Лепшокова Земфира Хасановна
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «День Земли»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать у детей основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности.
Образовательные задачи:
- Расширять представление об экологических проблемах, роли человека в природоохранной деятельности;
- Формировать экологически грамотное поведение, бережное отношение к природе;
- Продолжать учить детей устанавливать связи между объектами живой и неживой природы;
- Продолжать учить детей задавать «сильные» (сужающие поле поиска) вопросы в игре «Да-нет».
Развивающие задачи:
- Воспитательные задачи:
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „День Земли“» размещена в разделах
- День Земли. Все материалы к 22 апреля
- День Земли. Конспекты занятий
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Воспитывать отрицательное отношение к факторам, загрязняющим нашу планету;
- Развивать умение слушать собеседника;
- Воспитывать чувство товарищества, совершенствовать стиль партнерских отношений.
Развивать представление о многообразии природного мира, о необходимости охраны природы;
- Продолжать развивать связную речь, навыки коммуникации;
- Развивать воображение, память, мышление, внимание.
Предварительная работа:
- Занятия : «Волшебники Земли» (Рукотворный мир, Живая природа и Неживая природа); «Сказки Земли».
- Совместная деятельность: беседы «Загадки Земли», «Природа добрая и злая»; презентации: «Чудеса Земли», «Сады мира».
- Проведение дидактических игр: «Секрет черной коробки» (методика ТРИЗ, «Звери, птицы, рыбы», «Подбери слова», «Добавь слово», «Загадки».
Оборудование и материалы:
Картины с изображением лесов, рек, озёр, гор…; колокольчики; атласные ленточки голубого и синего цвета, костюм «речки», шапочки для «деревьев»; ноутбук, презентация «Мы все в ответе за будущее планеты»; мнемотаблица к стихотворению «Ты скажи мне, реченька лесная»; музыкальные записи звуков реки, птиц, зверей; картинки-схемы «Природа и поведение человека»; бланки с заданиями: «Найди животных» (зашумленные картинки, «Дорисуй деревья» (незаконченные рисунки, «Кому что нужно? (связь живой и неживой природы, мнемотаблицы с двумя пустыми клетками к стихотворению «Ты скажи мне, реченька лесная», коробка для игры «Да – нет» (технология «ТРИЗ»); «мусор» (фантики, пластиковые бутылки, бумажки, пакеты) для инсценировки; подбор стихов Марка Львовского, А. Яким, Вл. Орлова.
Методы и приемы:
Сюрпризный момент, беседа с детьми, работа малыми группами, презентация, игры, дискуссия, анализ, совместная деятельность с гостями.
Содержание деятельности
В групповую комнату заходят дети.
1. Организационный момент.
Педагог. Добрый день, жители прекрасной голубой планеты! Сегодня весь мир отмечает праздник - День Земли.
Все это наша родная Земля. Сколько на ней прекрасного и удивительного: и бескрайние просторы, и горы, уходящие в небо, и синие-синие моря…а жителей на ней не счесть! И каждый из них – маленькое чудо! Чтобы напомнить людям о красоте нашей Земли и о том, что ее нужно беречь, и существует этот замечательный праздник – День Земли.
2. Чтение стихов.
Наша планета
Есть одна планета - сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!
(Я. Аким)
- Погляди на леса и поля,
Погляди, как прекрасна Земля!
Кроны сосен и птиц голоса –
Здесь на каждом шагу чудеса!
- На заре у опушки лесной
Умывается белка росой,
Шепчет сказки задумчивый лес…
В нем немало таится чудес!
- Есть чудеса на белом свете
Цветет как мак заря в дали.
На голубой своей планете
Встречают дети День Земли!
Педагог. В начале нашей встречи я хочу предложить вам отгадать загадку.
В нем живет моя семья:
Папа, мама, брат и я.
В нем четыре стенки, крыша
И труба еще повыше.
- Правильно, это дом. У каждого человека есть дом. А у всех людей вместе тоже имеется общий дом. Планета Земля является домом не только человека, но и растений и животных. Мы дышим воздухом, окружающим Землю. Пьем воду, которую дает нам Земля. Все живущие на земле связаны видимыми и невидимыми нитями. Стоит разорваться одной ниточке и начинает погибать все остальное. И чаще всего такое разрушение происходит по вине человека.
3. Презентация (показ слайдов).
В последние годы люди все больше вмешиваются в природу и разрушают ее.
