Алевтина Кудачина
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Обычаи алтайского народа» в старшей и подготовительной группах
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Обычаи алтайского народа. (старшая группа)
Цель: знакомство детей с обычаями алтайского народа.
Задачи:
Закрепить знания детей о своей малой родине;
Познакомить детей с обычаями алтайского народа;
Развивать умение поддерживать беседу;
Воспитывать интерес к обычаям алтайского народа.
Оборудование: презентация, компьютер, проектор, музыка на комусе, картинка комуса.
Темочки:
- Алтайский край
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Темочки
Словарная работа: ээзи- хозяин, кыйра буулар- привязывание ленточек, алкыш – пожелание, очок- очаг, аржан суу- родник.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Музыкальная пауза. (играет музыка на комусе).
-Это издается музыка из инструмента, который называется комус. Это музыкальный инструмент алтайского народа.
2. Вопросы:
-Ребята, как называется наша республика? (Республика Алтай)
-А вы знаете, что в нашей республике живут представители разных народов : русские, алтайцы, казахи. А коренные жители нашей республики – это алтайцы.
- Мы с вами сегодня поговорим на тему обычаи алтайского народа.
3. Беседа об обычаях алтайского народа. (презентация живописных мест Алтая)
-В культуре алтайских народов особое место занимает сам Алтай. Для них он – главный источник благополучия, силы и красоты. Именно Алтай, где они родились, а точнее его дух дает им пищу, одежду, кров, счастье и даже жизнь. Если алтайца спросить «Кто твой Бог?», он ответит «мой Бог – камень, дерево, природа, Алтай.» Так отвечают алтайцы, обычаи которых наполнены любовью к своей земле.
-(слайд г. Белуха) Главное божество алтайцев – хозяин Алтая на алтайском «ээзи», обитающий на священной горе Уч- Сумер (Белуха). Алтайцы представляют его, как старика, облаченного в белые одежды. Именно с почитанием ээзи Алтая (хозяина)связан древний обряд- привязывание ленточек на перевалах (кыйра буулар). Перевал – это когда ты поднимаешься в гору вверх по дороге на машине или на лошадях и там есть место наверх, где переваливают через гору. Это называется перевал. И потом медленно спускаешься вниз.
- (слайд привязывание ленточек). На перевалах алтайцы привязывают ленточки с восточной стороны на деревья. Ленточки нужно привязывать только на березу, лиственницу или кедр, ни в коем случае нельзя вешать ленту на ель или сосну. Нельзя привязывать тряпочки, одежду. Цвет ленты также имеет значение: белый цвет – цвет молока, жизни; желтый- солнца и луны; розовый- символ огня; голубой – небо и звезды, а зеленый- цвет природы в целом. Есть целый ряд требований для человека, желающего исполнить этот обряд. Вешая человек ленточку должен обратиться к природе и пожелать мира, счастья, здоровья себе и всем своим близким. В частности, он должен быть чистым, т. е. это значит в его семье в течении года никто из его родственников чтоб не умирал.
- Зачем алтайцы привязывают ленточки на деревья?
- Что нельзя привязывать на березу, лиственницу или кедр?
-На какие деревья нельзя привязывать ленточки?
-Природа Алтая очень красивая, и я вам предлагаю прогуляться.
4. Физкультминутка. «Ветер веет над полями».
Ветер веет над полями,
И качается трава (дети плавно качают руками над головой)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (подтягивание – руки вверх)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья –
Вправо-влево, взад- вперед,
А потом – наоборот. (наклоны вправо- влево, вперед- назад)
Мы взбираемся на холм, (ходьба на месте)
Там немного отдохнем. (сели).
5. - (слайд очага) У алтайцев есть аил. Аил – это летний дом. В каждом аиле есть очаг, на алтайском «очок». Очок – это металлическое кольцо с тремя ножками. На это кольцо ставят котел, казан, чайник и люди разогревают воду или готовят пищу. Алтайцы верят в то, что у каждого предмета природы есть свой дух: дух горы, дух воды, дух огня. Они уважают все окружающее : воду, горы, реки, огонь. У алтайцев принято «кормить» огонь. ---Как вы думаете, что значит «кормить» огонь?
