МААМ-картинки

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Обычаи алтайского народа» в старшей и подготовительной группах

Алевтина Кудачина
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Обычаи алтайского народа» в старшей и подготовительной группах
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Обычаи алтайского народа. (старшая группа)

Цель: знакомство детей с обычаями алтайского народа.

Задачи:

Закрепить знания детей о своей малой родине;

Познакомить детей с обычаями алтайского народа;

Развивать умение поддерживать беседу;

Воспитывать интерес к обычаям алтайского народа.

Оборудование: презентация, компьютер, проектор, музыка на комусе, картинка комуса.

Темочки:

Словарная работа: ээзи- хозяин, кыйра буулар- привязывание ленточек, алкыш – пожелание, очок- очаг, аржан суу- родник.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Музыкальная пауза. (играет музыка на комусе).

-Это издается музыка из инструмента, который называется комус. Это музыкальный инструмент алтайского народа.

2. Вопросы:

-Ребята, как называется наша республика? (Республика Алтай)

-А вы знаете, что в нашей республике живут представители разных народов : русские, алтайцы, казахи. А коренные жители нашей республики – это алтайцы.

- Мы с вами сегодня поговорим на тему обычаи алтайского народа.

3. Беседа об обычаях алтайского народа. (презентация живописных мест Алтая)

-В культуре алтайских народов особое место занимает сам Алтай. Для них он – главный источник благополучия, силы и красоты. Именно Алтай, где они родились, а точнее его дух дает им пищу, одежду, кров, счастье и даже жизнь. Если алтайца спросить «Кто твой Бог?», он ответит «мой Бог – камень, дерево, природа, Алтай Так отвечают алтайцы, обычаи которых наполнены любовью к своей земле.

-(слайд г. Белуха) Главное божество алтайцев – хозяин Алтая на алтайском «ээзи», обитающий на священной горе Уч- Сумер (Белуха). Алтайцы представляют его, как старика, облаченного в белые одежды. Именно с почитанием ээзи Алтая (хозяина)связан древний обряд- привязывание ленточек на перевалах (кыйра буулар). Перевал – это когда ты поднимаешься в гору вверх по дороге на машине или на лошадях и там есть место наверх, где переваливают через гору. Это называется перевал. И потом медленно спускаешься вниз.

- (слайд привязывание ленточек). На перевалах алтайцы привязывают ленточки с восточной стороны на деревья. Ленточки нужно привязывать только на березу, лиственницу или кедр, ни в коем случае нельзя вешать ленту на ель или сосну. Нельзя привязывать тряпочки, одежду. Цвет ленты также имеет значение: белый цвет – цвет молока, жизни; желтый- солнца и луны; розовый- символ огня; голубой – небо и звезды, а зеленый- цвет природы в целом. Есть целый ряд требований для человека, желающего исполнить этот обряд. Вешая человек ленточку должен обратиться к природе и пожелать мира, счастья, здоровья себе и всем своим близким. В частности, он должен быть чистым, т. е. это значит в его семье в течении года никто из его родственников чтоб не умирал.

- Зачем алтайцы привязывают ленточки на деревья?

- Что нельзя привязывать на березу, лиственницу или кедр?

-На какие деревья нельзя привязывать ленточки?

-Природа Алтая очень красивая, и я вам предлагаю прогуляться.

4. Физкультминутка. «Ветер веет над полями».

Ветер веет над полями,

И качается трава (дети плавно качают руками над головой)

Облако плывет над нами,

Словно белая гора. (подтягивание – руки вверх)

Ветер пыль над полем носит.

Наклоняются колосья –

Вправо-влево, взад- вперед,

А потом – наоборот. (наклоны вправо- влево, вперед- назад)

Мы взбираемся на холм, (ходьба на месте)

Там немного отдохнем. (сели).

5. - (слайд очага) У алтайцев есть аил. Аил – это летний дом. В каждом аиле есть очаг, на алтайском «очок». Очок – это металлическое кольцо с тремя ножками. На это кольцо ставят котел, казан, чайник и люди разогревают воду или готовят пищу. Алтайцы верят в то, что у каждого предмета природы есть свой дух: дух горы, дух воды, дух огня. Они уважают все окружающее : воду, горы, реки, огонь. У алтайцев принято «кормить» огонь. ---Как вы думаете, что значит «кормить» огонь?

- Хозяева дома бросают в очаг кусок лепешки, кусочки варенного мяса, жира. Таким образом они «кормят» огонь.

- Зачем они это делают? Хозяева благодарят очага, огня за тепло и пищу, задабривают дух огня, для того, чтобы огонь никогда не погас в их доме и всегда на чем было приготовить пищу. Если не будет огня, то пищу придется есть сырой. Для того, чтобы огонь не обиделся и не потух, нельзя в очаг плевать, сжигать в очаг мусор или переступать через очаг.