К сожалению, люди забывают об этом, и тогда дымят трубы, гибнут животные, звучат выстрелы (показ слайдов).
4. Колокол мира.
Педагог. Чтобы напомнить людям о красоте нашей Земли и о том, что ее нужно беречь, и существует этот замечательный праздник – День Земли.
Для защиты Земли от гибели люди всего мира весной отмечают День Земли. В этот день повсюду звучит Колокол Мира. И у нас тоже будут звучать маленькие колокольчики.
Дети. Берут колокольчики и звенят, передавая его друг другу.
Педагог. Колокол мира призывает беречь нашу Землю. Для того, чтобы узнать, кому и как мы можем помочь, отправимся в путешествие по нашей планете.
5. Игровая ситуация «На берегу реки».
Дети отправляются в путешествие, доходят до речки.
Действующие лица: 1 девочка в синем платье – Лесная речка, 2 девочки с корзинками.
(Обои окрашены в грязный черно-синий цвет – имитация реки. По берегам разбросаны пакеты, бутылки, бумажки. Выходят 2 девочки с корзинками).
1 девочка.
- Сестрица, мы так долго по лесу ходим, я устала и пить хочу.
2 девочка.
- Сейчас отдохнем, вон, впереди лесная речка, умоемся, выпьем чистой водицы.
1 девочка.
- Сестрица, как мы ее пить-то будем, вода вся грязная, черная!
(Появляется Лесная речка).
Речка (плачет).
- Ой, плохо мне, ой, тяжко мне!
2 девочка.
- Кто ты и почему так плачешь?
Речка.
- Речка я лесная, а плачу, потому что залиты мои воды отходами, берега забросаны мусором.
1 девочка (обращается к детям).
- Давайте поможем речке, уберем с берегов мусор.
Дети собирают мусор в пакеты. На месте мусора «вырастают цветы».
6. Инсценировка стихотворения Вл. Орлова «Ты скажи мне реченька лесная».
Мусор убран. Дети садятся на стулья.
Речка. Спасибо вам за помощь, мне стало так хорошо!
Звучит музыкальная запись «Звуки реки, птиц». Инсценировка стихотворения.
Девочка. – Ты скажи мне, реченька лесная
Отчего ты звонкая такая?
Речка. – Утром надо мной поёт синичка –
Оттого и звонкая у меня водичка!
Девочка. - Ты скажи мне, реченька лесная
Отчего ты чистая такая?
Речка. – Чистым голоском поёт синичка –
Оттого и чистая водичка!
Девочка. Ты скажи мне, реченька лесная
Отчего ты синяя такая?
Речка. – В родничке купается синичка –
Оттого и синяя водичка!
7. Работа с мнемотаблицей.
Педагог. Вы молодцы, помогли убрать мусор. Я уверена, что вам понравилось стихотворение. Если мы его выучим наизусть, то будем помнить, как беречь реки, озёра, моря. Поможет нам волшебная и умная таблица.
Педагог размещает на доске мнемотаблицу (6 клеток). Рассказывает стихотворение совместно с детьми (2, 3 раза). Предлагает внимательно посмотреть на таблицу.
Дети выполняют задание в таблице с двумя пустыми клетками (по памяти заполняют пустые клетки).
Во время выполнения задания звучит музыкальная запись «Звуки воды, птиц».
После выполнения задания педагог хвалит детей и предлагает поиграть в народную игру «Ручеёк».
8. Игровая ситуация «На лесной полянке».
Педагог предлагает отправиться дальше. Дети подходят к лесной полянке.
На лесной полянке стоят только детские стульчики.
Дети садятся на стулья- пеньки.
Педагог. - Мы пришли в лес, а деревьев, ребята, нет! Вот только три очень грустных дерева (дети в костюмах). Что же могло случиться?
Дети. Высказывают предположения.
Выходит мальчик и подходит по очереди к деревьям.
Мальчик. - Почему ты грустное такое?
Дерево 1. - Росла и крепла веточка, смотрела в синеву,
Обломили веточку, бросили в траву!
Не услышит больше песен соловья.
Не увидит солнышка веточка моя.
Росла и крепла веточка, смотрела в синеву.
Зачем сломали веточку, бросили в траву?
Мальчик. - А с тобой что случилось, берёзка?
Дерево 2. - Погибла берёзка,
Стоит без листвы,
А рядом остались
Бурьян да кусты.