- Хозяева дома бросают в очаг кусок лепешки, кусочки варенного мяса, жира. Таким образом они «кормят» огонь.
- Зачем они это делают? Хозяева благодарят очага, огня за тепло и пищу, задабривают дух огня, для того, чтобы огонь никогда не погас в их доме и всегда на чем было приготовить пищу. Если не будет огня, то пищу придется есть сырой. Для того, чтобы огонь не обиделся и не потух, нельзя в очаг плевать, сжигать в очаг мусор или переступать через очаг.
- Как алтайцы «кормят» огонь? Для чего они это делают?
-(слайд аржан суу – родники). Хочу рассказать еще об одном обычае алтайцев.
- Алтайцы верят, что природа целебна.
- Как вы понимаете природа целебна?
-Особой целебной силой обладают родники, горные озера (аржан суу). Алтайцы считают, что в них живут горные духи, а потому вода их них целебна, может исцелять от разных болезней. Если умыться родниковой водой или искупаться в горных озерах, то человек может вылечиться от болезней.
- Какой силой обладают родники и горные озера?
6. Итог занятия.
-Вот сколько обычаев алтайского народа мы узнали. В конце хочу прочитать вам стихотворение об Алтае, о красоте и богатстве края, в котором мы с вами живем.
Есть на карте России
Величавый Алтай.
Многолик, многогранен
Этот сказочный край.
Снежные вершины — словно до небес,
Горные вершины и могучий лес.
Дух парит крылатый высоко в горах,
Отражаясь в водах, словно в зеркалах.
Водопады, реки песнь свою поют,
А цветы и травы за собой зовут:
Красоту Алтая не пересказать —
Это нужно видеть, сердцем ощущать.
Тема: Обычаи алтайского народа. (подготовительная группа)
Цель: знакомство детей с обычаями алтайского народа.
Задачи:
Продолжать знакомить детей с обычаями алтайского народа;
Совершенствовать диалогическую форму речи;
Воспитывать чувство гордости за родной край.
Оборудование: презентация, компьютер, проектор, музыка на комусе, картинка комуса.
Словарная работа: ээзи- хозяин, кыйра буулар- привязывание ленточек, очок- очаг, аржан суу- родник.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Музыкальная пауза. (играет музыка на комусе).
-Это издается музыка из инструмента, который называется комус. Это музыкальный инструмент алтайского народа.
2. Вопросы:
-Ребята, как называется наша республика? (Республика Алтай)
-А вы знаете, что в нашей республике живут представители разных народов : русские, алтайцы, казахи. А коренные жители нашей республики – это алтайцы.
- Мы с вами сегодня поговорим на тему обычаи алтайского народа.
3. Беседа об обычаях алтайского народа. (презентация живописных мест Алтая)
-В культуре алтайских народов особое место занимает сам Алтай. Для них он – главный источник благополучия, силы и красоты. Именно Алтай, где они родились, а точнее его дух дает им пищу, одежду, кров, счастье и даже жизнь. Если алтайца спросить «Кто твой Бог?», он ответит «мой Бог – камень, дерево, природа, Алтай.» Так отвечают алтайцы, обычаи которых наполнены любовью к своей земле.
-(слайд г. Белуха) Главное божество алтайцев – хозяин Алтая на алтайском «ээзи», обитающий на священной горе Уч- Сумер (Белуха). Алтайцы представляют его, как старика, облаченного в белые одежды. Именно с почитанием ээзи Алтая (хозяина)связан древний обряд- привязывание ленточек на перевалах (кыйра буулар). Перевал – это когда ты поднимаешься в гору вверх по дороге на машине или на лошадях и там есть место наверх, где переваливают через гору. Это называется перевал. И потом медленно спускаешься вниз.
