Корнелюк Ирина Николаевна
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «В волшебном лесу»
Цель:
Знакомить детей с понятиями трудиться, работать, зарабатывать. Объяснить разницу между этими понятиями. Что трудиться – это делать, созидать для себя, на благо своей семьи. Работать и зарабатывать – это трудиться на кого – то, получать плату или вознаграждение за свою работу.
Задачи:
Образовательные:
• Знакомить детей с понятиями трудиться, работать, зарабатывать.
Развивающие:
• Формировать умения ответственно относится к порученному заданию.
• Формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества.
Воспитательные:
• Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.
Материалы и оборудование.
Игрушки: сова, медвежонок, белочка, ёжик, компьютер, информационный носитель с презентацией, мультимедийный проектор или телевизор.
Ход занятия.
Вводная часть.
Воспитатель:
Труд – это основа жизни и наилучшее нравственное и физическое лекарство. Любой труд – это хорошо, плохо – сидеть без дела. Следует приучаться к труду с раннего детства: самостоятельно одеваться, убирать постель, умываться, содержать в порядке свои игрушки и вещи, убирать за собой посуду и прочее. Необходимо уважительно относиться к труду своих родителей и близких, следует помогать им и старательно выполнять порученные задания.
Основная часть.
Воспитатель:
Дети, посмотрите, к нам в гости пришли лесные жители. Давайте познакомимся с ними.
Воспитатель показывает детям игрушки.
Это сова Мудрая голова, это белочка Попрыгушка, это ёжик Колючка, а это медвежонок Топтыжка.
Лесные жители:
Здравствуйте, ребята! Как у вас здорово!
Ответы детей:
Сова:
Ребята, меня зовут Мудрая голова и я живу в волшебном лесу, где все звери умеют разговаривать. Я очень люблю порядок. В нашем лесу все трудятся: делают заготовки на зиму, убираются. Да-да, лес тоже надо чистить: убирать старые ветки, подметать тропинки. А вы знаете, что такое трудиться?
Ответы детей:
Сова:
Посмотрите на муравьёв и на пчёл – все они трудятся. Пчёлки собирают нектар с цветов, делают мёд, а муравьи строят муравейники, в которых удобно жить.
Воспитатель показывает слайд №1, на котором изображены пчёлы, собирающие нектар и муравьи, которые несут веточки к своему муравейнику.
Медвежонок:
А я, ребята, люблю играть и веселиться с друзьями-зайками. Ещё люблю мёд и малину.
Слайд№2. Медвежонок собирает малину.
Сова:
Медвежонок тоже трудится, когда собирает спелую малину. А вы, ребята, трудитесь?
Ответы детей:
Сова:
Трудиться – это значит заниматься каким – либо делом, прилагать усилия, чтобы что-то создать. Труд доставляет радость, приносит приятную усталость от того, что делаем, и от того, что получилось в результате. Нарисовал картинку, повесил на стену и любуешься ею; смастерил игрушку и с удовольствием играешь; вырастил цветок и вдыхаешь его аромат.
Медвежонок:
Ребята, а что значит работать? Что люди делают на работе? Наверное, они занимаются чем-то приятным – играют, поют песни, танцуют, едят, спят, кувыркаются. Дети, как вы думаете, зачем люди работают?
Ответы детей:
Сова:
Работать – значит тоже заниматься каким либо делом, но не потому что хочется, а потому, что так надо. Например, посуду помыть не хочется, но надо помогать маме, одеваться не хочется, но раздетым не пойдёшь гулять. А ещё работают потому, что необходимо получить вознаграждение, плату. Работа – это труд, за который платят или дают вознаграждение. Любую работу надо делать хорошо. Работа – это обязанность, а труд – это творчество, свободная деятельность.
Медвежонок:
После сильной грозы я едва выбрался из берлоги – весь вход был завален сломанными ветками. Мне пришлось ветки убирать и складывать в большую кучу рядом с берлогой. Ребята, я работал?
Ответы детей:
Сова:
Да, Топтыжка, ты работал, потому что был вынужден расчистить вход в берлогу. Если бы ты этого не сделал, так и сидел бы внутри или снаружи до сих пор.
Медвежонок:
А что такое «зарабатывать?» Мне мама сказала, что если я не буду слушаться, то заработаю подзатыльник… Получается, что, когда работаешь, подзатыльники зарабатываешь?
Ответы детей:
Сова:
Зарабатывать – значит получать что-то за свою работу, за свою деятельность: вознаграждение или плату.
Воспитатель:
Дорогие гости и ребята, а сейчас я предлагаю вам прослушать пословицы и угадать, какие из них о труде, а какие о лени.
• Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.
Ответы детей:
• Больше дела, меньше слов.
Ответы детей:
• Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Ответы детей:
• Кто труда не боится, того и лень сторонится.
Ответы детей:
• Ленивому и лениться лень.
Ответы детей:
• Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Ответы детей:
• Спишь, спишь и отдохнуть некогда.
Ответы детей:
• Умелые руки не знают скуки.
Ответы детей:
Воспитатель:
Какие, ребята, вы молодцы!
Белочка:
Ребята, а я в лесу работаю лесным почтальоном, разношу почту лесным жителям и получаю за это плату.
Ёжик:
А я дружу с белочкой и помогаю ей разносить почту. Мне это так нравится.
Слайд №3. Изображение белочки и ёжика, которые разносят почту.
Медвежонок:
Ребята, как вы думаете, белочка и ёжик трудятся, работают или зарабатывают?
Ответы детей:
Белочка:
Колючка, пойдём, разнесём почту, и сова даст нам вознаграждение за работу. А ещё нам надо собрать ягоды и грибы, чтобы сделать запасы на зиму, ведь зимой всё скроется под снегом и будет трудно добывать еду. Но у нас будут запасы, нам зима не страшна!
Ёжик:
Но мы ведь заработаем вознаграждение, зачем делать запасы?
Белочка:
Что ты! Чтобы прожить всю зиму без запасов, нужно очень много работать – каждый день, без отдыха и выходных!
Ёжик:
Нет, так не пойдёт, я хочу успеть отдохнуть и поиграть! Пойдём работать и делать запасы.
Сова:
Трудимся мы все, но все ли работают и зарабатывают? Как вы думаете, ребята?
Ответы детей:
Заключительная часть. Рефлексия.
Воспитатель:
Дети, вы рады знакомству с лесными жителями?
Ответы детей:
Воспитатель:
А что нового вы сегодня от них узнали?
Ответы детей:
Воспитатель:
А кто-то из вас помогает маме делать домашние дела?
Ответы детей:
Рефлексия:
Воспитатель:
Предлагаю вам поиграть в игру «Почта».
Развёртывание игровой ситуации «Почта» по желанию детей.
Литература.
1. Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова Финансовая грамотность: сценарии обучающих сказок. – М. : ВАКОША, 2024
2. Л. В. Стахович., Е. В. Семенкова., Л. Ю. Рыжановская. Программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»: пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных организаций - 5-е изд., стереотип. – М. : ВИТА-ПРЕСС, 2022.
3. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа. –М. :Мозаика – Синтез, 2017.