Дарила берёзка
Всем тень и покой,
Теперь не распустится
Ранней весной.
Мальчик. – А ты почему грустишь?
Дерево 3. - Я совсем ещё ребёнок,
Но увидел слишком много.
Люди, люди, вы не трогайте меня
Я живое, как и вся моя семья.
Поневоле нюхать газ приходится мне каждый день.
Ну а если веточку сломают — плачу целый день.
Люди мусор здесь бросают
И меня не уважают.
Люди, люди, просыпайтесь!
Пока не поздно, исправляйтесь!
Мальчик. Подходит к деревьям, обнимает их, читает стихотворение.
- Обними берёзку,
Руки протяни,
И тогда наступят,
Золотые дни!
Есть в берёзке сила,
Таинство природы,
И она развеет,
Все твои невзгоды.
Обними берёзку,
Рядом с ней постой,
Обретёшь здоровье,
Радость и покой.
«Деревья» поднимают вверх руки с зелёными веточками.
9. Задание «Нарисуй дерево» (незаконченные рисунки)
Педагог. – Лаской и любовью мы помогли деревьям. Конечно люди отвечают за то, что происходит в лесу. Громадной проблемой на Земле является захламление почвы отходами бытового и производственного характера. Кучи и свалки мусора, груды химических, строительных, бытовых отходов, разбросанных в лесных массивах, по обочинам дорог, в канавах…
Давайте сейчас вылечим больные деревья. Нарисуем их.
Дети на бланках выполняют задание на лесной полянке, на пеньках (свободное размещение).
Во время выполнения задания звучит музыкальная запись «Звуки леса». Педагог на полянке размещает картины с изображением леса, деревьев.
Педагог. - Планета Земля – наш общий дом и мы должны беречь ее. Мы хотим, чтобы лес был цветущим садом, чтобы вместе с нами радовались растения. Мы хотим, чтобы улыбалось солнышко, глядя на чистую и цветущую Землю.
10. Словесная игра «Птицы, насекомые, звери».
Педагог. - Прежде чем отправиться к животным, насекомым, птицам, нужно вспомнить, как их зовут.
Дети становятся в круг.
Цель: Упражнять детей в классификации живых существ и группировать по определённым признакам.
Игровые действия:
Ведущий бросает мяч ребёнку и произносит слово «птицы». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например, «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться. Аналогично проводится игра со словами «звери» и «насекомые».
11. Игровая ситуация «Узнай по объявлениям».
Цель игры: Продолжать знакомить с особенностями животных и птиц (внешний вид, поведение, среда обитания). Развивать логическое мышление.
Педагог. -Земля является домом для животных. Отправляемся в путь! Скоро мы их увидим.
Дети идут, перепрыгивают речку, обходят цветы, ступают осторожно (варианты). Подходят к доске объявлений.
Педагог. -Животных не видно, на доске написаны объявления. Давайте их прочитаем и поймём, что нам нужно дальше делать.
Педагог объясняет, что надо внимательно послушать объявление и отгадать о ком идёт речь (животное или птица).
Дети садятся за столы.
1. Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе.
2. Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне.
3. Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья?
4. Помогу всем, у кого сломался будильник?
5. Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с мёдом.
6. Хочу свить гнездо. Одолжите, подарите пух и перья.
7. Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию?
8. Тому, кто найдёт мой хвост! Оставьте его себе на память. Я успешно ращу новый!
9. Уже 150 лет жду друга! Характер положительный. Недостаток только один — медлительность.
10. Всем, всем, всем! У кого возникла надобность в рогах. Раз в год обращайтесь ко мне.
11. Учу всем наукам! Из птенцов за короткое время делаю птиц. Прошу учесть, что занятия провожу ночью.
12. Добрым, но одиноким птицам могу помочь обрести семейное счастье! Высиживайте моих птенцов! Материнских чувств никогда не испытывала и испытывать не буду. Желаю счастья в личной жизни. Ку-ку!
13. Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая всё это, настоятельно прошу называть меня по имени-отчеству. Патрикеевной больше не называть!
12. Задание «Найди животных» (зашумлённые картинки).
Педагог. Мы прочитали все объявления, но никого всё равно не видно. Спрятались. Попробуем найти животных.
Дети выполняют задания на бланках.
Педагог. Молодцы, всех нашли. Но почему животные прячутся, уходят далеко в леса?