- (слайд привязывание ленточек). На перевалах алтайцы привязывают ленточки с восточной стороны на деревья. Ленточки нужно привязывать только на березу, лиственницу или кедр, ни в коем случае нельзя вешать ленту на ель или сосну. Нельзя привязывать тряпочки, одежду. Цвет ленты также имеет значение: белый цвет – цвет молока, жизни; желтый- солнца и луны; розовый- символ огня; голубой – небо и звезды, а зеленый- цвет природы в целом. Есть целый ряд требований для человека, желающего исполнить этот обряд. Вешая человек ленточку должен обратиться к природе и пожелать мира, счастья, здоровья себе и всем своим близким. В частности, он должен быть чистым, т. е. это значит в его семье в течении года никто из его родственников чтоб не умирал.
- Зачем алтайцы привязывают ленточки на деревья?
- Что нельзя привязывать на березу, лиственницу или кедр?
-На какие деревья нельзя привязывать ленточки?
-Природа Алтая очень красивая, и я вам предлагаю прогуляться.
4. Физкультминутка. «Ветер веет над полями».
Ветер веет над полями,
И качается трава (дети плавно качают руками над головой)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (подтягивание – руки вверх)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья –
Вправо-влево, взад- вперед,
А потом – наоборот. (наклоны вправо- влево, вперед- назад)
Мы взбираемся на холм, (ходьба на месте)
Там немного отдохнем. (сели).
5.- (слайд очага) У алтайцев есть аил. Аил – это летний дом. В каждом аиле есть очаг, на алтайском «очок». Очок – это металлическое кольцо с тремя ножками. На это кольцо ставят котел, казан, чайник и люди разогревают воду или готовят пищу. Алтайцы верят в то, что у каждого предмета природы есть свой дух: дух горы, дух воды, дух огня. Они уважают все окружающее : воду, горы, реки, огонь. У алтайцев принято «кормить» огонь. ---Как вы думаете, что значит «кормить» огонь?
- Хозяева дома бросают в очаг кусок лепешки, кусочки варенного мяса, жира. Таким образом они «кормят» огонь.
- Зачем они это делают? Хозяева благодарят очага, огня за тепло и пищу, задабривают дух огня, для того, чтобы огонь никогда не погас в их доме и всегда на чем было приготовить пищу. Если не будет огня, то пищу придется есть сырой. Для того, чтобы огонь не обиделся и не потух, нельзя в очаг плевать, сжигать в очаг мусор или переступать через очаг.
- Как алтайцы «кормят» огонь? Для чего они это делают?
-(слайд аржан суу – родники). Хочу рассказать еще об одном обычае алтайцев.
- Алтайцы верят, что природа целебна.
- Как вы понимаете природа целебна?
-Особой целебной силой обладают родники, горные озера (аржан суу). Алтайцы считают, что в них живут горные духи, а потому вода их них целебна, может исцелять от разных болезней. Если умыться родниковой водой или искупаться в горных озерах, то человек может вылечиться от болезней.
- Какой силой обладают родники и горные озера?
6. Дидактическая игра «Подбери слово».
-А сейчас мы с вами поиграем в игру «Подбери слово».
Я буду вам называть признак предмета, а вы должны сказать к какому предмету его можно отнести. Например: я скажу могучий, а вы добавляете могучий кедр.
На доске картинки: кедр, река Катунь, Телецкое озеро, маральник, гора Белуха, водопад.
Я называю слова : глубокий, зеленый, цветущий, высокий, холодный, быстротечный, красивый.
7. Итог занятия.
-Вот сколько обычаев алтайского народа мы узнали. В конце хочу прочитать вам стихотворение об Алтае, о красоте и богатстве края, в котором мы с вами живем.
Есть на карте России
Величавый Алтай.
Многолик, многогранен
Этот сказочный край.
Снежные вершины — словно до небес,
Горные вершины и могучий лес.
Дух парит крылатый высоко в горах,
Отражаясь в водах, словно в зеркалах.
Водопады, реки песнь свою поют,
А цветы и травы за собой зовут:
Красоту Алтая не пересказать —
Это нужно видеть, сердцем ощущать.