Иванова Оксана Николаевна
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Коллекционер бумаги»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширить представление детей о разных видах бумаги и ее свойствах.
Задачи:
- познакомить детей с историей бумаги;
- сравнить качественные характеристики и свойства разных видов бумаги (картон, газетная, тетрадная);
- установить взаимосвязь разных видов бумаги и их использования;
Материал: образцы разных видов бумаги, ёмкость с водой, предметы из бумаги (альбом, газета, коробка и др., проектор, ноутбук.
Ход занятия:
Организационный момент: (дети стоят кругом на ковре)
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „Коллекционер бумаги“» размещена в разделах
- Виды бумаги. Такая разная бумага
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Коллекционирование
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
Воспитатель: Ребята, сегодня нас ждёт необычное путешествие. Мы отправимся в гости к бумаге. Вы готовы? Тогда давайте посмотрим, что там у нас лежит на столах?
Дети: Бумага (дети рассаживаются за столы).
Воспитатель: Ребята, давайте внимательно рассмотрим бумагу. Скажите, вся ли она одинаковая? А как можно определить?
Дети: Она разная. Можно погладить, пощупать ее.
Воспитатель: Да, бумага может быть гладкой и шершавой, толстой, тонкой, мягкой и не очень. Ребята, а кто может сказать, какие бываю виды бумаги? (цветная, альбомная, картон, салфетки, и др.). Слайд 2
- А вы знаете, откуда произошла бумага?
- Сейчас я вам загадаю загадку, и мы узнаем, что это за чудо.
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки. (Дерево) Слайд 3
Воспитатель: Правильно. Молодцы. «Дерево — источник бумаги».
Человек изобрел материал для письма задолго до того, как появилась бумага. Древние египтяне брали стебель папируса, очищали от кожуры и разрезали сердцевину на тонкие полоски. Потом полоски укладывали крестообразно друг на друга, после лёгкого постукивания колотушкой или плоским камнем оба слоя склеивались в один лист. Высушенный лист папируса представлял собой хороший материал для письма. Слайд 4
Но, это еще не была бумага. Ее изобрел в Китае примерно в 105 году человек по имени Цай Лунь. Он нашел способ делать бумагу из волокнистой внутренней части коры тутового дерева.
Китайцы научились толочь кору в воде, чтобы отделить волокна, потом добавляли росток волокна шелковицы, древесную золу и пеньку. Получившуюся массу вываривали в печи, затем выкладывали на форму (деревянная рама и сито из бамбука) и формировали лист. Готовые листы бумаги сушили на солнце, в результате появились прочные листы бумаги. Слайд 5
И сейчас люди делают бумагу из разных пород деревьев.
- Ребята, попробуйте смять лист бумаги? Мнется? (Скручивается, сгибается). (Ответы детей).
- А теперь порвите. Рвётся? Прочная бумага?
Дети: Бумага рвётся, значит, она непрочная.
Воспитатель: А как вы думаете, можно соединить порванную бумагу? Можно! Как? (склеить).
- Молодцы. Правильно.
- А сейчас я возьму ножницы и буду резать лист бумаги. Какой вывод из этого можно сделать?
Дети: Бумага легко режется.
Воспитатель: А теперь положите лист бумаги в емкость с водой. Что происходит с бумагой?
Дети: Она промокает.
Воспитатель: А сейчас я подожгу лист бумаги. Что происходит с бумагой?
Дети: Она горит.
Итак, какие свойства бумаги вы узнали?
Дети: Бумага мнется, рвется, режется, намокает в воде, горит. Слайд 6
Воспитатель: Молодцы! Давайте немного отдохнём.
Физкультминутка.
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)
Воспитатель: Ребята, сегодня утром на электронную почту пришло письмо. Сейчас я его вам прочитаю:
«Уважаемые друзья! Я коллекционер, собираю разные виды бумаги. Я путешествую по городам и селам и всем рассказываю о своей коллекции. Но в вашем селе со мной случилась неприятность: подул сильный ветер, и моя коллекция разлетелась, а часть коллекции попала в вашу группу. Большая просьба, отыщите ее». Слайд 7
Воспитатель: Ребята, поможем? Давайте поищем образцы бумаги в группе.
(Дети ищут и приносят образцы, заранее спрятанные в помещении).
На экране появляется картинка коллекционера). Слайд 8
Коллекционер : Спасибо вам огромное! Вы спасли мою коллекцию!
Воспитатель: Ребята, а давайте расскажем коллекционеру, какие мы знаем виды бумаги и покажем образцы.
1. Газетная бумага (для книг, газет, журналов)
2. Тетрадная бумага (для изготовления тетради)
3. Картон (для открыток, коробок, обложек)
4. Альбомная бумага (для рисования)
5. Цветная (для аппликации, труда, поделок)
6. Обойная (для оклейки стен)
7. Фотобумага (для фотографий)
8. Салфетная бумага (гигиенические назначения)
Воспитатель: Бумага – удивительный материал, один из самых доступных, с ним мы сталкиваемся ежедневно. Книги, газеты, тетради, обои, различные упаковки – все это бумага.
Воспитатель: Спасибо вам, коллекционер за интересное путешествие. Мы очень много узнали интересного о бумаге, и будем использовать разные виды бумаги в работе.
- Ребята, коллекционер нас «Благодарит за помощь, и прощается с нами». Давайте и мы с ним попрощаемся.
Дети: До свидания!
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, с какими видами и свойствами бумаги мы сегодня познакомились? (Ответы детей).