- Как алтайцы «кормят» огонь? Для чего они это делают?

-(слайд аржан суу – родники). Хочу рассказать еще об одном обычае алтайцев.

- Алтайцы верят, что природа целебна.

- Как вы понимаете природа целебна?

-Особой целебной силой обладают родники, горные озера (аржан суу). Алтайцы считают, что в них живут горные духи, а потому вода их них целебна, может исцелять от разных болезней. Если умыться родниковой водой или искупаться в горных озерах, то человек может вылечиться от болезней.

- Какой силой обладают родники и горные озера?

6. Итог занятия.

-Вот сколько обычаев алтайского народа мы узнали. В конце хочу прочитать вам стихотворение об Алтае, о красоте и богатстве края, в котором мы с вами живем.

Есть на карте России

Величавый Алтай.

Многолик, многогранен

Этот сказочный край.

Снежные вершины — словно до небес,

Горные вершины и могучий лес.

Дух парит крылатый высоко в горах,

Отражаясь в водах, словно в зеркалах.

Водопады, реки песнь свою поют,

А цветы и травы за собой зовут:

Красоту Алтая не пересказать —

Это нужно видеть, сердцем ощущать.

Тема: Обычаи алтайского народа. (подготовительная группа)

Цель: знакомство детей с обычаями алтайского народа.

Задачи:

Продолжать знакомить детей с обычаями алтайского народа;

Совершенствовать диалогическую форму речи;

Воспитывать чувство гордости за родной край.

Оборудование: презентация, компьютер, проектор, музыка на комусе, картинка комуса.

Словарная работа: ээзи- хозяин, кыйра буулар- привязывание ленточек, очок- очаг, аржан суу- родник.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Музыкальная пауза. (играет музыка на комусе).

-Это издается музыка из инструмента, который называется комус. Это музыкальный инструмент алтайского народа.

2. Вопросы:

-Ребята, как называется наша республика? (Республика Алтай)

-А вы знаете, что в нашей республике живут представители разных народов : русские, алтайцы, казахи. А коренные жители нашей республики – это алтайцы.

- Мы с вами сегодня поговорим на тему обычаи алтайского народа.

3. Беседа об обычаях алтайского народа. (презентация живописных мест Алтая)

-В культуре алтайских народов особое место занимает сам Алтай. Для них он – главный источник благополучия, силы и красоты. Именно Алтай, где они родились, а точнее его дух дает им пищу, одежду, кров, счастье и даже жизнь. Если алтайца спросить «Кто твой Бог?», он ответит «мой Бог – камень, дерево, природа, Алтай Так отвечают алтайцы, обычаи которых наполнены любовью к своей земле.

-(слайд г. Белуха) Главное божество алтайцев – хозяин Алтая на алтайском «ээзи», обитающий на священной горе Уч- Сумер (Белуха). Алтайцы представляют его, как старика, облаченного в белые одежды. Именно с почитанием ээзи Алтая (хозяина)связан древний обряд- привязывание ленточек на перевалах (кыйра буулар). Перевал – это когда ты поднимаешься в гору вверх по дороге на машине или на лошадях и там есть место наверх, где переваливают через гору. Это называется перевал. И потом медленно спускаешься вниз.

- (слайд привязывание ленточек). На перевалах алтайцы привязывают ленточки с восточной стороны на деревья. Ленточки нужно привязывать только на березу, лиственницу или кедр, ни в коем случае нельзя вешать ленту на ель или сосну. Нельзя привязывать тряпочки, одежду. Цвет ленты также имеет значение: белый цвет – цвет молока, жизни; желтый- солнца и луны; розовый- символ огня; голубой – небо и звезды, а зеленый- цвет природы в целом. Есть целый ряд требований для человека, желающего исполнить этот обряд. Вешая человек ленточку должен обратиться к природе и пожелать мира, счастья, здоровья себе и всем своим близким. В частности, он должен быть чистым, т. е. это значит в его семье в течении года никто из его родственников чтоб не умирал.

- Зачем алтайцы привязывают ленточки на деревья?

- Что нельзя привязывать на березу, лиственницу или кедр?

-На какие деревья нельзя привязывать ленточки?

-Природа Алтая очень красивая, и я вам предлагаю прогуляться.

4. Физкультминутка. «Ветер веет над полями».

Ветер веет над полями,

И качается трава (дети плавно качают руками над головой)

Облако плывет над нами,

Словно белая гора. (подтягивание – руки вверх)

Ветер пыль над полем носит.

