаками зимы; картинки: сугроб, метель, иней, узоры на стекле, снежинки, рыбы под толщей льда; для рисования: цветная бумага (черная или фиолетовая, белый карандаш, муз. композиция «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.
Ход занятия.
Воспитатель:
Здравствуй, гостья — зима!
Просим милости к нам,
Песни севера петь по лесам и степям.
Есть раздолье у нас — где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам и ковры расстилай.
Нам не стать привыкать, —
Пусть мороз твой трещит,
Наша русская кровь на морозе горит!
Воспитатель:
Ребята, вы рады зиме? А что вам больше всего нравится делать зимой?
Давайте рассмотрим иллюстрации и поговорим о признаках зимы. Чем зима отличается от других времен года?
Ребята:
Небо серое, солнце светит мало. Если светит - то не греет.
Все кругом покрыто белым покрывалом- снегом.
Люди одели теплую одежду - на улице стало холодно.
Звери в лесу сменили легкие шубки на теплые, зимние. Некоторые звери впали в спячку.
Зимующим птицам холодно и голодно. Они прилетают ближе к жилью человека.
Воспитатель:
Сколько месяцев длится зима? Назовите зимние месяцы? (Ответы детей.)
Воспитатель:
Ребята, а вы знаете, почему наступает зима? (Ответы детей.)
Потому что Земля, наша планета, в это время года так наклонена к Солнцу, что на нее попадает меньше солнечных лучей, а следовательно, она получает меньше тепла и света. Поэтому понижается температура, дни становятся короче, а ночи длиннее.
Воспитатель:
Почему зимой идет снег? Откуда он берется? (Ответы детей.)
Зимой, когда холодно, капельки воды в облаках замерзают и превращаются в снежинки. Поэтому зимой идет снег, а в теплое время года – дождь.
Воспитатель:
Давайте рассмотрим снежинки.
Одинаковые они? Чем они отличаются? (Ответы детей.)
Все снежинки разные: есть шестилучевые звезды, игольчатые батареи, пушинки, пластинчатые ежи, снежинки-запонки. Форма снежинок сильно изменяется в зависимости от погоды. В безветренный морозный день снежинки падают медленно, они крупные, блестящие, похожие на звездочки. Они падают по одной, поэтому их легко рассмотреть, поймав снежинку на рукавичку. При слабом морозе снежинки похожи на мелкие шарики, поэтому говорят, что идет «снежная крупа». А при сильном ветре идет сплошная «снежная пыль» - это ветер обломал у снежинок их красивые лучи. В сильный мороз снег хрустит под ногами – это ломаются от нашей тяжести лучики снежинок, которые от мороза стали хрупкими, ломкими. Когда нет мороза, снег падает хлопьями. Эти хлопья состоят из множества слипшихся снежинок.
Воспитатель:
Как называется ветер со снегом? (Ответы детей.)
Метель- это снежная буря. Сильный ветер поднимает вверх отдельные, похожие на крупу снежинки. Иногда метель бывает такой сильной, что ничего вокруг не видно.
Воспитатель:
Как называется снег, который образуется на веточках деревьев, после небольшой оттепели? (Ответы детей.)
В мороз на траве или на деревьях образуются кристаллики льда. Иногда иней бывает такой белый, что его можно принять за снег.
Воспитатель:
Как называются расписные окна зимой? (Ответы детей.)
В сильный мороз на окнах часто образуются красивые узоры. Эти узоры разные: одни похожи на листья папортника, их называют «Сад Деда Мороза», другие похожи на лесную сказку.
Физминутка «Прогулка»
Раз, два, три, четыре, пять
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
На катке потом катались,
А ещё в снегу валялись,
Все в снегу домой пришли,
Съели суп и спать легли.
Воспитатель: Молодцы, ребята, как много вы знаете о зиме. А
загадки отгадывать умеете? (Ответы детей.)
Воспитатель:
Мягкий он, а не подушка.
Белый он, а не пушок,
Он холодный, как лягушка,
А согреешь - ручеек. (снег)
Покружилась звездочка
В воздухе немножко.
Села и растаяла
На моей ладошке. (снежинка)
Кто, угадай, седая хозяйка:
Тряхнет перинки - над миром пушинки. (зима)
Кто мостит на реке мосток
Без топора, без гвоздей, без досок? (мороз)
И не снег, и не лед,
А серебром зимой деревья уберет. (иней)
Дидактическая игра с мячом «Подбери нужное слово»
Воспитатель:
Какие слова можно сказать про зиму, какая она?
Ребята:
Снежная, вьюжная, морозная, холодная, суровая, мягкая, белая и т. д.
Воспитатель:
Какой бывает снег?
Ребята:
Белый, пушистый, холодный, искристый, сверкающий, серебристый, хрустящий, мягкий и т. д.
Воспитатель:
- Какая бывает снежинка?
Ребята:
Легкая, воздушная, ажурная, прозрачная, резная, красивая, белая и т. д.
Воспитатель:
Сегодня мы много говорили о зиме, о снежинках. Послушайте стихотворение:
Снежинки пуховые,
Веселые, живые!
Вы кружитесь, мерцаете
В молчании лесном.
И землю устилаете
Блестящим серебром!
Воспитатель:
Я предлагаю вам изобразить снежинки на цветной бумаге белым карандашом.
- Дети по образцам, прикрепленным на мольберте, выполняют работу, изображая снежинку по всему листу бумаги разными способами (по выбору).
Работа выполняется под музыкальную композицию «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.
Готовые рисунки ребята прикрепляют на доску.
Воспитатель:
Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?
Что нового вы узнали? Что больше всего понравилось?