Светлана Сапачева
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Наша Родина — Россия»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Воспитывать патриотические чувства – любовь к Родине, чувство гордости за свою страну, уважение к символике России : флагу, гербу, гимну.
Задачи: Закрепить знания детей о названии страны, ее природе. Познакомить с географической картой, учить «читать» ее; с символикой страны, символическим значением цвета и образов (орел, всадник). Развивать интерес к историческому прошлому России.
Тип занятия : Традиционное.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Наша Родина — Россия“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
Материал: Географическая карта России, изображения символов государства: флаг, герб, иллюстрации с изображением городов, рек, озер, морей, лесов, гор; картинки с нарисованными предметами: рука, облако, дом, иголка, ножницы, арбуз, фрагменты разных форм и размеров для составления целого изображения флага, герба; воздушные шары – два белых, два синих, два красных, два обруча.
Предварительная работа: Занятия по ознакомлению с природой, с животным и растительным миром; рассматривание открыток, фотографий, иллюстраций с изображением городов, рек, лесов России; чтение произведений художественной литературы: сказки, былины, стихотворения о природе.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Ребята, посмотрите на картинки. Здесь спряталось слово. Назовите слово по первым буквам названий нарисованных предметов. (Родина) .
2. Основная часть.
- Дети, а как вы думаете, что такое Родина? Что это слово значит для вас? (Ответы детей) .
- Да, дети, вы хорошо и правильно говорили, что Родина для вас – это место где вы живете, где живут ваши родители, друзья, где ваш д/сад, поселок, в котором вы живете.
- Ребята, у слова «родина» есть более широкое значение: это страна, в которой родился человек. В какой стране вы родились? (В России) .
(Обращаю внимание детей на географическую карту России) .
- Ребята, кто-нибудь из вас знает, что это такое? (Это карта) .
- Да, это карта нашей страны. Карта может многое рассказать.
- На этой карте изображена не только Россия, но и другие страны. А как можно узнать, где какая страна? (Можно прочитать на карте название и найти границу) .
- Между всеми странами обязательно проходит граница. Я сейчас указкой проведу по границе России, и вы увидите, какую территорию занимает наша страна.
(Обвожу границу России указкой, а затем предлагаю это сделать двум-трем детям.)
- Большую территорию занимает наша страна? Я обведу границы других стран, которые находятся рядом с Россией, и вы увидите, насколько территории других стран меньше России.
(Обвожу границы Польши, Румынии, Чехословакии и др.)
- Итак, карта нам рассказала, что наша страна очень большая. А что еще может рассказать карта?
- Посмотрите, что обозначают вот эти кружочки? (Это города.)
- Назовите, какие вы знаете города, и мы попробуем найти их на карте.
(Выставляю на стенд иллюстрации с изображением видов разных русских городов.)
- Что вы еще видите на карте? Что это за синие волнистые линии, которых очень много? (Это реки.)
(Выставляю на стенд иллюстрации с изображением рек.)
- А что обозначают голубые пятна? (Это моря и озера.)
- Покажите, где вы видите моря?
(Дети показывают моря, читаю названия морей. Обращаю внимание детей на то, что еще есть и океаны, они больше морей. Выставляю на стенд иллюстрации с изображением моря.)
- Какой цвет вы еще видите на карте, его очень много? (Зеленый.)
- Как вы думаете, что обозначает зеленый цвет? (Это лес.)
- В России самый огромный лес на земле – тайга.
(Выставляю иллюстрации с изображением леса на стенд.)
- А что дают леса? (Лес – это дерево, из которого делают много разных предметов; бумагу, на которой печатают книги, из которой делают тетради, альбомы и многое другое. В лесу растут ягоды, грибы, живут различные животные.)
- Да, лес – это природное богатство, его много, но к нему нужно относиться очень бережно.
- Еще какой цвет вы видите на карте? (Коричневый.)
- А что он обозначает? (Горы.)
(Предлагаю двум-трем детям показать горы, читаю названия.)
- А что дают горы? (Предположения детей.)