Наклоняются колосья –

Вправо-влево, взад- вперед,

А потом – наоборот. (наклоны вправо- влево, вперед- назад)

Мы взбираемся на холм, (ходьба на месте)

Там немного отдохнем. (сели).

5.- (слайд очага) У алтайцев есть аил. Аил – это летний дом. В каждом аиле есть очаг, на алтайском «очок». Очок – это металлическое кольцо с тремя ножками. На это кольцо ставят котел, казан, чайник и люди разогревают воду или готовят пищу. Алтайцы верят в то, что у каждого предмета природы есть свой дух: дух горы, дух воды, дух огня. Они уважают все окружающее : воду, горы, реки, огонь. У алтайцев принято «кормить» огонь. ---Как вы думаете, что значит «кормить» огонь?

- Хозяева дома бросают в очаг кусок лепешки, кусочки варенного мяса, жира. Таким образом они «кормят» огонь.

- Зачем они это делают? Хозяева благодарят очага, огня за тепло и пищу, задабривают дух огня, для того, чтобы огонь никогда не погас в их доме и всегда на чем было приготовить пищу. Если не будет огня, то пищу придется есть сырой. Для того, чтобы огонь не обиделся и не потух, нельзя в очаг плевать, сжигать в очаг мусор или переступать через очаг.

- Как алтайцы «кормят» огонь? Для чего они это делают?

-(слайд аржан суу – родники). Хочу рассказать еще об одном обычае алтайцев.

- Алтайцы верят, что природа целебна.

- Как вы понимаете природа целебна?

-Особой целебной силой обладают родники, горные озера (аржан суу). Алтайцы считают, что в них живут горные духи, а потому вода их них целебна, может исцелять от разных болезней. Если умыться родниковой водой или искупаться в горных озерах, то человек может вылечиться от болезней.

- Какой силой обладают родники и горные озера?

6. Дидактическая игра «Подбери слово».

-А сейчас мы с вами поиграем в игру «Подбери слово».

Я буду вам называть признак предмета, а вы должны сказать к какому предмету его можно отнести. Например: я скажу могучий, а вы добавляете могучий кедр.

На доске картинки: кедр, река Катунь, Телецкое озеро, маральник, гора Белуха, водопад.

Я называю слова : глубокий, зеленый, цветущий, высокий, холодный, быстротечный, красивый.

7. Итог занятия.

-Вот сколько обычаев алтайского народа мы узнали. В конце хочу прочитать вам стихотворение об Алтае, о красоте и богатстве края, в котором мы с вами живем.

Есть на карте России

Величавый Алтай.

Многолик, многогранен

Этот сказочный край.

Снежные вершины — словно до небес,

Горные вершины и могучий лес.

Дух парит крылатый высоко в горах,

Отражаясь в водах, словно в зеркалах.

Водопады, реки песнь свою поют,

А цветы и травы за собой зовут:

Красоту Алтая не пересказать —

Это нужно видеть, сердцем ощущать.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе для детей с ЗПР «Овощи»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе для детей с ЗПР «Овощи» Тема: "Овощи" Цель: Уточнить и систематизировать знания детей об овощах. ЗадачиОбразовательные: Обогащать и уточнять словарь по теме. Упражнять.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Зимующие птицы» Цели: Формирование  экологической культуры у детей; привитие любови к птицам и воспитание бережного отношения к ним. Задачи: 1. Развивать.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Дикие животные зимой» .

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы «Мой родной город» Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы. Цель: ознакомление детей с историей родного города. Развивать.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в мир животных» Занятие: «Путешествие в мир животных» Цель: знакомство с живой природой. Задачи: закрепить знания детей о животном мире Брянской области:.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «В гости к Оле и Толе»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «В гости к Оле и Толе» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "В гости к Оли и Толи" во 2 младшей группе. Задачи:Продолжать показывать детям функциональное.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Воздушное путешествие» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. Тема: «Воздушное путешествие». Елена Владимирова Цель: Закрепление.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Воздух» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Воздух» Елена Владимирова Цель: Закрепление и уточнение знаний.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Птицы в зимнем лесу» в подготовительной к школе группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Птицы в зимнем лесу» в подготовительной к школе группе Цель: закрепить в сознании и детей признаки зимы, расширить представления о птицах, их жизни в зимнее время. Воспитывать желание заботиться.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Семья»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Семья» Цель: Сформировать представления детей о семье. Задачи: продолжать знакомить детей с понятием «Семья»: родственными отношениями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Обычаи алтайского народа» в старшей и подготовительной группах
Опубликовано: 13 декабря 2020 в 18:35
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Обычаи алтайского народа» в старшей и подготовительной группах» (включая файлы) размещена пользователем Алевтина Кудачина (УИ 2511637) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
30 декабря 2024 понедельник
31 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД