Хаять Чеколдаева
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми подготовительной группы «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
закрепить знания детей о защитном цвете насекомых : божьей коровки, кузнечика;
дать знания о том, что насекомые друг с другом «разговаривают» не только при помощи цвета, но и света (светлячки, жук-автомобильчик, жук-светофор);
развивать фантастические замыслы у детей в словесном, художественном творчестве;
поощрять стремление к речевому диалогу друг с другом и педагогом, вызывать у ребят эмоциональный отклик на познавательный материал занятия.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми подготовительной группы „Насекомые“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
Активизация словаря: светлячки, фонарики, тропический лес, Америка.
Демонстрационный материал: географическая карта, «волшебная полянка»; ткань, на которой расположены контуры изображений лесных цветов и грибов; грампластинка из серии «Голоса птиц»; две картинки с изображением светлячка - «Иванова червя»; 4—6 моделей жуков-автомобильчиков и жуков-светофоров.
Раздаточный материал: тонированные листы бумаги различных форм, кисти, краски, карандаши цветные, восковые и т. д.
Предварительная работа: рассматривание альбомов, книг или иллюстраций о насекомых, лепка жуков, чтение художественной литературы.
Ход занятия
Педагог. Дети, вы помните, как мы с вами путешествовали на волшебную полянку? Давайте вспомним, какие чудеса мы видели на этой полянке? (Листья «превращались» в различных зверюшек, мы видели танцующих «балетных артистов», встречались с зелёными и красными жуками и т. д.) Хотелось бы вам ещё раз побывать на волшебной полянке? А как можно попасть на неё?
Дети высказывают свои предположения.
Педагог входит в образ «мага-чародея» и заколдовывает детей: таинственным медленным голосом предлагает закрыть глаза, повернуться спиной, сделать три шага, замереть, открыть глаза только тогда, когда услышат чьи-то голоса.
Педагог быстро расстилает «полянку» - зелёную ткань. Кладет на неё несколько красных и зелёных кружков, 4-6 разноцветных овалов, внутри которых наклеены круглые, продолговатые, длинные жёлтые, зелёные, красные полосы или круги. Звучат в записи голоса птиц.
Педагог и дети подходят к «полянке», присаживаются возле нее.
Педагог. Ребята, посмотрите внимательно на нашу полянку. Если вам хочется о чем-то спросить, то спросите друг у друга или у меня.
Дети задают вопросы о знакомых красных, зелёных «жуках» и о незнакомых разноцветных овалах. Детям предлагается вспомнить удивительную историю о зелёном и красном жуках.
- Так почему же птица не смогла съесть зелёного и красного жуков? Расскажите, как эти жуки защищаются с помощью цвета? О чем говорит яркая окраска жуков? (Божья коровка яркой «одеждой» как бы говорит хищным птицам: «Я вас не боюсь. Вы не съедите меня. Я невкусная. Если птица даже и проглотит меня, то я из своих лапок выделю ядовитую жидкость, она обожжёт птице горлышко, и она меня выплюнет».)
Педагог показывает детям овалы с разноцветными точками и предлагает ещё раз определить, кто эго может быть.
Педагог. Этих жуков (показывает две картинки с изображением светлячка - «Иванова червя») мы называем светлячками. Как вы думаете, почему? (Ответы детей.) Днём этот жучок ничем не примечателен, но зато ночью он становится крошечным летающим фонариком. В траве сидят разные светлячки. Эти насекомые похожи на червяков. Их так и называют- «Иванов червь». (Показ картинки.) На самом же деле эго вовсе не червь, а тоже жук, только самка. У некоторых насекомых самки очень отличаются от самцов.
Предложить детям рассмотреть две картинки с изображением светлячков - «Иванова червя» (самки и самца) и сравнить их между собой.
Педагог. Дети, вы догадались, с помощью чего светлячки «разговаривают» друг с другом? Конечно, с помощью света, с помощью огонька-фонарика, который находится у них на спине. Вот здесь. (Показ плоскостной модели.) Но у одних светлячков фонарики горят постоянно, у других - то гаснут, то зажигаются. У одних светлячков фонарики зажигаются, когда они вверх летят, у других - когда опускаются. Одни светлячки сигналят в одиночку, другие - целыми компаниями включают и выключают свет. И фонарики у них разной формы.
Педагог предлагает детям рассмотреть модели светлячков и назвать формы фонариков: овальные, круглые, продолговатые, длинные, как проволочки и т. д.
Педагог. Хотите, дети, я расскажу вам вот об этих двух жуках? (Показывает модель жука-автомобильчика и жука-светофора.)
Чтение отрывка из книги Ю. Дмитриева «Если посмотреть вокруг» :
«Живут эти жуки в тропической Америке. (Педагог подвозит детей к карте, показывает Америку, объясняет слово тропики. У этих жуков на груди или спине есть два больших фонаря. Эти фонари похожи на фары машины, и поэтому этих жуков прозвали. Догадываетесь, как? Правильно, «автомобильчиками». Жуки-автомобильчики могут делать свет своих фар то ярче, то слабее. Есть у них и третий фонарик, около хвоста. Он зажигается светло-зелёным или светло-жёлтым огоньком при посадке и взлёте».
Педагог показывает детям модель самки жука-светофора и предлагает угадать, на кого похож этот жук с красным и зелёным фонариками. Поощряет словесное творчество детей и обобщает их высказывания:
Педагог. Это - жук-светофор. Догадались, почему этих жуков так называют? С помощью чего «разговаривают» жуки- светофоры? (При помощи зелёных и красных огоньков.) Самка жука-светофора похожа на большую белую гусеницу, но бокам у неё ряд зелёных огоньков, а на голове - красный фонарь. (Показ цветной плоскостной модели.) Самка жука-светофора может зажечь, если надо, «лампочки» все сразу или только одну.
Проводится игра «Узнай, кто это», в процессе которой дети описывают или загадывают при помощи простейших костюмов друг другу виды жуков, отгадывают их по словесному описанию.
Педагог. Ребята, давайте попробуем нарисовать или вылепить этих симпатичных жуков, которые общаются друг с другом при помощи световых сигналов, такими, какими вы их представляете. Может быть, кто-то из вас нарисует этих жуков очень смешными или волшебными, сказочными. Решайте сами, кто какого жука будет рисовать либо лепить.
Дети по желанию выбирают материал для работы, свободно размещаются в комнате. В процессе работы поддерживается непринужденная творческая обстановка, уточняется отношение детей к новому познавательному материалу.
Педагог, поощряя творческие замыслы детей, рисует фантастического жука-автомобильчика: с весёлой рожицей, на колесиках. Дети самостоятельно или же с помощью педагога пишут под созданными ими изображениями названия жуков. Свои работы дети сначала раскладывают на «волшебной полянке», рассматривают и отгадывают названия весёлых, грустных, сердитых, сказочных божьих коровок, жуков-светофоров, жуков-автомобильчиков, светляков. Педагог предлагает детям закрыть глаза, повернуться спиной и замереть. Звучит запись с голосами птиц. Педагог быстро убирает «волшебную полянку».
- Вот и опять мы с вами в нашей любимой комнате. О каком же чуде рассказала нам наша знакомая «волшебная полянка»? О каких животных вы бы хотели ещё узнать? Дома попробуйте нарисовать это животное.