- В горах добывают полезные ископаемые. Это то, что находится в земле и что нужно человеку для жизни. Например, уголь, различная руда, которые нам необходимы для изготовления металлов, а также добывают золото, алмазы.
- А сейчас мы с вами отдохнем.
Физкультурная минутка
(имитация движений)
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре,
Полетели, закружились.
- Ребята, у каждой страны есть свои отличительные знаки. Вы знаете их? (Это флаг, герб, гимн.)
- Рассмотрим флаг России. Назовите цвета флага. (У России флаг трехцветный, три полосы – белая, синяя и красная.)
- Что же они обозначают? (Белый цвет – это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает. Синий цвет – это вера, верность и правда. Народ любит свою страну, защищает ее, верен ей. Красный цвет – цвет огня, силы, мужества, отваги.)
- А где можно увидеть флаги? (Флаги можно увидеть на зданиях, кораблях, в армии у солдат, во время спортивных соревнований.)
- Сейчас мы с вами поиграем.
Игра «Собери флаг»
Собрать по образцу из фрагментов разных форм и размеров целую картинку с изображением флага.
- А это государственный герб. Давайте его рассмотрим.
- Что вы видите в центре? (Орла.)
- Расскажите о нем, какой он? (С двумя головами, с поднятыми крыльями.)
- Почему же на гербе России изображен орел? (Орел на гербе обозначает силу, это значит, что государство сильное и непобедимое.)
- Но почему у орла две головы? (Русское государство очень большое, и головы орла смотрят на запад и на восток, как бы показывая, что государство большое.)
- Что вы видите еще? (Корону.)
- Как вы думаете, что она обозначает? (Предположения детей.)
- Корона обозначает, что Россия живет по своим законам, а охраняет эти законы царь.
- А что в лапах у орла? (Ответы детей.)
- Это посох, или жезл, а еще его называют скипетр. Это символ власти, почетного положения. А в другой лапке у орла шар, или его называют держава. Держава – значит могущество, т. е. страна могучая. В центре герб Москвы.
- А почему герб Москвы в самом центре? (Предположения детей.)
- Да, потому что Москва – главный город России, ее столица.
- Этому российскому гербу много-много лет. Конечно, нет сейчас царей. Но корона, скипетр и держава напоминают нам о том, что наша Родина очень древняя, что она возникла очень давно.
- Вы знаете, где устанавливают государственный герб?
- Государственный герб устанавливают на границе. Его помещают на специальных пограничных столбах и в местах предназначенных для проезда на территорию нашей страны. Гости, туристы, приезжающие из других государств, видят герб и флаг на границе Российской Федерации.
- Давайте поиграем.
Игра «Собери герб»
Собрать по образцу из фрагментов разных форм и размеров целое изображение герба.
- Много могут рассказать о стране ее флаг и герб. И еще у каждого государства обязательно есть свой гимн. Гимн – это торжественная песня. Ее исполняют в самых торжественных случаях – во время праздников, на торжественных приемах представителей других стран, на спортивных соревнованиях.
- Когда спортсмены побеждают на соревнованиях, то поднимается флаг их Родины и звучит гимн их страны. При исполнении гимна все обязательно встают, а мужчины и мальчики снимают головные уборы.
- Сейчас у нас пройдут спортивные соревнования.
Эстафета
Дети делятся на две команды. У каждой команды по три воздушных шарика – белый, синий, красный. Первая пара участников составляет пирамиду из шариков (зажимает синий между белым и красным) – добежав до обруча, оставляет в нем шары. Следующая пара бежит к обручу, складывает шары в правильном порядке и возвращается с ними к команде. И т. д.
3. Итог занятия
- Ребята, подойдите к стенду. Что мы сегодня узнали о нашей стране? (Наша страна Россия – очень большая. В России много городов. Природа России разнообразная – много рек, морей, лесов, есть горы. У России есть свой государственный флаг, герб. Если флаг и герб мы видим, то гимн слышим. Гимн слушают стоя.)