Дети высказывают свои предположения.
Педагог. А как мы можем помочь городским животным и птицам?
Дети читают стихи.
Очередь возле столовой
Около столовой,
Очередь стоит,
У собак и кошек
Классный аппетит.
Ждут они подолгу,
В лютый холод ждут,
Когда выйдут люди,
Кушать им дадут.
Покорми собачку,
Накорми кота,
Им поможет выжить
Ваша доброта!
Воробышек
Маленький воробышек
Хлеба кушать просит,
Тот, кто пожалеет,
Корочку подбросит!
Холода настали,
В зиму это норма,
Будьте милосердны,
Дайте птицам корма!
Летом эти птицы
Мошек поедают,
Людям и деревьям
Радость доставляют!
Педагог. Очень нужно помогать животным, когда они нуждаются в нашей помощи и беречь их.
13. Игра «Да-нет» (проводится с гостями)
Педагог. - В коробке находится изображение объекта. Нам нужно отгадать, что же находится в черной коробке. Помните, что нужно задавать «сильные» вопросы, которые помогут быстрее приблизиться к разгадке. Имя объекта называть нельзя.
Приблизительные вопросы:
- Этот объект относится к живой природе (неживой природе, рукотворному миру?
- Это животное (инструмент, средство передвижения и т. д. ?
- Это дикое животное?
- Это домашнее животное?
- Цвет имеет значение?
- Оно серого цвета?
- Размер имеет значение?
- У него большие ноги?
- У него есть хвост?
- У него большие уши?
- У него длинный нос?
- Он боится волка?
14. Изготовление карточек - схем «Природа и человек» (совместно с гостями).
Дети делятся на три подгруппы и вместе со взрослыми изготавливают карточки- схемы, на которых изображены правила поведения в лесу, на водоёме, на лугу.
15. Заключительная часть.
Педагог размещает на доске флаг планеты Земля и эмблему ко дню Земли.
Педагог. – Посмотрите на флаг планеты Земля и эмблему ко Дню Земли (зелёная греческая буква на белом фоне)
Человек отвечает за сохраность всего на нашей Земле. Никогда не нужно забывать, что если мы берём у природы что-то, то это нужно восстанавливать. И дети тоже могут внести свой посильный вклад в дело охраны нашей Земли.
Дети читают стихи.
1. Не бросайте никогда корки, шкурки, палки –
Быстро наши города превратятся в свалки.
Если мусорить сейчас, то довольно скоро
Могут вырастить у нас мусорные горы.
2. Мы не можем остановить заводы,
Чтобы голубое небо не коптили.
Чтобы в реки не сливали все отходы
И чтоб природу нашу не губили.
3. Мы не можем остановить машины,
Чтобы не пускали газы выхлопные,
Чтобы здоровье людям не губили.
И чтобы дожди кислотные не лили.
4. Но можем мы деревья посадить
И птиц зимою покормить.
На землю не будем мы мусор бросать,
Цветы посадим, будем их поливать.
Земля прекрасна, но она в беде,
Давайте ей поможем и себе!
Глобус
Я обнял глобус – шар земной.
Один над сушей и водой.
В руках моих материки
Мне тихо шепчут: «Береги».
В зеленой краске лес и дол.
Мне говорят: «Будь с нами добр».
Не растопчи ты нас, не жги,
Зимой и летом береги».
Журчит глубокая река,
Свои лаская берега,
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги».
И птиц, и рыб я слышу всех:
«Тебя мы просим, человек.
Ты обещай нам и не лги.
Как старший брат нас береги».
Я обнял глобус – шар земной,
И что-то сделалось со мной.
И вдруг шепнул я:
«Не солгу. Тебя, родной мой, сберегу»
Дети берут в руки колокольчики и звонят в них.
Прощаются с гостями.
Список использованной литературы:
1. Сидорчук Т. А. Методика формирования у дошкольников классификационных навыков, М. : «АРКТИ», 2014
2. Шустерман З. Г. Новые приключения Колобка, или наука думать для больших и маленьких - М. : «Педагогика-Пресс», 1993
Использованные материалы и Интернет-ресурсы:
1. Музыка М. Таривердиева «Маленький принц», www.fonogramm.net
2. Видео: Вращение Земли вокруг оси. mpg, www.youtube.com
3. Материалы авторского курса Сидорчук Т. А. «Развитие творческого мышления и воображения дошкольников»